Информация к размышлению

Редакционная статья

Информация к размышлению

Казахстанских ученых стимулируют к встраиванию в науку мировую. Пожалуй, для такой небольшой страны, как Казахстан, другого пути быть и не может. Стимуляция производится посредством двух вещей: изменены правила присуждения научных степеней и все научные учреждения и вузы бесплатно подключены к международным базам знаний.

Анализ того, кто и как публикуется, плюс того, кто и как пользуется базами, дает обильную пищу для размышлений. Среди отечественных вузов есть такие, которые базами пользуются активно (см. таблицу 5 на стр. 15). Но есть и те, кто вообще не заглядывал в них (см. таблицу 6 на стр. 16). По словам директора департамента международных отношений НЦНТИ Лязизы Мукашевой, причины этого — незнание английского языка, отсутствие учета и контроля использования зарубежных информационных ресурсов среди организаций-подписчиков, элементарное незнание о возможности доступа к зарубежным информационным ресурсам и невысокий уровень эффективности обучающих семинаров и тренингов по функциональным возможностям зарубежных информационных ресурсов.

Однако, если говорить откровенно, косвенно это свидетельствует о том, что студентам и преподавателям этих учебных заведений наука попросту неинтересна. И если учителям из академии моды «Сымбат» это можно простить, то представителям, допустим, некоего Евразийского технологического университета — вряд ли.

Отсюда напрашивается очевидный вывод: действительно высокого уровня специалистов такие заведения поставлять не могут. А значит, напрашивается реформа высшего образования. Такие институты могут готовить только бакалавров, но не магистров. Конечно, есть вузы, которые четко ориентированы только на подготовку кадров — с этим трудно спорить. Ждать от них научных прорывов не стоит. Но тогда их нужно отделить от передовых учебных заведений. Однако некоторые вузы все-таки вовсе должны быть ликвидированы как дискредитирующие отечественное образование.

Одновременно таблица дает представление о глубине деградации институтов, входящих в Академию наук. В базы не заглядывали не только ученые из Института прикладной математики, но и собственно из Национальной академии наук никто не заходил. Это означает, что ученых там не осталось, потому что ученого отличает любопытство к достижениям своих коллег, живой ум, неутолимая жажда знаний. Конечно, можно предположить, что наши академики не знают английского, хотя то самое любопытство заставляет даже ученых в возрасте овладевать языком, если не разговорным, то письменным. Но даже если предположить, что главное препятствие — это язык, то можно догадаться, что в этих институтах нет достаточного числа молодых людей, которые переводили бы своим старшим товарищам статьи или рефераты иностранных коллег. А это тоже диагноз. Значит, условий для выживания этих институтов нет. Воссоздавать ли эти условия или уже совсем закрыть эти институты, а средства перенаправить другим — пусть на это даст ответ само научное сообщество. В России реформа РАН, инициированная властями, вызвала бурю эмоций, научные работники выходили на манифестации с плакатами — никто не ждал от них такой активности. Но в России другая ситуация. У нас с невузовской наукой, за редчайшим исключением вроде ИЯФ, похоже, дела совсем плохи.

Читайте тему номера: Измерение науки

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?