Уходящая натура

Уходящая натура

Фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» получил Серебряного льва на Венецианском кинофестивале. Режиссер обратился к старой советской традиции — снимать кино, фиксирующее исчезающую жизнь деревни в наступающем урбанистическом мире. Конфликт деревни и города характерен для литературы и кинематографа СССР. Тема форсированной индустриализации, вторгшейся в бескрайние сельские просторы и разрушившей общинное сознание, до сих пор актуальна для российской культуры. Выделение индивида из коллектива на отдельных островках «нашей родины» еще окончательно не произошло, а уже наступил следующий этап — переход к обществу потребления.

Красота и магическая дикость архангельской природы с невыносимой легкостью скрашивает одиночество существования. Главный герой, почтальон Тряпицын, плохо спит ночами в своем покосившемся домике. Кругом такой же непритязательный быт: избушки, которым не хватает разве что куриных ножек — материальное для немногих обитателей заброшенной деревни не главное. Они не гонятся за плодами технической цивилизации, живя на ее отшибе. Тем не менее одно из ее достижений налаживает нехитрый ритм деревни. Главный герой — почтальон и единственный обладатель лодки с мотором. Без него престарелые сельчане не получат пенсии и не смогут прикупить водки, нечем будет оплатить штраф за браконьерство. Водитель лодки — связывающая ось, без него села Кенозера оторвались бы вовсе от орбиты родной земли и улетели бы куда-то в безвоздушное пространство. Но дело, конечно, не в лодке (которую в фильме крадут), а в человеке. Тряпицын — добрый дух и властелин озера, будто списанный со сказок Бажова. Фильм Кончаловского документально-игровой. Главного героя, почтальона из Архангельской области, нашли после долгих поисков и выбрали из пятидесяти почтальонов-кандидатов. В картине мы видим его реальные будни. Смерть и похороны старушки Капустиной произошли на самом деле. В этом кино снялась единственная профессиональная актриса, сыгравшая одноклассницу главного героя. У Кончаловского получилась документальная сказка об уходящей натуре (легенде российской культуры), которая так и не стала реальностью.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики