Амбициозный старт

В нынешнем рейтинге лидер машиностроителей — «АЗИЯ АВТО». Реализуемая стратегия, пожалуй, закрепляет его в топе на много лет вперед

Амбициозный старт

Ровно год назад «Эксперт Казахстан» писал о том, что отечественное машиностроение вошло в фазу быстрого стартового роста, и от этого сегмента мы вправе ожидать увеличения веса и стабильного присутствия в списке самых крупных бизнесов страны в ближайшие несколько лет. Рост числа машиностроительных компаний в рейтинге двухсот крупных бизнес-топов тому подтверждение.

Значение машиностроительной отрасли трудно переоценить. В мировой промышленности она лидирует по таким критериям, как число занятых и стоимость выпускаемой продукции. Развитие машиностроения непосредственным образом влияет на рост экономики страны. Потому что этот сегмент обработки, во-первых, снабжает другие отрасли экономики средствами производства. Во-вторых, являясь потребителем промежуточной продукции, ведет за собой всю «авангардную тройку», включая химическое производство, электроэнергетику, металлургию.

Сегодня власти признали, что задачи госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития не выполнены: доля несырьевого экспорта страны сократилась до 20%, а обработка просела до 10,9%. Производство нефтепродуктов, продукция химической промышленности растут незначительно, а металлургия и вовсе уменьшилась до 11% в 2013 году. На этом фоне машиностроение с показателями роста объемов производства с 687,2 млрд тенге в 2012 году до 859,2 млрд тенге в 2013 году (прирост 25%) выглядит впечатляющим. Особенно уверенно растет транспортный сегмент — автомобилестроение и железнодорожное машиностроение. Производство автотранспортных средств, показывая самую яркую динамику роста, обеспечило 18% доли в объеме производства машиностроительной продукции. Сопоставимый вклад обеспечивает железнодорожная отрасль.

Кто по списку

Текущий список двухсот крупнейших компаний РК пополнился двумя участниками. Тем самым машиностроительная отрасль представлена семью предприятиями, а также одним холдингом в составе ФНБ «Самрук-Казына». Совокупный объем их реализации составил 316,8 млрд тенге с общим ростом около 58% к 2012 году. Причем отработать прошлый год в плюсе не смогли LG Electronics Almaty Kazakhstan и НК «Казахстан Инжиниринг», темпы объема реализации которых продемонстрировали спад в 12% и 14% соответственно. Самые низкие темы роста среди машиностроительных компаний у «Локомотив Курастыру зауыты» — 2%, самые высокие у «Тулпар-Тальго» — 146%.

Пальма первенства в рейтинге машиностроителей у автосборочного завода «АЗИЯ АВТО», который обосновался на 43-м месте сводного списка: 93-процентный рост реализации поднял компанию на 28 строчек, оборот в абсолютных цифрах достиг рекордных 87,9 млрд тенге. Второе место в среде машиностроительных предприятий у «Локомотив Курастыру зауыты»; в прошлом году, как оказалось, «дочка» КТЖ реализовала свою продукцию на 49,2 млрд тенге. Производитель бытовой электротехники и по совместительству лидер машиностроителей предыдущего рейтинга — LG Electronics Almaty Kazakhstan — спустился на 81-ю позицию. Еще одна компания, производящая железнодорожные вагоны, «Тулпар-Тальго» в прошлом году показала впечатляющий результат: темп роста — 146%, продукция реализована на 28,7 млрд тенге. Это закрепило за компанией четвертое место в зачете машиностроителей. За ней костанайский автосборочный завод «АгромашХолдинг», абсолютные показатели которого в три раза меньше, чем у коллег из Восточного Казахстана,— 27,3 млрд тенге. Следующим идет созданный два года назад «Электровоз Курастыру зауыты», а список машиностроителей, как и рейтинг крупнейших компаний РК, завершает производитель трансформаторного оборудования широкого применения «Кентауский трансформаторный завод» со скромными 15,5 млрд тенге.

К этой семерке стоит добавить НК «Казахстан Инжиниринг», входящую в структуру «Самрук-Казына». Национальная компания, объединившая под своим крылом 17 машиностроительных предприятий и собирающая линейку от тягачей и грузовых вагонов до вертолетов, спустилась с 69-й позиции на 86-ю, объем реализации — 44,7 млрд тенге. Это меньше на 7,5 млрд по сравнению с базисным показателем. Необходимо отметить, что есть машиностроительные предприятия в структуре других холдингов, которые присутствуют в рейтинге, но по другой специализации: например, правопреемник ENRC — «Евразийская производственная компания», в которую входит производитель широкой номенклатуры грузовых кранов — «Павлодарский машиностроительный завод».

Выход автосборочного завода в лидеры закономерен. Именно автомобилестроение сегодня играет роль главного драйвера машиностроительной отрасли. Согласно данным комитета по статистике МНЭ РК, доля «АЗИЯ АВТО» и «АгромашХолдинга» в общем объеме выпуска машин и оборудования — 18%. Аналогичные цифры демонстрируют десятки предприятий, специализирующихся на выпуске грузовых и пассажирских вагонов. Однако темпы роста автомобилестроения и железнодорожного машиностроения несопоставимы. Производители авто в 2013 году выросли на 100,4%, производители вагонов на 32,3%. Автомобильная отрасль спускает с конвейера в 21 раз больше продукции, чем все предприятия, производящие железнодорожные вагоны. Крупнейший игрок сектора автосборочный завод «АЗИЯ АВТО» в 2013 году обеспечил 13% всего выпуска казахстанского машиностроения. В январе-сентябре 2014 года вклад усть-каменогорского производителя достиг уже 14,7%. За прошедший год с конвейера завода сошло более 31 тыс. машин, и это 83% всех легковых автомобилей, произведенных в стране.

Только начало пути

Группа Компаний «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО», в которую входят «АЗИЯ АВТО» и сервисно-сбытовая сеть «БИПЭК АВТО», смогла выстроить успешный вертикально интегрированный бизнес. 34 офиса продаж и обслуживания — даже в самых отдаленных уголках страны. Собственный логистический парк: 320 железнодорожных вагонов и 37 автовозов. Сборочный конвейер, который отгружает 4 из 5 выпускаемых в стране автомобилей. Но главное в бизнес-модели холдинга — сбалансированный портфель брендов с акцентом на демократичный сегмент. Сегодня 88% всех бюджетных автомобилей, не превышающих в цене 12 тыс. долларов, казахстанцы приобретают в филиалах «БИПЭК АВТО». Продажи группы за девять месяцев с начала года достигли 63,5 тыс. авто. А это свыше 53% казахстанского авторынка целиком.

Оборот в 1,3 млрд долларов не только обеспечивает 14% бюджета Восточно-Казахстанской области, но и позволяет холдингу наносить на карту цивилизованного авторетейла все новые точки. Только с начала 2013 года свои двери распахнули дилерские центры «БИПЭК АВТО» в восьми казахстанских городах и поселках: Каскелене, Кульсары, Жанаозене, Рудном, Хромтау, Экибастузе, а также Степногорске и Бейнеу. В октябре первых клиентов встретил новый автоцентр компании в Шымкенте. Дан старт созданию крупнейшей транспортно-логистической базы в южном регионе Казахстана общей площадью 4 га. Начато строительство новых автоцентров в Астане и Актау. Подписан меморандум с акиматом о строительстве автоцентра в Актобе.

В 2014 году БИПЭК инвестировал в развитие филиальной сети, сервисной инфраструктуры и создание новых производственных мощностей 11 млрд тенге. Только за работу с клиентами по всей стране сегодня отвечают 3 тыс. сотрудников компании. Всего же команда холдинга насчитывает уже 6,1 тыс. человек.

А что в средне- и долгосрочной перспективе? Группа Компаний «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» и российский «АвтоВАЗ» воплощают в жизнь наиболеее амбициозный отраслевой проект в истории отечественного машиностроения — создание автопромышленного кластера мощностью 120 тыс. машин в год. На 523 гектарах усть-каменогорской земли к 2017 году возведут цеха сварки и окраски кузова, сборки автомобилей плюс технопарк по выпуску автокомпонентов. Всего 262 тыс. квадратных метров. Общий объем инвестиций в проект превысит 1,1 млрд долларов.

На строящихся мощностях полного цикла партнеры наладят выпуск новой генерации моделей, проектирование которых ведется сегодня «АвтоВАЗом» в содружестве с альянсом Renault-Nissan. В ближайшие три года российский автогигант намерен вывести на рынок 6 новых моделей. Одними из первых в производство на усть-каменогорском конвейере будут запущены седан LADA Vesta и кроссовер LADA XRAY. Именно фокусировка на массовом спросе позволит обеспечить максимальный объем выпуска на платформу — это главный фактор доходности любого современного автопроизводства.

Более 40 млн долларов уже направлено на проектные работы, закупку тяжелой техники и запуск собственного производства стройматериалов (вот где зарыта оптимизация бизнеса). Первые 4000 квадратных метров, необходимые для работы строителей, уже сданы.

Разработан и инжиниринговый концепт проекта. Работы велись европейской компанией Tebodin. В портфеле разработчика проектирование автомобильных производств по заказу Audi, BMW, Ford, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo и Renault.

Одним словом, от активной фазы строительства отделяет лишь зимний сезон. Если все пойдет по плану, то к 2017 году в строй войдет первая очередь мощностью до 60 тыс. автомобилей в год. Уже на этом этапе нынешние объемы выпуска «АЗИЯ АВТО» будут удвоены. Но проект нацелен не на экстенсивный рост.

Полная загрузка мощностей увеличит производительность труда на усть-каменогорском конвейере до 150 тыс. долларов на работника (сегодня средняя по машиностроению цифра 24 тыс. долларов), вклад в ВВП страны составит 0,4%. С выходом на проектную мощность будет создано 4 тыс. новых рабочих мест на базовом производстве и 8 тыс. на смежных мощностях по выпуску бамперов, выхлопных систем, сидений и десятков видов других необходимых комплектующих.

На Сибирь

Как мы помним, ряд казахстанских автопроизводителей уже выступал с заявлениями о выходе своей продукции на рынок России. Но протекционизм российских властей и «негостеприимность» представителей российской автоиндустрии успели отрезвить оптимистов от казахстанского автопрома.

Акционеры «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» подошли к вопросу хеджирования этих рисков с присущим им чувством масштаба и основательностью. Задолго до запуска новых мощностей в Усть-Каменогорске, они выходят на рынок России вместе с крупнейшим местным автопроизводителем, вторым акционером которого является правительство РФ. Речь, разумеется, об «АвтоВАЗе». В рамках подписанного в сентябре соглашения партнеры уже сегодня приступают к совместной деятельности на рынках азиатской части РФ.

На первом этапе «БИПЭК» и «АвтоВАЗ» объединят ресурсы для осуществления дистрибуции, розничных продаж и послепродажного обслуживания автомобилей Lada в Сибирском федеральном округе (30% территории РФ с населением свыше 19 млн жителей). Затем с запуском автопроизводства «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» обеспечит снабжение жителей Сибири автомобилями казахстанского производства (планируется экспортировать на рынок РФ более половины продукции).

«Надо признать, что это уникальный в своем роде пример: казахстанской компании вверяется дистрибуция и продвижение российских автомобилей на «домашнем», российском рынке. Но это — закономерный шаг. Во-первых, “БИПЭК АВТО” — сильнейший участник казахстанской автоиндустрии: ему принадлежит 54% рынка страны и 84% легкового автопроизводства. Во-вторых, “БИПЭК АВТО” — один из ведущих партнеров “АвтоВАЗа” с более чем 20-летней историей отношений. Но что еще более важно, благодаря профессионализму “БИПЭК АВТО” Lada пользуется феноменальным успехом в Казахстане: 31% рынка легковых авто и 88% сегмента доступных автомобилей в нише до 12 тыс. долларов. Несмотря на растущую конкуренцию, только за минувшие три года число покупателей Lada в стране выросло в 4,5 раза»,— так объясняет появление на рынке России своего казахстанского союзника президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерссон.

Четырехлетняя летопись Таможенного союза и ЕАЭС действительно не знает примеров выхода на российский рынок казахстанского производителя, еще и в таком значимом секторе, как автоиндустрия. Стоит ли ожидать, что этот прецедент откроет череду успешных дебютов отечественных компаний на рынке единого таможенного пространства? Вряд ли. Ведь мы имеем дело с альянсом двух крупнейших игроков на своих рынках в самой быстрорастущей и капиталоемкой отрасли казахстанской промышленности. Но, как любой образцовый бизнес-кейс, опыт «АвтоВАЗа» и БИПЭК АВТО, несомненно, вдохновит многих представителей отечественного бизнеса прежде всего на поиск влиятельных союзников на главном рынке ТС.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности