Амбициозный старт

В нынешнем рейтинге лидер машиностроителей — «АЗИЯ АВТО». Реализуемая стратегия, пожалуй, закрепляет его в топе на много лет вперед

Амбициозный старт

Ровно год назад «Эксперт Казахстан» писал о том, что отечественное машиностроение вошло в фазу быстрого стартового роста, и от этого сегмента мы вправе ожидать увеличения веса и стабильного присутствия в списке самых крупных бизнесов страны в ближайшие несколько лет. Рост числа машиностроительных компаний в рейтинге двухсот крупных бизнес-топов тому подтверждение.

Значение машиностроительной отрасли трудно переоценить. В мировой промышленности она лидирует по таким критериям, как число занятых и стоимость выпускаемой продукции. Развитие машиностроения непосредственным образом влияет на рост экономики страны. Потому что этот сегмент обработки, во-первых, снабжает другие отрасли экономики средствами производства. Во-вторых, являясь потребителем промежуточной продукции, ведет за собой всю «авангардную тройку», включая химическое производство, электроэнергетику, металлургию.

Сегодня власти признали, что задачи госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития не выполнены: доля несырьевого экспорта страны сократилась до 20%, а обработка просела до 10,9%. Производство нефтепродуктов, продукция химической промышленности растут незначительно, а металлургия и вовсе уменьшилась до 11% в 2013 году. На этом фоне машиностроение с показателями роста объемов производства с 687,2 млрд тенге в 2012 году до 859,2 млрд тенге в 2013 году (прирост 25%) выглядит впечатляющим. Особенно уверенно растет транспортный сегмент — автомобилестроение и железнодорожное машиностроение. Производство автотранспортных средств, показывая самую яркую динамику роста, обеспечило 18% доли в объеме производства машиностроительной продукции. Сопоставимый вклад обеспечивает железнодорожная отрасль.

Кто по списку

Текущий список двухсот крупнейших компаний РК пополнился двумя участниками. Тем самым машиностроительная отрасль представлена семью предприятиями, а также одним холдингом в составе ФНБ «Самрук-Казына». Совокупный объем их реализации составил 316,8 млрд тенге с общим ростом около 58% к 2012 году. Причем отработать прошлый год в плюсе не смогли LG Electronics Almaty Kazakhstan и НК «Казахстан Инжиниринг», темпы объема реализации которых продемонстрировали спад в 12% и 14% соответственно. Самые низкие темы роста среди машиностроительных компаний у «Локомотив Курастыру зауыты» — 2%, самые высокие у «Тулпар-Тальго» — 146%.

Пальма первенства в рейтинге машиностроителей у автосборочного завода «АЗИЯ АВТО», который обосновался на 43-м месте сводного списка: 93-процентный рост реализации поднял компанию на 28 строчек, оборот в абсолютных цифрах достиг рекордных 87,9 млрд тенге. Второе место в среде машиностроительных предприятий у «Локомотив Курастыру зауыты»; в прошлом году, как оказалось, «дочка» КТЖ реализовала свою продукцию на 49,2 млрд тенге. Производитель бытовой электротехники и по совместительству лидер машиностроителей предыдущего рейтинга — LG Electronics Almaty Kazakhstan — спустился на 81-ю позицию. Еще одна компания, производящая железнодорожные вагоны, «Тулпар-Тальго» в прошлом году показала впечатляющий результат: темп роста — 146%, продукция реализована на 28,7 млрд тенге. Это закрепило за компанией четвертое место в зачете машиностроителей. За ней костанайский автосборочный завод «АгромашХолдинг», абсолютные показатели которого в три раза меньше, чем у коллег из Восточного Казахстана,— 27,3 млрд тенге. Следующим идет созданный два года назад «Электровоз Курастыру зауыты», а список машиностроителей, как и рейтинг крупнейших компаний РК, завершает производитель трансформаторного оборудования широкого применения «Кентауский трансформаторный завод» со скромными 15,5 млрд тенге.

К этой семерке стоит добавить НК «Казахстан Инжиниринг», входящую в структуру «Самрук-Казына». Национальная компания, объединившая под своим крылом 17 машиностроительных предприятий и собирающая линейку от тягачей и грузовых вагонов до вертолетов, спустилась с 69-й позиции на 86-ю, объем реализации — 44,7 млрд тенге. Это меньше на 7,5 млрд по сравнению с базисным показателем. Необходимо отметить, что есть машиностроительные предприятия в структуре других холдингов, которые присутствуют в рейтинге, но по другой специализации: например, правопреемник ENRC — «Евразийская производственная компания», в которую входит производитель широкой номенклатуры грузовых кранов — «Павлодарский машиностроительный завод».

Выход автосборочного завода в лидеры закономерен. Именно автомобилестроение сегодня играет роль главного драйвера машиностроительной отрасли. Согласно данным комитета по статистике МНЭ РК, доля «АЗИЯ АВТО» и «АгромашХолдинга» в общем объеме выпуска машин и оборудования — 18%. Аналогичные цифры демонстрируют десятки предприятий, специализирующихся на выпуске грузовых и пассажирских вагонов. Однако темпы роста автомобилестроения и железнодорожного машиностроения несопоставимы. Производители авто в 2013 году выросли на 100,4%, производители вагонов на 32,3%. Автомобильная отрасль спускает с конвейера в 21 раз больше продукции, чем все предприятия, производящие железнодорожные вагоны. Крупнейший игрок сектора автосборочный завод «АЗИЯ АВТО» в 2013 году обеспечил 13% всего выпуска казахстанского машиностроения. В январе-сентябре 2014 года вклад усть-каменогорского производителя достиг уже 14,7%. За прошедший год с конвейера завода сошло более 31 тыс. машин, и это 83% всех легковых автомобилей, произведенных в стране.

Только начало пути

Группа Компаний «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО», в которую входят «АЗИЯ АВТО» и сервисно-сбытовая сеть «БИПЭК АВТО», смогла выстроить успешный вертикально интегрированный бизнес. 34 офиса продаж и обслуживания — даже в самых отдаленных уголках страны. Собственный логистический парк: 320 железнодорожных вагонов и 37 автовозов. Сборочный конвейер, который отгружает 4 из 5 выпускаемых в стране автомобилей. Но главное в бизнес-модели холдинга — сбалансированный портфель брендов с акцентом на демократичный сегмент. Сегодня 88% всех бюджетных автомобилей, не превышающих в цене 12 тыс. долларов, казахстанцы приобретают в филиалах «БИПЭК АВТО». Продажи группы за девять месяцев с начала года достигли 63,5 тыс. авто. А это свыше 53% казахстанского авторынка целиком.

Оборот в 1,3 млрд долларов не только обеспечивает 14% бюджета Восточно-Казахстанской области, но и позволяет холдингу наносить на карту цивилизованного авторетейла все новые точки. Только с начала 2013 года свои двери распахнули дилерские центры «БИПЭК АВТО» в восьми казахстанских городах и поселках: Каскелене, Кульсары, Жанаозене, Рудном, Хромтау, Экибастузе, а также Степногорске и Бейнеу. В октябре первых клиентов встретил новый автоцентр компании в Шымкенте. Дан старт созданию крупнейшей транспортно-логистической базы в южном регионе Казахстана общей площадью 4 га. Начато строительство новых автоцентров в Астане и Актау. Подписан меморандум с акиматом о строительстве автоцентра в Актобе.

В 2014 году БИПЭК инвестировал в развитие филиальной сети, сервисной инфраструктуры и создание новых производственных мощностей 11 млрд тенге. Только за работу с клиентами по всей стране сегодня отвечают 3 тыс. сотрудников компании. Всего же команда холдинга насчитывает уже 6,1 тыс. человек.

А что в средне- и долгосрочной перспективе? Группа Компаний «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» и российский «АвтоВАЗ» воплощают в жизнь наиболеее амбициозный отраслевой проект в истории отечественного машиностроения — создание автопромышленного кластера мощностью 120 тыс. машин в год. На 523 гектарах усть-каменогорской земли к 2017 году возведут цеха сварки и окраски кузова, сборки автомобилей плюс технопарк по выпуску автокомпонентов. Всего 262 тыс. квадратных метров. Общий объем инвестиций в проект превысит 1,1 млрд долларов.

На строящихся мощностях полного цикла партнеры наладят выпуск новой генерации моделей, проектирование которых ведется сегодня «АвтоВАЗом» в содружестве с альянсом Renault-Nissan. В ближайшие три года российский автогигант намерен вывести на рынок 6 новых моделей. Одними из первых в производство на усть-каменогорском конвейере будут запущены седан LADA Vesta и кроссовер LADA XRAY. Именно фокусировка на массовом спросе позволит обеспечить максимальный объем выпуска на платформу — это главный фактор доходности любого современного автопроизводства.

Более 40 млн долларов уже направлено на проектные работы, закупку тяжелой техники и запуск собственного производства стройматериалов (вот где зарыта оптимизация бизнеса). Первые 4000 квадратных метров, необходимые для работы строителей, уже сданы.

Разработан и инжиниринговый концепт проекта. Работы велись европейской компанией Tebodin. В портфеле разработчика проектирование автомобильных производств по заказу Audi, BMW, Ford, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo и Renault.

Одним словом, от активной фазы строительства отделяет лишь зимний сезон. Если все пойдет по плану, то к 2017 году в строй войдет первая очередь мощностью до 60 тыс. автомобилей в год. Уже на этом этапе нынешние объемы выпуска «АЗИЯ АВТО» будут удвоены. Но проект нацелен не на экстенсивный рост.

Полная загрузка мощностей увеличит производительность труда на усть-каменогорском конвейере до 150 тыс. долларов на работника (сегодня средняя по машиностроению цифра 24 тыс. долларов), вклад в ВВП страны составит 0,4%. С выходом на проектную мощность будет создано 4 тыс. новых рабочих мест на базовом производстве и 8 тыс. на смежных мощностях по выпуску бамперов, выхлопных систем, сидений и десятков видов других необходимых комплектующих.

На Сибирь

Как мы помним, ряд казахстанских автопроизводителей уже выступал с заявлениями о выходе своей продукции на рынок России. Но протекционизм российских властей и «негостеприимность» представителей российской автоиндустрии успели отрезвить оптимистов от казахстанского автопрома.

Акционеры «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» подошли к вопросу хеджирования этих рисков с присущим им чувством масштаба и основательностью. Задолго до запуска новых мощностей в Усть-Каменогорске, они выходят на рынок России вместе с крупнейшим местным автопроизводителем, вторым акционером которого является правительство РФ. Речь, разумеется, об «АвтоВАЗе». В рамках подписанного в сентябре соглашения партнеры уже сегодня приступают к совместной деятельности на рынках азиатской части РФ.

На первом этапе «БИПЭК» и «АвтоВАЗ» объединят ресурсы для осуществления дистрибуции, розничных продаж и послепродажного обслуживания автомобилей Lada в Сибирском федеральном округе (30% территории РФ с населением свыше 19 млн жителей). Затем с запуском автопроизводства «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» обеспечит снабжение жителей Сибири автомобилями казахстанского производства (планируется экспортировать на рынок РФ более половины продукции).

«Надо признать, что это уникальный в своем роде пример: казахстанской компании вверяется дистрибуция и продвижение российских автомобилей на «домашнем», российском рынке. Но это — закономерный шаг. Во-первых, “БИПЭК АВТО” — сильнейший участник казахстанской автоиндустрии: ему принадлежит 54% рынка страны и 84% легкового автопроизводства. Во-вторых, “БИПЭК АВТО” — один из ведущих партнеров “АвтоВАЗа” с более чем 20-летней историей отношений. Но что еще более важно, благодаря профессионализму “БИПЭК АВТО” Lada пользуется феноменальным успехом в Казахстане: 31% рынка легковых авто и 88% сегмента доступных автомобилей в нише до 12 тыс. долларов. Несмотря на растущую конкуренцию, только за минувшие три года число покупателей Lada в стране выросло в 4,5 раза»,— так объясняет появление на рынке России своего казахстанского союзника президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерссон.

Четырехлетняя летопись Таможенного союза и ЕАЭС действительно не знает примеров выхода на российский рынок казахстанского производителя, еще и в таком значимом секторе, как автоиндустрия. Стоит ли ожидать, что этот прецедент откроет череду успешных дебютов отечественных компаний на рынке единого таможенного пространства? Вряд ли. Ведь мы имеем дело с альянсом двух крупнейших игроков на своих рынках в самой быстрорастущей и капиталоемкой отрасли казахстанской промышленности. Но, как любой образцовый бизнес-кейс, опыт «АвтоВАЗа» и БИПЭК АВТО, несомненно, вдохновит многих представителей отечественного бизнеса прежде всего на поиск влиятельных союзников на главном рынке ТС.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости

Экономика и финансы

Призрак Агробанка

Старая идея создания Агробанка на базе «КазАгро» может все же воплотиться в жизнь