Технические неполадки образования

Качественный рост профессиональных кадров технических специальностей может быть обеспечен лишь при условии активного сотрудничества учебных заведений с бизнесом

Технические неполадки образования

За последние годы в Казахстане значительно ухудшилось преподавание технических дисциплин при ощутимом снижении уровня подготовки самих учителей, которые плохо знают практическую составляющую своего предмета. Одновременно с этим страна сегодня столкнулась с острым дефицитом кадров технических специальностей почти во всех отраслях. Это возникло вследствие потери связи профессионального и технического образования (ТиПО) с производством, которое перестало участвовать в выработке программ и в самом процессе обучения. В советское время каждое училище было закреплено за каким-нибудь предприятием, обеспечивающим его необходимыми станками, а также принимало на стажировку учащихся, лучших из которых впоследствии у себя трудоустраивало. Сейчас же во многих учебных заведениях оборудование не обновлялось на протяжении нескольких десятков лет, тогда как предприятия модернизируют свои производства, отказываясь от старой техники. Соответственно, выпускники не получают практических навыков работы на нужных станках, а также недостаточно конкурентоспособны на рынке труда.

В основном проблема нехватки профессиональных, в том числе и технических, кадров обострилась после старта Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 годы, когда власти осознали, что казахстанская система высшего образования не способна обеспечивать потребности рынка труда, в особенности по приоритетным для развития отрасли направлениям. Тогда президент страны Нурсултан Назарбаев предложил создавать передовые межрегиональные центры по подготовке и переподготовке кадров, внедрять отраслевые системы сертификации и квалификации специалистов, а также расширить перечень грантов и стипендий на освоение дефицитных специальностей во всех отраслях.

Следует признать, что сейчас бизнес нужнее нам, чем мы ему. Со временем, если мы докажем им свою конкурентоспособность, то бизнес, возможно, поменяет отношение к нам 

Изменить ситуацию к лучшему правительство намеревалось еще шесть лет назад с помощью принятой Государственной программы развития технического и профессионального образования в РК на 2008–2012 годы, направленной на повышение качества подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов в этой сфере. Но, видимо, до конца решить все поставленные задачи так и не удалось. Затем стартовал проект «Модернизация профессионально-технического образования» в рамках долгосрочной Госпрограммы развития образования на 2011–2020 годы. Его авторы планируют внедрить новые образовательные технологии при подготовке студентов технических, технологических и сельскохозяйственных специальностей через непосредственное участие потенциальных работодателей. На реализацию инициативы предусмотрено 33,2 млн долларов, из них 29 млн долларов составляет заем у Всемирного банка. Еще одним лекарством от проблем в ТиПО является Национальная палата предпринимателей, которая получила кураторские функции анализа и содействия в развитии этой сферы. Теперь, как отмечают в НПП, бизнес будет не просто сторонним наблюдателем, а примет активное участие в подготовке кадров.

Очевидно, пришло время наверстывать упущенное по части подготовки квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям времени и потребностям рынка. Значительный шаг вперед будет сделан, когда вузы начнут тесно сотрудничать с потенциальными работодателями, а финансирование профессионально-технических училищ возрастет настолько, что станет возможным приглашать на работу лучших педагогов, возможно даже не из Казахстана, обновить учебное оборудование и увеличить число государственных грантов по отдельным специальностям.

Ректор первого Международного IT-университета Дамир Шыныбеков поделился с журналом «Эксперт Казахстан» своим видением того, что необходимо сделать учебным заведениям для подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров технических специальностей.

Нужна критическая масса

— Дамир, согласны вы ли с мнением о том, что страна испытывает дефицит именно технических специалистов? Какие необходимо предпринять меры, чтобы изменить эту ситуацию?

— Полностью согласен. Чтобы стать действительно конкурентоспособной страной, нужно достичь определенной критической массы. Мы же эту критическую массу не создали. Когда говорят, что выпускники технических специальностей в Казахстане малоконкурентоспособны, это реальность сегодняшней системы образования. Задача, которая стоит перед Казахстаном, сделать так, чтобы молодые люди, вышедшие из стен вузов, были с развитыми коммуникативными навыками, умели адаптироваться в сложных ситуациях, нестандартно мыслили и применяли свои знания на практике. Необходимо также повысить значимость технических специальностей, чтобы создать определенную конкуренцию на рынке. Если этого не произойдет, то развитие страны в целом будет на порядок отставать, что приведет к общему падению уровня благосостояния Казахстана.

К сожалению, в нашей республике было много чего упущено, но, однако, даже на примере IT-университета страна быстро восстанавливает свои силы.

Во-первых, чтобы подготовить достаточно конкурентоспособного специалиста в области технических наук, нужно дать ему максимальное количество навыков и знаний, а также желательно за годы подготовки студента научить его все это применять на практике. Что для этого нужно? Первое: необходимо понять, что у нас было хорошего, чтобы изобретать велосипед не пришлось; к примеру, в республике была изначально хорошая база педагогов технических специальностей по фундаментальным предметам. Второе: нужно преподавать знания на языках, которые лидируют в этой области. В нашем случае, для IT-специалистов, это английский язык. Если студентов этой специальности обучать на русском языке, где используется устаревшая литература и отставшие на несколько лет технологии, ничего хорошего не выйдет. Тем более когда специалист по IT знает английский язык на уровне выше среднего, он способен быть конкурентоспособным не только внутри Казахстана, но и за его пределами.

Во-вторых, необходимо найти лучшие мировые программы и в максимально короткие сроки использовать их у себя в учебном заведении. Мы за основу обучения студентов взяли программы университета США Карнеги Мэллон — лидера IT-образования в мире. Но на этом наш университет не останавливается; мы заключили более тридцати меморандумов с крупными компаниями и шесть договоров с ведущими вузами в этой области: в Прибалтике, России, Малайзии и Западной Европе. С каждым университетом мы сотрудничаем по следующим направлениям: с Россией — по линии подготовки олимпийцев, с латышскими и европейскими коллегами — по грантовым совместным исследованиям, с Малайзией — для повышения квалификации преподавателей, что обеспечивает конкурентоспособность и профессионализм выпускников.

В-третьих, надо обращать внимание на преподавательский состав. IT в Казахстане — очень молодая наука. Найти ученых в республике достаточно сложно, а специалистов со знанием английского языка еще труднее. Здесь нам на помощь приходят молодые кадры, которые закончили магистратуру либо докторантуру за рубежом. За ними у нас идет охота, но у них есть другая проблема — им не хватает и преподавательского, и научного опыта. Также надо, чтобы в вузе, помимо отечественных преподавателей, были и зарубежные, которые смогут поделиться новым взглядом. Периодически к нам приезжают преподаватели из университета Карнеги Мэллон, читают лекции, а также дают консультации по разным темам. В нашем университете есть определенные требования на этот счет — должно быть минимум 10 процентов иностранных преподавателей.

— После окончания вашего вуза легко ли студентам найти работу?

— Если брать IT, то проблема в том, что на третьем курсе наши студенты приходят и просят свободное посещение, поскольку их навыки настолько высоки, что их приглашают на работу. Но если освободить студента от занятий, то мы потеряем качество. Тем более нет гарантии, что после окончания вуза его возьмут в штат. Но в целом проблем с трудоустройством нет.

Идти навстречу бизнесу

— С какими трудностями сталкиваются выпускники вузов технических факультетов, когда устраиваются на работу по своей специальности?

— В большинстве случаев компаниям приходится переучивать молодых людей при их трудоустройстве, потому что полученные навыки выпускников зачастую не соответствуют требованиям работодателя. Но не у каждого есть такие возможности. Поэтому следует основной акцент уже с первого курса делать на практической составляющей. Возможно, нашему университету эту задачу проще всего решить, так как нам не требуется в образовательном процессе имитировать крупные заводы, а требуется лишь дать языки программирования, которые будут востребованы еще пять лет.

В том случае, если студент с первого курса практикуется, то он уже будет знать, какие нужны навыки, чтобы работать в той или иной компании. И, возможно, поймет, правильно ли он выбрал будущую профессию.

Что касается IT-университета, то мы стараемся научить студента конкретным знаниям, навыкам и быть всегда готовым к новшествам. Все это нашему университету позволяют сделать имеющиеся десять модулей в области программного обеспечения от бизнес-школы iCarnegie, программы от ряда вендоров (Microsoft, Cisco, IBM), Apple Center, где обучаем студентов программировать для операционной системы iOS, а также центр SAP, поскольку 80 процентов установленных ERP-систем на постсоветском пространстве — продукты компании SAP. Также мы заключили соглашение с компанией Huawei, которая открыла в стенах университета свою лабораторию для тестирования программ.

Одновременно мы сотрудничаем со многими крупными компаниями, в их числе Altel, Dynamics Technologies, Epam systems, Be Software и многие другие.

— Почему некоторые вузы не уделяют должного внимания практической составляющей образовательного процесса?

— Этому есть несколько разумных объяснений. Некоторые высшие учебные заведения не осознают, что без практики не получится хорошего специалиста. Но необходимо понимать, что рано или поздно эти выпускники сильно подорвут имидж университета, поэтому руководство вуза должно меняться и идти навстречу бизнесу. Следует признать, что сейчас бизнес нужнее нам, чем мы ему. Со временем, если мы докажем им свою конкурентоспособность, то бизнес, возможно, поменяет отношение к нам. На данном этапе нам надо признать, что мы зависим от него. Мы должны все время компаниям напоминать о себе и стараться устраивать студентов к ним на практику. Также нужно понять интересы и потребности компаний, чтобы в случае чего предложить им готовый разработанный продукт.

И самое главное — поменять ментальность преподавателей, чтобы они знали, что для востребованности на рынке нужно больше, чем ученая степень.

— Насколько востребованы специалисты технического профиля, имеющие ученую степень?

— Ученая степень — это привилегия. Ученая степень должна даваться человеку, который созрел и который хочет заниматься наукой. В бизнесе ученая степень как титул особо не нужна, если только не требуются какие-то исследования.

Что касается вузов, то сейчас очень малое количество людей защищается. При этом я бы не сказал, что очень сильно выросли требования к квалификации. Они, скорее всего, не видят в этом смысла, плюс немного ужесточили требования, но не в качественном, а в количественном виде. Я просто не знаю, что нас ждет через девять лет, когда действительно будет серьезный дефицит докторов наук, и кто будет преподавать — большой вопрос.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности