Фонд проблемных кредитов станет альтернативой для банков

Фонд проблемных кредитов станет альтернативой для банков

На прошлой неделе Национальный банк РК опубликовал новую концепцию функционирования АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК). Напомним, что на капитализацию фонда будет направлено 250 млрд тенге из Нацфонда. Благодаря чему, а также ряду нововведений, по замыслам авторов концепции, вырастет эффективность работы фонда. Как неоднократно отмечалось, двумя основными проблемными аспектами работы фонда были его недостаточная капитализация, а также невозможность договориться с коммерческими банками о стоимости залогового имущества. «Несмотря на сформированные 100% провизии, банки не готовы производить переуступку прав требования по «неработающему» займу по цене с учетом стоимости, определенной независимой оценочной компанией (НОК). В среднем рыночная стоимость активов, определенная НОК, по предложенным банками активам была на 80% ниже общей задолженности клиента по правам требования банка»,— отмечается в концепции.

Такое расхождение в стоимости залогового имущества легко объяснимо — львиная доля неработающих кредитов была выдана в период строительного бума — в 2006–2008 годах, когда цены на недвижимость в среднем на 50–70% были выше нынешних. Кстати, именно на строительный сектор и операции с недвижимостью, а также сферу торговли приходится основная доля неработающих кредитов.

По мнению разработчиков концепции, основными причинами низкой эффективности работы фонда также являются ожидания банков по восстановлению цены залогов, и соответственно сохранение активов на балансе является еще одной причиной низкой эффективности работы фонда; недостаточная интенсивность надзорного процесса в отношении банков с большим объемом «неработающих» займов в портфелях; законодательные ограничения, снижающие эффективность взаимодействия банков с фондом (банковская тайна, перерегистрация залогового имущества с арестами, уплата государственных пошлин и сборов и ряд других); привлекательность для банков механизма передачи «неработающего» займа в ОУСА (сохранение контроля, отсутствие необходимости определения компромиссной цены, возможность получения денежных потоков от использования актива, его продажи в последующем по более высокой цене). Дабы изменить ситуацию, в новой концепции предлагается ряд вариантов работы фонда с банками, правда, при этом подчеркивается, что ФПК — это лишь альтернатива уже имеющимся механизмам очистки кредитных портфелей. Как отмечается в концепции, сотрудничество фонда с банками будет предусматривать как прямой выкуп «неработающих» займов, так и возможность финансирования деятельности банка по управлению проблемными активами (обусловленное финансирование).

Первому направлению (прямой выкуп) в большей степени присущ ряд рисков: риск снижения стоимости актива в будущем и соответственно убытков для фонда, а также риск высоких затрат на содержание активов, восстановление стоимости и их последующую реализацию.

«Основную роль в снижении рисков в рамках данного направления будет играть справедливая стоимость, определяемая независимой оценочной компанией (НОК).

Учитывая отсутствие активного рынка проблемных активов, расхождения в оценках стоимости “неработающего” займа между банком и фондом могут оказаться существенным препятствием в осуществлении сделок»,— говорится в документе.

Второе направление — обусловленное финансирование — состоит из различных форм предоставления финансовых ресурсов и разделения рисков между фондом и банком. Например, активы передаются в управление банком либо в управление ОУСА, а также могут быть выделены в специальную финансовую компанию (СФК), созданную банком на принципах секьюритизации; фонд приобретает займы банка (с обратной передачей в доверительное управление) или облигации СФК за деньги и (или) в обмен на собственные облигации; обусловленное финансирование со стороны фонда должно учитывать временную стоимость финансовых ресурсов; в рамках предоставления обусловленного финансирования возможные дополнительные убытки фонда (включая временную стоимость финансовых ресурсов) покрываются за счет гарантии (опциона) со стороны банка либо его акционера на сумму убытков фонда. Необходимость обеспечения по гарантии (опциону) определяется условиями сделки и рисками исполнения обязательств со стороны банка (третьей стороны). При этом обеспечением гарантии (опциона) на сумму убытка фонда могут выступать денежные средства, права требования банка по займам (за исключением «неработающих» займов), залог акций либо другие ликвидные активы. На период действия (не более 10 лет) гарантии (опциона) банк может быть ограничен в распределении дивидендов.

Кроме того, еще одним механизмом взаимодействия может стать финансирование деятельности или участие фонда в капитале ОУСА.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом