Столица новых машин

Банки помогут Астане догнать Алматы по уровню проникновения легковых авто

Столица новых машин

Астана лидирует по абсолютному приросту рынка новых авто среди регионов Казахстана. За год - с июня 2013 по июнь 2014 года - автопарк легковых машин моложе трех лет увеличился на 1,8 тыс. (15,2%) - до 13,8 тыс. авто, отмечается в обзоре Ranking.kz.

Удельный вес новых авто в городе составляет 5,8%. Более высокая концентрация новых легковых машин лишь в нефтяных регионах, Атырауской и Мангистауской областях. Машины старше 10 лет составляют всего 65,6% столичного автопарка. Для сравнения в среднем по Казахстану старые авто занимают 79,2% парка легковых машин.

Правда, при активно растущем автопарке (второе место по темпам роста – 1,4%, третье место по абсолютному приросту – на 3,3 тыс.) уровень проникновения легковых авто среди населения сокращается - за год – с 275 до 264 авто на тысячу человек. Связано это, в первую очередь, с тем что в Астане самый высокий прирост населения.

По мнению аналитической службы мониторингового агентства, Астана – один из самых перспективных регионов для авторынка: активно растет спрос на авто. За год население в городе увеличилось на 5%, до 835 тыс. человек.

Такими же темпами развивается и рынок труда. Число наемных работников увеличилось на 19,3 тыс. -  до 382,6 тыс. В столице самый высокий уровень занятости населения среди регионов Казахстана. Наемные работники от всего населения города составляют 48,1%. По Казахстану в целом удельный вес официально получающих заработную плату от общего населения – всего 34,9%. Также столица в тройке лидеров по приросту фонда заработной платы – 22% за год, и по размеру среднемесячной заработной платы – 183 тыс. тенге.

Высокий уровень развития рынка труда обеспечивает столице стабильный рост платежеспособности горожан. Уровень закредитованности населения в столице достаточно низкий. Объем займа на потребительские цели на одного работника составляет 460,2 тыс. тенге. Это 2,5 среднемесячные зарплаты.

Высокий темп экономического роста столицы и, как следствие, увеличение платежеспособного населения, выводят Астану в приоритетный регион для банковского сектора. Мегаполис в лидирующей группе регионов по развитию финансовых рынков. По уровню проникновению банковских услуг, столица уступает лишь финансовому центру - Алматы. Активные платежные карты охватывают 53% населения, по Казахстану этот показатель составляет всего 37%.

Поддержку столичному авторынку обеспечивают банки. В городе работает 32 БВУ, открыто 170 отделений. Из них автокредиты на новое авто предлагают 11 банков. В сегменте автокредитов с первоначальным взносом от 20% имеется 16 предложений от 7 БВУ.

По экспертной оценке банкиров, среднестатистический объем кредита на новое авто составляет около 3,8 млн тенге. В среднемесячных зарплатах Астаны усредненный автокредит составляет примерно 21 оклад одного наемного работника.

При первоначальном взносе в 20% сроком кредита в 5 лет и годовой переплатой в 16%, ежемесячные платежи составят 106 тыс. тенге. Если рассматривать в качестве заемщика семью, где два человека получают зарплату среднестатистического уровня столицы, то в среднем ежемесячные расходы такого клиента составят 29% от доходов. Это достаточно комфортная зона по уровню закредитованности.

Прирост потенциальных клиентов для столичного рынка автокредитования – один из самых высоких по Казахстану. С июня 2013 по июнь 2014 года число домохозяйств в Астане увеличилось на 12,3 тыс. - до 253,7 тыс. За этот же период количество зарегистрированных легковых автомобилей в столице увеличилось всего на 3,3 тыс.

При более высоких показатели по среднемесячной зарплате (182,8  тыс. тенге против 158,5 тыс. тенге), Астана значительно уступает по уровню проникновения легковых авто Алматы. В южной столице на тысячу жителей приходится 324 легковых авто, в Астане – лишь 264. В то же время по абсолютному приросту новых авто Астана почти в два раза превышает Алматы (3,3 против 1,3 тыс.). В среднесрочной перспективе (3-4 года) плотность авто в столице будет сопоставима с алматинскими показателями, уверены аналитики Ranking.kz.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности