Уроки осторожных

Если деловая судьба дала вам шанс выжить, когда вы безумно рисковали, то вы вполне можете рассчитывать на то, что ваша компания будет жить вечно

Уроки осторожных

Джим Коллинз написал две великие книги о современном управлении: «От хорошего к великому» и «Построенные навечно». Эти книги — необходимый минимум для начинающего топ-менеджера. Последняя его книга-исследование — «Великие по собственному выбору» — не так хороша, но, учитывая затяжную рецессию, которую переживает бизнес всего мира, и она заслуживает внимания.

Коллинз в паре с коллегой решили узнать, в чем особенности компаний, которым удается пережить тяжелые времена. Или жестче: есть хоть у кого-нибудь основания говорить, что они погибли в депрессию, потому что рынок был плох, негде было найти деньги, власти вели себя абсурдно, а потребители вдруг разом потеряли интерес к тому, что компания делает. Для этого исследователи взяли десять компаний (их назвали «группа 10х»), которые на протяжении последних пятнадцати лет показывали на фондовом рынке результаты лучше, чем фондовый рынок в целом, и сравнили их деятельность с компаниями из тех же отраслей в тот же период и даже с лучшими, чем у группы 10х, стартовыми условиями. Легко догадаться: исследователи обнаружили, что все дело во внутренней силе компаний, а не во внешних условиях. Ведь если бы было иначе, во времена продолжительных рецессий экономика стремилась бы к исчезновению, а этого не происходит. Значит, есть те, кто умеет выживать.

Печальной осенью 2008 года Раиса Иваницкая, тогдашний директор журнала «Эксперт Урал», сказала мне: «Выживают не те, кто надеется на лучшее, а те, кто готовится к худшему». Иваницкая исследований не проводила, но американские профессора делают тот же вывод. По мнению Коллинза, эффективные менеджеры опираются на три поведенческих принципа: фанатичная дисциплина, которая не дает утерять цель; эмпирическая креативность, которая дает новые решения; продуктивная паранойя, которая сохраняет жизнь.

Начиная исследование, аналитики предполагали, что группа 10х лучше других реагирует на изменения среды. Но оказалось, что в этом смысле она ничем не отличается от своих отраслевых конкурентов. Отличается она другим: эти компании с потрясающим упорством сохраняют на протяжении всего периода равномерное ускорение, а их соперники именно это правило и нарушают. Региональная авиакомпания Southwest Airlines решила, что она должна быть доходной каждый год. И ей это удалось, несмотря на то что за 14 лет исследования американская авиация в целом только шесть лет показывала положительный баланс. Дело не только в том, что компания контролировала издержки в плохие годы. В хорошие годы она отказывалась от широкой экспансии, входила только туда, где могла с гарантией сохранить доходность. Это настойчивое следование цели формирует жесткую последовательность всей деятельности компании.

Страховая компания Progressive Insurance выбрала своей целью то, что сводный коэффициент никогда не будет превышать 96%, то есть из 100% денег, полученных за страховки, компания должна тратить на свое содержание и на страховые случаи не более 96%. Вся система планирования и оценки деятельности компании была построена вокруг этого. Как это сделать в вашем сегменте? Никто не даст готового ответа. Ни одна компания не может добиться успеха без новых решений. Опыт группы 10х учит, что решения должны быть неопасными: с низкой себестоимостью, невысоким риском и незначительными отклонениями от «основного маршрута». Та же Progressive Insurance один раз совершила ошибку. Она решила страховать компании, занимающиеся грузоперевозками (а не водителей). Эта часть бизнеса за два года поднялась с нуля до 60 млн долларов, штат вырос в десять раз, притом что убытки составляли 23%. На третий год объем страховок увеличился еще втрое. Компания держала этот бизнес до тех пор, пока не потеряла 84 млн. Причина была в том, что компании куда лучше защищают свои права, чем отдельные водители, и выполнить правило 96% не удалось.

Принцип продуктивной паранойи касается прежде всего финансов. Группа 10х имеет финансовые резервы в три–десять раз большие, чем среднестатистическая американская компания. Глава Southwest Airlines говорил об этом с пафосом: «Пока мы не забываем, какие принципы помогли нам выжить и вырасти в разгар экономической катастрофы, пока мы помним, что такие катастрофы приходят регулярно, пока мы не позволяем себе разбазаривать свои преимущества, поддавшись близорукому упрямству, эгоизму, капризу, мы будем и впредь процветать». Через десять лет после произнесения этих слов разразился кризис — 11 сентября 2001 года. Все американские авиакомпании сократили операции, Southwest Airlines не уволила ни одного сотрудника, не отменила ни один рейс. Она могла себе позволить пускать самолеты полупустыми, у нее был резерв.

Итак, умеренность, сосредоточенность на главном, дисциплина. В общем, весь набор протестантских добродетелей — высококлассный западный менеджмент каждый раз учит нас этому. Но надо понимать, что гарантий не будет. Генри Форд был во всем похож на группу 10х, но, состарившись, не заметил перемен рынка и чуть не угробил свою компанию. Создатели Hewlett-Packard в конце 1970-х пережили настоящую клиническую смерть своей компании, тоже не заметив перемен, и в тот момент они и подцепили «продуктивную паранойю». Стив Джобс был изгнан из Apple, не справившись с управлением, и вернулся победителем лишь полтора десятилетия спустя. Гипотеза: те правила, которые позволяют компаниям гарантированно выжить в тяжелых условиях, часто бывают итогом опыта того периода, когда они выжили исключительно благодаря упрямому желанию выжить.

Коллинз Д., Хансен М. Великие по собственному выбору / Джим Коллинз, Мортен Хансен; пер. с англ. Л. Сумм. — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 448 с. Тираж 3000 экз.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности