Резиновые перспективы

На казахстанском рынке шин ежегодно снижается доля нецивилизованной торговли, в республике открывается все больше специализированных шинных магазинов

Резиновые перспективы

Рынок шин в Казахстане динамично развивается, растет и меняется. На нем представлены практически все ведущие международные производители этих изделий, которые имеют в республике своих дистрибьюторов и дилеров. На росте рынка шин, с одной стороны, положительно сказывается бурное развитие автопарка в Казахстане. У нас за последние пять лет количество автомашин возросло с 2,5 до 4,1 млн. При этом на тысячу казахстанцев приходится 240 автомобилей; в соседней России на каждую тысячу жителей приходится 283 автомобиля, что в два раза меньше, чем в Европе, и в три раза меньше, чем в США. При этом следует отметить, что в России и Казахстане цифры завышены из-за большого количества автохлама, который уже не ездит, но продолжает стоять на учете. Все это наглядно показывает резерв для роста как всего автомобильного рынка, так и рынка шин. Тем временем автопарк Казахстана активно обновляется. Прошлый год принес очередной рекорд отечественному рынку новых автомобилей: за год было реализовано 165 710 легковых машин и грузовиков.

Соответственно растут и потребности в новых шинах, которые удовлетворяются только за счет импорта. Единственный шинный завод, который был построен в Шымкенте еще в советские времена, закрыт. Другая причина стабильного роста шин — быстрый износ резины, причем неважно, какого производителя, в принципе. Казахстанцам приходится менять резину каждые два-три года, если не чаще. Все дело в погодных условиях: в республике резко континентальный климат — перепад температуры от –50 градусов до +50. Поэтому характерной для казахстанского шинного рынка чертой является его ярко выраженная сезонность: 55% приходится на долю летних шин, 45% — на долю зимних.

К тому же наши дороги не идеальны, более того, даже в самых развитых городах, Алматы и Астане, есть районы с бездорожьем. Что уж тогда говорить о качестве дорог в регионах. Этим и объясняется любовь казахстанцев, которая очень удивляет европейцев, к внедорожникам. Зачастую из-за плохого дорожного покрытия, большого количества ям и неровностей у казахстанских автомобилистов то и дело повреждаются шины. В итоге приходится покупать новую резину, из соображения безопасности лучше иметь одинакового состояния комплект шин. В Европе умеренный климат без резких перепадов температуры, да и состояние дорог стабильно хорошее как в городах, так и в селах; соответственно там меняют шины раз в 4–5 лет. Да и «форс-мажор» с резиной реже встречается.

Все это влияет на структуру рынка, где довольно высокую долю — около 18% — занимают шины, предназначенные для автомобилей класса SUV, то есть пресловутые внедорожники и кроссоверы. При этом в сегменте премиальных шин доля авто с колесной формулой 4х4 едва ли не вдвое выше, чем по рынку в целом: соответствующий показатель достигает 35%. Это свидетельствует о том, что казахстанские владельцы внедорожников предпочитают не экономить на резине.

Россияне сдают

На рынке шин меняется расклад игроков. Десять лет назад почти 80% продаж составляла продукция российских заводов, лишь 10–12% приходилось на долю мировых производителей. Сегодня доля россиян сильно снизилась: большой кусок у них отхватили международные бренды в премиум и среднем сегменте, а в экономе им на пятки наступают китайцы, которые значительно повысили качество. По разным оценкам, доля мировых брендов увеличилась до 30–35%.

«Казахстан представляет собой рынок с достаточно высоким уровнем покупательской способности населения и к тому же обладает хорошим потенциалом роста автомобильного и, как следствие, шинного рынка. В этой связи практически все ведущие шинные бренды активно представлены на рынке Казахстана, и конкуренция явно усиливается в последнее время»,— высказывает свое мнение «Эксперту Казахстан» вице-президент концерна Nokian Tyres Андрей Пантюхов.

В 2010 году на продажи шин сильно повлияли выросшие почти в три раза таможенные пошлины. Комиссия ТС увеличила ввозные пошлины на подержанные и восстановленные шины для легковых автомобилей, автобусов, грузового транспорта и для использования в авиации. Теперь таможенные пошлины на ввоз этих товаров составляют 20% стоимости, но не менее 20 евро за штуку, а раньше речь шла о «не менее 6,9 евро за штуку».

Сильнее всего повышение пошлин ударило по сегменту б/у. Секонд-хенд привозился из Европы, Японии и Китая. С ростом стоимости подержанных шин почти на 30% потребителю стало выгоднее и, самое главное, безопаснее покупать новые шины. Более того, предприниматели стали сталкиваться с проблемой ввоза б/у шин. «Шины, бывшие в употреблении» подпадают под категорию «опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе (или вывозе)». Теперь при ввозе/вывозе/транзите б/у шин необходимо получать лицензию. Для декларирования такого товара в таможенных органах необходимо получить заключение ТПП РК о потребительских свойствах перемещаемых через таможенную границу ТС шин, бывших в употреблении. Есть также письменное разъяснение Министерства охраны окружающей среды об отнесении либо неотнесении товара к объектам трансграничных перемещений опасных отходов.

Все эти барьеры снизили импорт покрышек, бывших в употреблении. Пострадавшие предприниматели были уверены, что Казахстан в этом вопросе пошел на поводу у России, которая попросту таким образом поддержала своих производителей.

Брендовый пит-стоп

Рост рынка идет на фоне переформатирования: торговля шинами оформляется в цивилизованные условия благодаря развитию шинной дистрибуции. В этой связи в Казахстане увеличивается число профессиональных шинных центров, тогда как доля нецивилизованного формата торговли, базаров, снижается. Более того, в республике стали появляться шинные сети.

Среди розничных сетей следует отметить мультибрендовый магазин легковых и грузовых шин «Formula 7» (всего 18 центров. — «ЭК»), в том числе семь точек продаж в Алматы, одиннадцать в регионах. «Formula 7» принадлежит группе компаний СВС и продает шины Bridgestone, Marshal, Cooper, Roadstone, WestLake, Sonny, Nokian и других производителей. При этом СВС является эксклюзивным дистрибьютором Bridgestone в Казахстане.

Одиннадцать магазинов по республике у сети Tyreplus, она представляет Michelin. Компания «Юнитайр» является авторизованным дистрибьютором финского производителя Nokian Tyres, а также продает шины Michelin, владеет сетью шинных центров Vianor (всего пять точек. — «ЭК»). У них четыре магазина в Алматы, один в Астане. Коньком финского концерна Nokian Tyres являются зимние шины, поэтому сеть шинных центров Vianor зародилась с открытия магазина в столице, и только потом пришла в Алматы. «Шины Nokian Tyres пользуются неизменно стабильным и высоким спросом у автолюбителей. В особенности это касается зимних шин, так как в этом случае безопасность вождения является критически важным фактором выбора потребителя, а в этом продукция Nokian Tyres не имеет себе равных»,— уверяет Андрей Пантюхов. Он говорит, что и в летних шинах позиции Nokian Tyres продолжают усиливаться вслед за расширением продуктовой линейки и улучшением потребительских свойств финских покрышек. В зимнем ассортименте, по его словам, наиболее популярна у взыскательных потребителей премиальная линейка шин Nokian Hakkapeliitta, особенно в размерах для внедорожников.

«Для тех, кто заботится о безопасности на дороге, но пока не может позволить себе шины «премиум», т. е. ориентируется на оптимальное соотношение цена — качество, компания Nokian Tyres разработала линейку шин Nokian Nordman в среднем ценовом сегменте. За последние три года спрос на эти шины существенно вырос и в зимнем, и в летнем ассортименте. Новинка этого года, Nokian Nordman 5, уже отлично зарекомендовала себя, показав прекрасные результаты в сравнительных тестах»,— рассказывает г-н Пантюхов.

У Казахстана есть хороший потенциал для роста в каждой из ниш шинного рынка. Жаль только, что мы так и не смогли освоить производство  

Популярность специализированных шинных магазинов растет — так же, как и их продажи. Это логично: ведь потребитель, пришедший в современный шинный центр, получает комплекс сервисных услуг — балансировка, шиномонтаж, ремонт, мойка колеса, сход-развал и даже сезонное хранение шин. В итоге цивилизованная розничная торговля вытесняет базары, хотя их доля еще высока. Через специализированные шинные магазины уже осуществляется 64% продаж. Тем не менее все еще довольно большая доля шин реализуется на рынках, примерно 30%. Остальные каналы дистрибуции (автосалоны, сервисные станции, магазины автозапчастей), как видно, дают лишь около 3% продаж.

В среднем ценовом сегменте конкурируют корейская торговая марка Hankook с японской Maxxis. Последнюю в Казахстане с 2004 года представляет ТОО «КТМ Коммерц», которое является дилером производителя – Cheng Shin Toyo Tire&Rubber Company Ltd. «Если десять лет назад в Казахстане это был новый бренд, то сегодня он стал достаточно известным в среднем ценовом сегменте. Самое интересное — многие потребители были уверены, что это китайский бренд, так как производится шина в Китае. На самом деле это японская торговая марка. У них также есть заводы в Таиланде, Тайване, технологический центр в США, а еще несколько крупных представительств в Японии, Германии и Канаде, всего же компания имеет более сотни представительств по всему миру. Раньше Maxxis больше ориентировался на Hankook, но производитель повысил качество и теперь стремится больше к Bridgestone. Сейчас по качеству они находятся посередине между Hankook и Bridgestone, а по цене — на уровне корейского производителя»,— рассказал «Эксперту Казахстан» региональный менеджер ТОО «КТМ Коммерц» Владислав Кауров. У компании в Алматы всего 20 торговых точек; среди них шесть собственных магазинов, остальные точки дилеров и оптовиков — на всех автомобильных базарах. Также у них есть дилеры в восьми областных городах. Официальным дистрибьютором Hankook и Kingstar в Казахстане является ТОО «Шинторг». Эта компания имеет три собственных магазина в Алматы и один в Усть-Каменогорске, а также 33 дилера по всему Казахстану.

В бюджетном ценовом сегменте конкурируют российские, белорусские и китайские производители. Продукцию российского завода «Нижнекамскшина» в Казахстане представляет дочернее предприятие российского торгового дома «Кама» — ТОО «Кама Казахстан». Ей принадлежит сеть «Шинные центры T&S», всего у них 11 точек.

«Белшину» в Казахстане представляет ТОО «Белорусская шина»; у этой компании нет собственных магазинов, но есть 9 дилеров и 7 складов по республике. За время существования представительства в Казахстане продажи «Белшины» выросли в четыре раза и в 2012 году составили 900 тыс. шин в год. «Белшина» имеет широкий ассортимент резины для легковых, грузовых и специализированных машин и техники. Соответственно «Белшина» торгует по двум каналам: дилерской сети и напрямую с предприятиями горнодобывающей и горно-обогатительной промышленности. Также хороший потенциал есть и у отечественной аграрной отрасли, которая в последние годы активно обновляет свой парк техники. Дальнейшее развитие этого сегмента будет осуществляться за счет увеличения доли современных бескамерных шин, обновления грузового парка, и в ближайший период возможен рост в пределах 10%.

«По качеству российские шины, в частности нижнекамская, лучше «Белшины». Вообще же в этом сегменте по качеству лидирует китайская Triangle»,— высказывает свое мнение г-н Кауров.

Как фанера над Парижем

Дальнейшее развитие отечественного рынка шин будут определять как динамика автомобильного рынка в целом, так и ситуация в промышленности, грузоперевозках и сельском хозяйстве. По информации генерального менеджера группы «СВС» Олега Туркина, емкость казахстанского рынка шин — 5,5 млн единиц. В денежном выражении это примерно 200–300 млн долларов для грузового и почти столько же для легкового сегментов. «По нашей оценке, емкость рынка автомобильных шин в Казахстане составляет 3,3 миллиона шин,— отмечает вице-президент Nokian Tyres Андрей Пантюхов. — В целом рост продаж новых автомобилей и повышение требований автовладельцев к качеству и безопасности шин означают отличные перспективы для нашей продукции на казахстанском рынке. Уже сейчас шины Nokian лидируют в премиальном сегменте. В дальнейшем мы рассчитываем не только удержать здесь лидирующие позиции, но и увеличить свою долю в среднем ценовом сегменте». Компания Nokian Tyres, по его словам, ставит перед собой целью стать безоговорочным лидером на шинном рынке Казахстана. «Nokian Tyres повторяет сейчас в Казахстане тот путь, который она в предыдущие десятилетия прошла сначала в странах Северной Европы, а потом и в России»,— уверен г-н Пантюхов.

Хорошие перспективы, по мнению г-на Туркина, имеет такой канал реализации, как продажи через интернет. Сейчас многие компании активно продают онлайн, для Казахстана это особенно актуально. Преимущество шинных интернет-магазинов заключается прежде всего в широком ассортименте продукции и низких ценах. Вместе с тем в этом виде бизнеса пока отсутствует высокая конкуренция. По словам Олега Туркина, владеющего интернет-магазином по продаже шин f7.kz, плюсы такого положения не только в возможности быстрого роста, но и в создании постоянной лояльной клиентской базы.

Росту рынка шин могут способствовать и вполне реальные изменения в законе. В прошлом году эксперты предлагали в целях повышения безопасности ввести наказание за использование летней резины в зимнее время. В частности, такое мнение высказывал председатель Независимого автомобильного союза РК Эдуард Эдоков. Аналогичный законопроект в середине января 2013 года был внесен в российскую Госдуму.

Таким образом, у Казахстана есть хороший потенциал для роста в каждой из ниш шинного рынка. Жаль только, что мы так и не смогли освоить производство. Нашелся даже желающий — индонезийский производитель шин Multistrada Arah Sarana. Еще в апреле 2012 года подписано соглашение с «Самрук-Казыной» о строительстве предприятия по изготовлению шин стоимостью 300 млн долларов. Предполагаемая мощность завода — 3 млн единиц. Это было частью плана Multistrada по расширению и выходу на российский рынок через Казахстан. Однако, как заявил директор Multistrada Утан Садикин газете Jakarta Globe, они все еще не преодолели бюрократические препятствия в Казахстане. «Они даже не сообщили, когда соглашение вступит в силу. Возможно, потому что это государственная компания, все дело в бюрократической волоките»,— резюмирует г-н Садикин.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?