Резиновые перспективы

На казахстанском рынке шин ежегодно снижается доля нецивилизованной торговли, в республике открывается все больше специализированных шинных магазинов

Резиновые перспективы

Рынок шин в Казахстане динамично развивается, растет и меняется. На нем представлены практически все ведущие международные производители этих изделий, которые имеют в республике своих дистрибьюторов и дилеров. На росте рынка шин, с одной стороны, положительно сказывается бурное развитие автопарка в Казахстане. У нас за последние пять лет количество автомашин возросло с 2,5 до 4,1 млн. При этом на тысячу казахстанцев приходится 240 автомобилей; в соседней России на каждую тысячу жителей приходится 283 автомобиля, что в два раза меньше, чем в Европе, и в три раза меньше, чем в США. При этом следует отметить, что в России и Казахстане цифры завышены из-за большого количества автохлама, который уже не ездит, но продолжает стоять на учете. Все это наглядно показывает резерв для роста как всего автомобильного рынка, так и рынка шин. Тем временем автопарк Казахстана активно обновляется. Прошлый год принес очередной рекорд отечественному рынку новых автомобилей: за год было реализовано 165 710 легковых машин и грузовиков.

Соответственно растут и потребности в новых шинах, которые удовлетворяются только за счет импорта. Единственный шинный завод, который был построен в Шымкенте еще в советские времена, закрыт. Другая причина стабильного роста шин — быстрый износ резины, причем неважно, какого производителя, в принципе. Казахстанцам приходится менять резину каждые два-три года, если не чаще. Все дело в погодных условиях: в республике резко континентальный климат — перепад температуры от –50 градусов до +50. Поэтому характерной для казахстанского шинного рынка чертой является его ярко выраженная сезонность: 55% приходится на долю летних шин, 45% — на долю зимних.

К тому же наши дороги не идеальны, более того, даже в самых развитых городах, Алматы и Астане, есть районы с бездорожьем. Что уж тогда говорить о качестве дорог в регионах. Этим и объясняется любовь казахстанцев, которая очень удивляет европейцев, к внедорожникам. Зачастую из-за плохого дорожного покрытия, большого количества ям и неровностей у казахстанских автомобилистов то и дело повреждаются шины. В итоге приходится покупать новую резину, из соображения безопасности лучше иметь одинакового состояния комплект шин. В Европе умеренный климат без резких перепадов температуры, да и состояние дорог стабильно хорошее как в городах, так и в селах; соответственно там меняют шины раз в 4–5 лет. Да и «форс-мажор» с резиной реже встречается.

Все это влияет на структуру рынка, где довольно высокую долю — около 18% — занимают шины, предназначенные для автомобилей класса SUV, то есть пресловутые внедорожники и кроссоверы. При этом в сегменте премиальных шин доля авто с колесной формулой 4х4 едва ли не вдвое выше, чем по рынку в целом: соответствующий показатель достигает 35%. Это свидетельствует о том, что казахстанские владельцы внедорожников предпочитают не экономить на резине.

Россияне сдают

На рынке шин меняется расклад игроков. Десять лет назад почти 80% продаж составляла продукция российских заводов, лишь 10–12% приходилось на долю мировых производителей. Сегодня доля россиян сильно снизилась: большой кусок у них отхватили международные бренды в премиум и среднем сегменте, а в экономе им на пятки наступают китайцы, которые значительно повысили качество. По разным оценкам, доля мировых брендов увеличилась до 30–35%.

«Казахстан представляет собой рынок с достаточно высоким уровнем покупательской способности населения и к тому же обладает хорошим потенциалом роста автомобильного и, как следствие, шинного рынка. В этой связи практически все ведущие шинные бренды активно представлены на рынке Казахстана, и конкуренция явно усиливается в последнее время»,— высказывает свое мнение «Эксперту Казахстан» вице-президент концерна Nokian Tyres Андрей Пантюхов.

В 2010 году на продажи шин сильно повлияли выросшие почти в три раза таможенные пошлины. Комиссия ТС увеличила ввозные пошлины на подержанные и восстановленные шины для легковых автомобилей, автобусов, грузового транспорта и для использования в авиации. Теперь таможенные пошлины на ввоз этих товаров составляют 20% стоимости, но не менее 20 евро за штуку, а раньше речь шла о «не менее 6,9 евро за штуку».

Сильнее всего повышение пошлин ударило по сегменту б/у. Секонд-хенд привозился из Европы, Японии и Китая. С ростом стоимости подержанных шин почти на 30% потребителю стало выгоднее и, самое главное, безопаснее покупать новые шины. Более того, предприниматели стали сталкиваться с проблемой ввоза б/у шин. «Шины, бывшие в употреблении» подпадают под категорию «опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе (или вывозе)». Теперь при ввозе/вывозе/транзите б/у шин необходимо получать лицензию. Для декларирования такого товара в таможенных органах необходимо получить заключение ТПП РК о потребительских свойствах перемещаемых через таможенную границу ТС шин, бывших в употреблении. Есть также письменное разъяснение Министерства охраны окружающей среды об отнесении либо неотнесении товара к объектам трансграничных перемещений опасных отходов.

Все эти барьеры снизили импорт покрышек, бывших в употреблении. Пострадавшие предприниматели были уверены, что Казахстан в этом вопросе пошел на поводу у России, которая попросту таким образом поддержала своих производителей.

Брендовый пит-стоп

Рост рынка идет на фоне переформатирования: торговля шинами оформляется в цивилизованные условия благодаря развитию шинной дистрибуции. В этой связи в Казахстане увеличивается число профессиональных шинных центров, тогда как доля нецивилизованного формата торговли, базаров, снижается. Более того, в республике стали появляться шинные сети.

Среди розничных сетей следует отметить мультибрендовый магазин легковых и грузовых шин «Formula 7» (всего 18 центров. — «ЭК»), в том числе семь точек продаж в Алматы, одиннадцать в регионах. «Formula 7» принадлежит группе компаний СВС и продает шины Bridgestone, Marshal, Cooper, Roadstone, WestLake, Sonny, Nokian и других производителей. При этом СВС является эксклюзивным дистрибьютором Bridgestone в Казахстане.

Одиннадцать магазинов по республике у сети Tyreplus, она представляет Michelin. Компания «Юнитайр» является авторизованным дистрибьютором финского производителя Nokian Tyres, а также продает шины Michelin, владеет сетью шинных центров Vianor (всего пять точек. — «ЭК»). У них четыре магазина в Алматы, один в Астане. Коньком финского концерна Nokian Tyres являются зимние шины, поэтому сеть шинных центров Vianor зародилась с открытия магазина в столице, и только потом пришла в Алматы. «Шины Nokian Tyres пользуются неизменно стабильным и высоким спросом у автолюбителей. В особенности это касается зимних шин, так как в этом случае безопасность вождения является критически важным фактором выбора потребителя, а в этом продукция Nokian Tyres не имеет себе равных»,— уверяет Андрей Пантюхов. Он говорит, что и в летних шинах позиции Nokian Tyres продолжают усиливаться вслед за расширением продуктовой линейки и улучшением потребительских свойств финских покрышек. В зимнем ассортименте, по его словам, наиболее популярна у взыскательных потребителей премиальная линейка шин Nokian Hakkapeliitta, особенно в размерах для внедорожников.

«Для тех, кто заботится о безопасности на дороге, но пока не может позволить себе шины «премиум», т. е. ориентируется на оптимальное соотношение цена — качество, компания Nokian Tyres разработала линейку шин Nokian Nordman в среднем ценовом сегменте. За последние три года спрос на эти шины существенно вырос и в зимнем, и в летнем ассортименте. Новинка этого года, Nokian Nordman 5, уже отлично зарекомендовала себя, показав прекрасные результаты в сравнительных тестах»,— рассказывает г-н Пантюхов.

У Казахстана есть хороший потенциал для роста в каждой из ниш шинного рынка. Жаль только, что мы так и не смогли освоить производство  

Популярность специализированных шинных магазинов растет — так же, как и их продажи. Это логично: ведь потребитель, пришедший в современный шинный центр, получает комплекс сервисных услуг — балансировка, шиномонтаж, ремонт, мойка колеса, сход-развал и даже сезонное хранение шин. В итоге цивилизованная розничная торговля вытесняет базары, хотя их доля еще высока. Через специализированные шинные магазины уже осуществляется 64% продаж. Тем не менее все еще довольно большая доля шин реализуется на рынках, примерно 30%. Остальные каналы дистрибуции (автосалоны, сервисные станции, магазины автозапчастей), как видно, дают лишь около 3% продаж.

В среднем ценовом сегменте конкурируют корейская торговая марка Hankook с японской Maxxis. Последнюю в Казахстане с 2004 года представляет ТОО «КТМ Коммерц», которое является дилером производителя – Cheng Shin Toyo Tire&Rubber Company Ltd. «Если десять лет назад в Казахстане это был новый бренд, то сегодня он стал достаточно известным в среднем ценовом сегменте. Самое интересное — многие потребители были уверены, что это китайский бренд, так как производится шина в Китае. На самом деле это японская торговая марка. У них также есть заводы в Таиланде, Тайване, технологический центр в США, а еще несколько крупных представительств в Японии, Германии и Канаде, всего же компания имеет более сотни представительств по всему миру. Раньше Maxxis больше ориентировался на Hankook, но производитель повысил качество и теперь стремится больше к Bridgestone. Сейчас по качеству они находятся посередине между Hankook и Bridgestone, а по цене — на уровне корейского производителя»,— рассказал «Эксперту Казахстан» региональный менеджер ТОО «КТМ Коммерц» Владислав Кауров. У компании в Алматы всего 20 торговых точек; среди них шесть собственных магазинов, остальные точки дилеров и оптовиков — на всех автомобильных базарах. Также у них есть дилеры в восьми областных городах. Официальным дистрибьютором Hankook и Kingstar в Казахстане является ТОО «Шинторг». Эта компания имеет три собственных магазина в Алматы и один в Усть-Каменогорске, а также 33 дилера по всему Казахстану.

В бюджетном ценовом сегменте конкурируют российские, белорусские и китайские производители. Продукцию российского завода «Нижнекамскшина» в Казахстане представляет дочернее предприятие российского торгового дома «Кама» — ТОО «Кама Казахстан». Ей принадлежит сеть «Шинные центры T&S», всего у них 11 точек.

«Белшину» в Казахстане представляет ТОО «Белорусская шина»; у этой компании нет собственных магазинов, но есть 9 дилеров и 7 складов по республике. За время существования представительства в Казахстане продажи «Белшины» выросли в четыре раза и в 2012 году составили 900 тыс. шин в год. «Белшина» имеет широкий ассортимент резины для легковых, грузовых и специализированных машин и техники. Соответственно «Белшина» торгует по двум каналам: дилерской сети и напрямую с предприятиями горнодобывающей и горно-обогатительной промышленности. Также хороший потенциал есть и у отечественной аграрной отрасли, которая в последние годы активно обновляет свой парк техники. Дальнейшее развитие этого сегмента будет осуществляться за счет увеличения доли современных бескамерных шин, обновления грузового парка, и в ближайший период возможен рост в пределах 10%.

«По качеству российские шины, в частности нижнекамская, лучше «Белшины». Вообще же в этом сегменте по качеству лидирует китайская Triangle»,— высказывает свое мнение г-н Кауров.

Как фанера над Парижем

Дальнейшее развитие отечественного рынка шин будут определять как динамика автомобильного рынка в целом, так и ситуация в промышленности, грузоперевозках и сельском хозяйстве. По информации генерального менеджера группы «СВС» Олега Туркина, емкость казахстанского рынка шин — 5,5 млн единиц. В денежном выражении это примерно 200–300 млн долларов для грузового и почти столько же для легкового сегментов. «По нашей оценке, емкость рынка автомобильных шин в Казахстане составляет 3,3 миллиона шин,— отмечает вице-президент Nokian Tyres Андрей Пантюхов. — В целом рост продаж новых автомобилей и повышение требований автовладельцев к качеству и безопасности шин означают отличные перспективы для нашей продукции на казахстанском рынке. Уже сейчас шины Nokian лидируют в премиальном сегменте. В дальнейшем мы рассчитываем не только удержать здесь лидирующие позиции, но и увеличить свою долю в среднем ценовом сегменте». Компания Nokian Tyres, по его словам, ставит перед собой целью стать безоговорочным лидером на шинном рынке Казахстана. «Nokian Tyres повторяет сейчас в Казахстане тот путь, который она в предыдущие десятилетия прошла сначала в странах Северной Европы, а потом и в России»,— уверен г-н Пантюхов.

Хорошие перспективы, по мнению г-на Туркина, имеет такой канал реализации, как продажи через интернет. Сейчас многие компании активно продают онлайн, для Казахстана это особенно актуально. Преимущество шинных интернет-магазинов заключается прежде всего в широком ассортименте продукции и низких ценах. Вместе с тем в этом виде бизнеса пока отсутствует высокая конкуренция. По словам Олега Туркина, владеющего интернет-магазином по продаже шин f7.kz, плюсы такого положения не только в возможности быстрого роста, но и в создании постоянной лояльной клиентской базы.

Росту рынка шин могут способствовать и вполне реальные изменения в законе. В прошлом году эксперты предлагали в целях повышения безопасности ввести наказание за использование летней резины в зимнее время. В частности, такое мнение высказывал председатель Независимого автомобильного союза РК Эдуард Эдоков. Аналогичный законопроект в середине января 2013 года был внесен в российскую Госдуму.

Таким образом, у Казахстана есть хороший потенциал для роста в каждой из ниш шинного рынка. Жаль только, что мы так и не смогли освоить производство. Нашелся даже желающий — индонезийский производитель шин Multistrada Arah Sarana. Еще в апреле 2012 года подписано соглашение с «Самрук-Казыной» о строительстве предприятия по изготовлению шин стоимостью 300 млн долларов. Предполагаемая мощность завода — 3 млн единиц. Это было частью плана Multistrada по расширению и выходу на российский рынок через Казахстан. Однако, как заявил директор Multistrada Утан Садикин газете Jakarta Globe, они все еще не преодолели бюрократические препятствия в Казахстане. «Они даже не сообщили, когда соглашение вступит в силу. Возможно, потому что это государственная компания, все дело в бюрократической волоките»,— резюмирует г-н Садикин.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года