Открыть лавочку

Площадь ТРЦ в Алматы увеличилась почти на треть

Открыть лавочку

Запуск новых ТРЦ Dostyk Plaza и Mega Park свидетельствует о том, что этот сегмент рынка торговой недвижимости Алматы пока не заполнен.

По сравнению с 2006-2007 годами, когда начали строиться крупнейшие ТРЦ,  количество торгово-развлекательных центров, конечно, увеличилось. В конце 2010 года в Алматы площадь, занимаемая центрами, составляла 470 тыс. квадратных метров по рейтингу GLA. К уходящему году площадь возросла на 26%, до 670 тыс. квадратов. Дополнительные 200 тыс. квадратов расширят возможности арендаторов и позволят снизить арендные ставки в менее успешных торговых центрах.

Как отмечает менеджер по стратегическому консалтингу и оценке компании “Scot Holland” Андрей Третьяков, открытие новых ТРЦ окажет негативное влияние на торговые центры не только в районе охвата, но и во всем городе. Конкуренции Dostyk Plaza и Mega Park не ощутят, а девальвация сделала аренду еще выгоднее: ТРЦ охотнее соглашаются на оплату аренды, стоимость которой определяется как процент от продаж. При этом процент увеличился, а базовая ставка аренды уменьшилась.

С г-ном Третьяковым соглашается начальник отдела исследований и консультаций Colliers International Екатерина Ходырева: “Открытие новых ТРЦ повлияет на рынок ритейла в целом - конкуренция заметно вырастет. Ставки аренды снизятся у тех ТРЦ, которые не имеют грамотно разработанной концепции, сильных якорных арендаторов, четкого позиционирования”.

“Более вероятным предпочтением покупателя станет объект с большим выбором, лучшим качеством и наличием развлекательной составляющей для всех возрастов, - говорит она. - В результате такого давления на менее крупные ТЦ может стать ряд значительных преобразований в их структуре, вплоть до полного выхода из бизнеса”.

Эксперт уверена, что классовое сегментирование клиентов позволит снизить давление ТРЦ друг на друга. “Так, Dostyk Plaza оперирует в сегменте наиболее дорогостоящих торговых площадей наряду с такими центрами, как Essentay Mall и Mega Алма-Ата, тогда как Mega Park позиционируется в сегменте ТРЦ экономкласса рядом с такими участниками рынка, как АДК”, - говорит г-жа Ходырева.

Серия факторов сдерживает качественный и количественный рост в обозначенном сегменте. Это и узость рынка: в алматинской агломерации проживает чуть более 2 млн человек, и взрывной динамики роста населения здесь не наблюдается. На рынке мало брендов, а те, что есть, и так представлены в каждом молле, и новым игрокам сложно преодолеть входной барьер: недоразвитая логистика, высокие ввозные пошлины, отсутствие льгот и преференций. 

При этом, рассказывает Екатерина Ходырева, у нас на рынке нет еще таких игроков масс-маркет, как H&M и C&A, а также больших магазинов формата «Big Box», предлагающих товары для дома, мебель, товары категории DIY («сделай сам») - например, IKEA или OBI. “Также на рынке нехватает крупных загородных дискаунт-центров - как для продуктовых товаров, так и для одежды, мебели, бытовой техники”,  резюмирует наш собеседник. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики