Открыть лавочку

Площадь ТРЦ в Алматы увеличилась почти на треть

Открыть лавочку

Запуск новых ТРЦ Dostyk Plaza и Mega Park свидетельствует о том, что этот сегмент рынка торговой недвижимости Алматы пока не заполнен.

По сравнению с 2006-2007 годами, когда начали строиться крупнейшие ТРЦ,  количество торгово-развлекательных центров, конечно, увеличилось. В конце 2010 года в Алматы площадь, занимаемая центрами, составляла 470 тыс. квадратных метров по рейтингу GLA. К уходящему году площадь возросла на 26%, до 670 тыс. квадратов. Дополнительные 200 тыс. квадратов расширят возможности арендаторов и позволят снизить арендные ставки в менее успешных торговых центрах.

Как отмечает менеджер по стратегическому консалтингу и оценке компании “Scot Holland” Андрей Третьяков, открытие новых ТРЦ окажет негативное влияние на торговые центры не только в районе охвата, но и во всем городе. Конкуренции Dostyk Plaza и Mega Park не ощутят, а девальвация сделала аренду еще выгоднее: ТРЦ охотнее соглашаются на оплату аренды, стоимость которой определяется как процент от продаж. При этом процент увеличился, а базовая ставка аренды уменьшилась.

С г-ном Третьяковым соглашается начальник отдела исследований и консультаций Colliers International Екатерина Ходырева: “Открытие новых ТРЦ повлияет на рынок ритейла в целом - конкуренция заметно вырастет. Ставки аренды снизятся у тех ТРЦ, которые не имеют грамотно разработанной концепции, сильных якорных арендаторов, четкого позиционирования”.

“Более вероятным предпочтением покупателя станет объект с большим выбором, лучшим качеством и наличием развлекательной составляющей для всех возрастов, - говорит она. - В результате такого давления на менее крупные ТЦ может стать ряд значительных преобразований в их структуре, вплоть до полного выхода из бизнеса”.

Эксперт уверена, что классовое сегментирование клиентов позволит снизить давление ТРЦ друг на друга. “Так, Dostyk Plaza оперирует в сегменте наиболее дорогостоящих торговых площадей наряду с такими центрами, как Essentay Mall и Mega Алма-Ата, тогда как Mega Park позиционируется в сегменте ТРЦ экономкласса рядом с такими участниками рынка, как АДК”, - говорит г-жа Ходырева.

Серия факторов сдерживает качественный и количественный рост в обозначенном сегменте. Это и узость рынка: в алматинской агломерации проживает чуть более 2 млн человек, и взрывной динамики роста населения здесь не наблюдается. На рынке мало брендов, а те, что есть, и так представлены в каждом молле, и новым игрокам сложно преодолеть входной барьер: недоразвитая логистика, высокие ввозные пошлины, отсутствие льгот и преференций. 

При этом, рассказывает Екатерина Ходырева, у нас на рынке нет еще таких игроков масс-маркет, как H&M и C&A, а также больших магазинов формата «Big Box», предлагающих товары для дома, мебель, товары категории DIY («сделай сам») - например, IKEA или OBI. “Также на рынке нехватает крупных загородных дискаунт-центров - как для продуктовых товаров, так и для одежды, мебели, бытовой техники”,  резюмирует наш собеседник. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее