Соцсеть для живых

Казахстанскому мобильному приложению JetSet, созданному для привлечения посетителей в ночные заведения, за полтора месяца удалось завоевать более 10 тысяч пользователей и выйти на внешние рынки…

Соцсеть для живых

Любая реализованная бизнес-идея, чтобы прижиться и приносить доход, должна обладать новизной и быть принятой и одобренной пользователями. Под это описание вполне подходит запущенный полтора месяца назад проект двух казахстанских стартаперов Жанибека Кенжебаева и Аршидина Тохтамова под названием JetSet. Суть их бизнеса заключается в платформе для любителей «ночной жизни» и тех, кто им услуги предоставляет.

Для живого общения

Приложение это является своего рода гидом, помогающим молодым людям просмотреть, какое из заведений находится поблизости, какой рейтинг и отзывы оно имеет, и на основании этого решить, где провести вечер. В нем имеются функции локального чата, выкладки фото- и видеоконтента пользователями на странице заведения. Но эти функции работают только внутри заведения, и если посетитель его покинул — они тут же блокируются, поскольку все интерактивные сервисы привязаны к геолокации. Остается лишь возможность просматривать контент, но выкладывать что-то свое и общаться по чату пользователь уже не может.

«Это инструмент для того, чтобы люди выходили из дома, “тусовались”, были в тренде и в курсе последних событий, знакомились, находили свои половинки или просто друзей по интересам»,— говорит Жанибек Кенжебаев.

При этом он подчеркивает, что своей разработкой они не пропагандируют нездоровый образ жизни, а, наоборот, призывают людей к культурному общению друг с другом вживую. «Сегодня не каждый парень может с легкостью подойти к девушке и познакомиться. А если это случается — нет гарантий, что где-то рядом нет ее молодого человека, который окажется против. Наше же приложение позволяет исключить все эти неловкие моменты. Благодаря ему, прежде чем идти знакомиться, есть возможность предварительно “прощупать почву”, и если понравившийся человек ответит, можно дальше делать шаги к сближению», — отмечает г-н Кенжебаев.

«В нынешнюю эпоху цифрового формата человеческая жизнь неотделима от интернета. Все общаются друг с другом, не выходя из дома, посредством различных социальных сетей — уже существующих ИТ-решений. Мы же предлагаем, чтобы люди начинали общаться друг с другом не виртуально, а вживую. В этом и заключается наше отличие от других»,— уверен Аршидин Тохтамов.

Превзошли ожидания

«Изначально нами руководила идея создания продукта, который бы удовлетворял запросы многочисленных пользователей. На протяжении двух месяцев мы вынашивали эту идею, стараясь ее приукрасить, сделать более трендовой, добавили в нее множество функций»,— вспоминает Жанибек Кенжебаев.

Также они провели глубокое исследование, основанное на элементах маркетинга и психологии. Оценивая, что людям нравится, а что, наоборот, их раздражает, общаясь с тусовщиками, лично посещая клубные мероприятия в разных странах, они постепенно составили психопортрет мирового и казахстанского любителя ночной жизни.

Молодые разработчики Аршидин Тохтамов и Жанибек Кенжебаев пророчат большое будущее своему детищу

После этого молодые бизнесмены занялись поиском бизнес-партнера, который бы помог им в реализации проекта. Помощь требовалась не только финансовая: нужно было, чтобы кто-то поделился с ними опытом ведения крупного бизнеса в сфере электронной коммерции. Пройдя через множество знакомств, им удалось найти предпринимателя, имеющего существенный опыт ведения своего бизнеса, который, выслушав молодых людей, одобрил их идею, согласившись стать их партнером. Имя партнера стартаперы не раскрывают. И, по мнению г-на Кенжебаева, на их нового бизнес-партнера произвела впечатление сильная команда молодых специалистов: «Сегодня многие предпочитают вложить деньги именно в команду, а не в сам продукт. Ведь какой бы ни была хорошей идея, без знающих свое дело профессионалов ее не реализовать»,— отмечает он. Бизнес-партнер внес дополнения в проект, предложил убрать некоторые функции в приложении, а некоторые, наоборот, посчитал нужным добавить.

Также он направил начинающих бизнесменов на рынки, через которые можно продвигать новый продукт. По словам Жанибека Кенжебаева, их новый партнер внес в проект порядка 60% от общей суммы вложений, которая в целом составила порядка 75 тыс. долларов.

Успешность, которую сегодня показывает проект JetSet, говорит сама за себя: за столь короткий промежуток времени им удалось завоевать более 10 тыс. пользователей вместо 1000 прогнозируемых. Но, несмотря на это, новый партнер проекта пока предпочитает оставаться в тени, не называя себя. И, по словам г-на Кенжебаева, его личность раскроется несколько позже, когда проект обретет популярность.

Механизм взаимодействия

По данным Аршидина Тохтамова, заведения, использующие приложение JetSet, платят от 100 до 360 долларов в месяц. По двум разным ценам разработчики предлагают два пакета, функции в которых различаются. Есть также бесплатный пакет. Так, в стоимость бесплатного пакета входит создание страницы заведения, добавление всей информации о нем, включая 10 фотографий. При этом акции и события заведения располагаются в боковом меню приложения.

В стоимость стодолларового пакета входит, помимо возможностей бесплатного пакета, добавление 50 альбомов по 50 фотографий и размещение информации о мероприятиях и акциях на главной странице JetSet.

Во второй пакет уже входит возможность выкладывать на своей странице фотоотчеты в неограниченном количестве, акции и события также размещаются на главной странице. Кроме того, в этом пакете можно в течение месяца отправлять 4 push-уведомления своим пользователям — по одному в неделю. Помимо этого, директорам заведений предоставляется возможность получать аналитическую информацию о своих заведениях, которая, по словам г-на Тохтамова, определяется несколькими инструментами, включая Google Analytics. К примеру, можно вычислить, сколько человек зашло в заведение, какие кнопки в приложении они чаще всего нажимали, лояльно ли относятся пользователи к бренду. Это позволяет в дальнейшем с большей точностью распределить затраты для заведения.

В рамках приложения существует и третий пакет, «Активный промоушн»: условия его оплаты обсуждаются индивидуально, при этом цена может доходить до 10 тыс. долларов в месяц. К примеру, если директор заведения, в которое вложено 500 тыс. доларов, желает, чтобы в пятничный вечер к нему пришли 1500–2000 посетителей, он, заплатив эту сумму, может быть уверен в том, что посещаемость будет обеспечена. Для этого разработаны эффективные механизмы продвижения. А после окончания мероприятия можно выявить, сколько человек посетило заведение и сколько времени каждый из них там провел.

Аршидин Тохтамов: «Мы предлагаем,  чтобы люди начинали общаться друг с другом не виртуально, а в живую. В этом и заключается наше отличие от других»

В качестве примера Аршидин Тохтамов приводит статистику открывшегося недавно клуба, трафик которого, благодаря приложению JetSet, увеличился на 20%. Г-н Тохтамов отмечает, что на сегодня 80% проплаченных пользователей используют пакет за 100 долларов, а остальная часть — за 360 долларов, и только единицы выбирают «Активный промоушн».

Разработчики отмечают, что заведению, желающему использовать приложение JetSet, физически контракты заключать не нужно. Для этого можно лишь оформить заявку на сайте, которую они рассмотрят, предварительно проверив, настоящее ли это заведение. После аккредитации заявки собственник заведения выбирает нужный пакет, проплачивает его и начинает им пользоваться.

На сегодня названное приложение существует только для Android и IOS. Разработчики планируют сделать его также для Windows Phone, однако опасаются, что Nokia в скором времени может перейти на операционку от Google.

По данным разработчиков приложения, на сегодня уже заключено 25 контрактов в Астане и порядка 20 — в Алматы. И хотя рынок Алматы намного больше, меньшее количество контрактов в этом городе Аршидин Тохтамов объясняет тем, что их компания физически представлена в Астане. Несмотря на это, по его словам, Алматы, Астана и Шымкент показывают положительную динамику; в других городах проникновение происходит не так быстро. По прогнозам бизнес-партнеров, к лету следующего года казахстанский рынок будет полностью завоеван. Сейчас общий еженедельный прирост пользователей составляет 20%. Г-н Тохтамов подчеркивает, что чем больше возрастает число пользователей, тем меньше наблюдается прирост.

Жанибек Кенжебаев отмечает, что им еще предстоят огромные финансовые вложения в разработку и тестирование новых дополнений для приложения. На это, по его словам, потребуется два месяца, по истечении которых, он уверен, продукт будет в идеальном состоянии, перестанет выдавать ошибки и будет работать стабильно.

Проникновение бизнеса

Механизм завоевания рынка бизнес-партнеры осуществляют, путешествуя по миру и знакомясь на вечеринках с активными людьми, привлекая их в дальнейшем в бизнес. Некоторых партнеров они находят через социальные сети.

В целом на сегодня проект JetSet, помимо Казахстана, представлен в Ташкенте, Бишкеке, Томске и Минске. В Ташкенте приложением пользуются от 10 до 23 заведений, в Томске их порядка 10, а в Бишкеке — 23.

По словам Жанибека Кенжебаева, они также выходят на рынок Азербайджана. В частности, в Баку есть бизнесмены, готовые стать их партнерами.

«Есть проекты, которые развиваются только внутри одного государства, завоевывая весь его рынок. Сначала популяризируется один продукт, затем второй, в дальнейшем ассортимент продукции компании разрастается. При этом иногда такие компании ведут еще второй бизнес параллельно. Наш проект относится ко второму типу: когда продукт завоевывает рынок одной страны, а потом выходит на рынки других стран»,— говорит г-н Кенжебаев. Он отмечает, что при этом им выходить на рынки других стран не затратно, поскольку их бизнес начинают развивать партнеры, и они, по сути, ничего не теряют. Предприниматели, желающие развивать бизнес в других странах, заключают контракт и получают от него 50%, а в дальнейшем — 15% в месяц за сопровождение.

Жанибек Кенжебаев отмечает: в их компании у всех сотрудников высокие зарплаты ввиду того, что на них работают одни из самых лучших разработчиков, обучившиеся по программе «Болашак» в американских вузах. Средняя зарплата у сотрудников, по данным г-на Кенжебаева, составляет не менее 2 тыс. долларов, при этом штат состоит из 8 человек. А представителям в других городах, работающим на аутсорсинге, зарплата начисляется, исходя из количества реализованных контрактов.

Несмотря на то что сегодня бизнес показывает хорошую динамику, г-н Кенжебаев говорит, что на окупаемость затрат они еще не вышли. В планах у стартаперов сделать это до конца года, собрав более 50 тыс. пользователей.

Аршидин Тохтамов отмечает, что среди отзывов пользователей есть и мнения москвичей, которые также ждут запуска такого приложения в своем городе. Но разработчики JetSet завоевывать этот рынок пока не планируют. «Безусловно, рынок Москвы — это “законодатель мод” для всего СНГ, и на этот рынок мы должны зайти уже как состоявшиеся бизнесмены, с отточенным, работающим продуктом. Потому что если один раз Москва нас не примет, то возврата, скорее всего, не будет»,— рассуждает г-н Тохтамов. Стартаперы думают, что этот момент наступит весной. Месячный доход по Казахстану, по их планам, будет составлять от 60 тыс. до 100 тыс. долларов. А всего на рынке СНГ, ввиду большой численности населения, они планируют зарабатывать в 10 раз больше.

Тернистый путь

Как и в любом бизнесе, при запуске приложения начинающие предприниматели столкнулись с рядом сложностей. «Ввиду того что для ночного бизнеса характерна большая текучка кадров, нельзя раз и навсегда включить то или иное заведение в разряд клиентов, так как оно может закрыться или же пришедший новый арт-директор решит попросту отказаться от использования приложения»,— рассказывает Аршидин Тохтамов.

Вторая сложность в этом бизнесе, по его словам, заключается в том, что некоторые люди не воспринимают прогресс. В частности, сложности возникали на рынке Узбекистана: там люди не любят платить за промоушн. В этой стране у большинства заведений есть своя, сформированная годами, аудитория, и им не так важно привлекать новых людей. Медленное развитие также проходит и в Минске. Зато Бишкек, по наблюдениям г-на Тохтамова, наоборот, показывает положительную динамику: «Люди здесь легко воспринимают новые технологии. Они понимают, что приложение JetSet гораздо эффективнее, чем баннерная реклама»,— говорит он. Хорошо реагирует на приложение и аудитория Томска, в связи с тем, что это студенческий город и там много молодежи.

Разумеется, в сфере бизнес-приложений сегодня происходит большая конкуренция. В частности, по словам Жанибека Кенжебаева, существует схожее с их проектом приложение сингапурских разработчиков, а также множество проектов в европейских странах. Однако, по его наблюдениям, все эти проекты остаются в рамках государства, где были созданы, и, в отличие от них, не выходят на внешние рынки.

Сейчас все функции в приложении JetSet для пользователя абсолютно бесплатны. В дальнейшем создатели планируют добавлять в свое приложение новые разработки. Поскольку выражение JetSet обозначает «красивую жизнь», богемный образ жизни, быстроту, создатели выбрали для приложения тему воздуха и намерены включить в приложение звания, связанные с летной тематикой. К примеру, пользователь, который посетил заведение 100 раз, выложил на странице приложения множество своих фотографий, а также неоднократно поделился фотографиями из заведения в социальных сетях, получит пиковое звание G-Monster, что означает «самый бешеный тусовщик».

Также в планах у разработчиков в дальнейшем — привлекать в приложение рекламодателей. Для этого они намереваются подготовить рекламный поток, который не будет раздражать, как, к примеру, баннерная всплывающая реклама, характерная для мобильных бесплатных приложений. В частности, они планируют ввести в приложение ненавязчивый инновационный путь рекламирования, который станет откладываться в сознании людей. Присутствовать в нем будут только рекламодатели из категории luxury. А рекламу решено напрямую связывать с ночной жизнью и тусовкой — к примеру, реклама автомобилей различных мировых брендов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики