Горючий дефицит

Проблему дефицита популярных марок бензина можно решить только посредством модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов

Горючий дефицит

В конце августа предельная розничная цена бензина популярных марок АИ-92/93 выросла на 13 тенге и составила 128 тенге за литр. Ранее игроки рынка прогнозировали повышение цен на бензин, связывая это с февральской девальвацией и сезонными факторами. Однако казахстанские власти называют другие причины. По их словам, во-первых, дефицит АИ-92, который образовался в приграничных районах, возник из-за увеличения количества автомобилей, желающих купить дешевый казахстанский бензин. Во-вторых, немаловажную роль сыграла авария на российском Ачинском НПЗ на фоне остановки на плановый ремонт Павлодарского НПЗ. В-третьих, определяющим условием повышения цен на бензин является объем казахстанской переработки нефти. Для примера, сейчас казахстанские НПЗ производят всего 1,9 млн тонн бензина марки АИ-92 при потребности 2,8 млн тонн. Остальная часть покрывается российскими поставками. В целом совокупный спрос страны в горючем на 40% удовлетворяется внешними поставками. Но из-за повышения цен на бензин в России во втором квартале, ввоз оттуда стал убыточным. Цена 92-го бензина в РФ, если перевести на нашу валюту, выросла с 149 до 165 тенге в конце июля. Поэтому правительство подняло регулируемую цену бензина марок АИ-92/93, чтобы уменьшить дефицит.

Налицо зависимость казахстанского рынка ГСМ от российской конъюнктуры. Остается только один выход — повышать производительность казахстанских НПЗ до потребностей местного рынка. Так, например, в планах модернизация Павлодарского НПЗ, которая увеличит объем обработки нефти на 2 млн тонн (с 5 млн тонн до 7 млн тонн) и улучшит качество нефтепродуктов до стандартов Евро-5. Предполагается, что после реконструкции Шымкентского НПЗ переработка увеличится до 6 млн тонн, причем глубокая переработка нефти будет увеличена до 90%. Сейчас технологические возможности Атырауского НПЗ позволяют заводу производить до 550 тыс. тонн горючего в год; только 40% из этого объема — бензин АИ-92 и другие марки с более высоким октановым числом.

Модернизация Атырауского НПЗ началась еще в 2003 году и условно поделена на три этапа. После первого этапа улучшилось качество выпускаемых нефтепродуктов и уменьшилось негативное воздействие производства на окружающую среду. В октябре текущего года завершается второй этап, где запланирован запуск пусконаладочных работ. После чего в эксплуатацию введут комплекс по производству ароматических углеводородов, что позволит увеличить производство бензина на 20%. Новый комплекс позволит АНПЗ увеличить объемы продукции до 600–650 тыс. тонн в год, при этом большая часть — это высокооктановый бензин. Эти меры помогут решить проблему дефицита популярных марок бензина, прежде всего в западных регионах Казахстана. Кроме того, запуск установки также значительно увеличивает глубину переработки нефти: АНПЗ впервые начнет выпускать продукты с более высоким переделом — бензол и параксилол. Последние, в свою очередь, являются основным сырьем в нефтехимии. Заявленные мощности в год: бензол — 133 тыс. тонн, параксилол — 496 тыс. тонн.

«Реконструкция производства по переработке нефти — капиталоемкий и технологически сложный проект с большим сроком окупаемости. Он невозможен без привлечения долгосрочного финансирования. Казахстанские коммерческие банки такие проекты, как правило, не кредитуют. Поэтому мы в свое время обратились в Банк развития Казахстана и получили необходимую поддержку,— рассказал директор департамента нефтепереработки АНПЗ Еркин Сулейменов.

Помимо запуска комплекса по производству ароматического углеводорода, в АНПЗ ведутся работы по строительству комплекса глубокой переработки нефти — это третий этап реконструкции завода. К его практической реализации приступили в конце 2012 года, окончание строительства запланировано на 2016 год. Стоимость двух инвестиционных проектов, которые осуществляются в целях модернизации АНПЗ,— 2,9 млрд долларов, почти половину затрат профинансировал БРК. Если первый проект стоит 1,13 млрд долларов, то комплекс глубокой переработки — 1,8 млрд долларов, который в свою очередь позволит увеличить глубину переработки нефти с существующих 50% до 87%, выхода светлых нефтепродуктов — с 44% до 77%; кроме того, позволит производить моторное топливо стандарта Евро-4 и Евро-5.

Следует отметить, что АНПЗ — не единственный проект, финансируемый БРК в этом направлении. Учитывая успешный опыт сотрудничества с «КазМунайГазом» по модернизации Атырауского НПЗ, БРК рассматривает возможность финансирования проектов двух других нефтеперерабатывающих заводов страны. На очереди — реконструкция Шымкентского НПЗ. «Поскольку это капиталоемкий проект, для его поддержки мы привлекаем кредитную линию от китайского Эксимбанка на сумму не менее 1 млрд долларов. Нефтепереработка и нефтехимия занимают в ссудном портфеле БРК свыше 40 процентов. Это технически и технологически сложные проекты, требующие большого объема финансирования на длительный срок»,— поделились планами в БРК.

Потребность казахстанских автолюбителей в популярных марках топлива (прежде всего АИ-92) в будущем будет полностью удовлетворяться казахстанскими заводами. Скорее всего, это произойдет к 2017 году после завершения модернизации всех трех НПЗ страны. К тому времени только на АНПЗ после ввода в строй установки глубокой переработки нефти производство бензина возрастет в разы — до 1,5–1,6 млн тонн в год.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики