Горючий дефицит

Проблему дефицита популярных марок бензина можно решить только посредством модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов

Горючий дефицит

В конце августа предельная розничная цена бензина популярных марок АИ-92/93 выросла на 13 тенге и составила 128 тенге за литр. Ранее игроки рынка прогнозировали повышение цен на бензин, связывая это с февральской девальвацией и сезонными факторами. Однако казахстанские власти называют другие причины. По их словам, во-первых, дефицит АИ-92, который образовался в приграничных районах, возник из-за увеличения количества автомобилей, желающих купить дешевый казахстанский бензин. Во-вторых, немаловажную роль сыграла авария на российском Ачинском НПЗ на фоне остановки на плановый ремонт Павлодарского НПЗ. В-третьих, определяющим условием повышения цен на бензин является объем казахстанской переработки нефти. Для примера, сейчас казахстанские НПЗ производят всего 1,9 млн тонн бензина марки АИ-92 при потребности 2,8 млн тонн. Остальная часть покрывается российскими поставками. В целом совокупный спрос страны в горючем на 40% удовлетворяется внешними поставками. Но из-за повышения цен на бензин в России во втором квартале, ввоз оттуда стал убыточным. Цена 92-го бензина в РФ, если перевести на нашу валюту, выросла с 149 до 165 тенге в конце июля. Поэтому правительство подняло регулируемую цену бензина марок АИ-92/93, чтобы уменьшить дефицит.

Налицо зависимость казахстанского рынка ГСМ от российской конъюнктуры. Остается только один выход — повышать производительность казахстанских НПЗ до потребностей местного рынка. Так, например, в планах модернизация Павлодарского НПЗ, которая увеличит объем обработки нефти на 2 млн тонн (с 5 млн тонн до 7 млн тонн) и улучшит качество нефтепродуктов до стандартов Евро-5. Предполагается, что после реконструкции Шымкентского НПЗ переработка увеличится до 6 млн тонн, причем глубокая переработка нефти будет увеличена до 90%. Сейчас технологические возможности Атырауского НПЗ позволяют заводу производить до 550 тыс. тонн горючего в год; только 40% из этого объема — бензин АИ-92 и другие марки с более высоким октановым числом.

Модернизация Атырауского НПЗ началась еще в 2003 году и условно поделена на три этапа. После первого этапа улучшилось качество выпускаемых нефтепродуктов и уменьшилось негативное воздействие производства на окружающую среду. В октябре текущего года завершается второй этап, где запланирован запуск пусконаладочных работ. После чего в эксплуатацию введут комплекс по производству ароматических углеводородов, что позволит увеличить производство бензина на 20%. Новый комплекс позволит АНПЗ увеличить объемы продукции до 600–650 тыс. тонн в год, при этом большая часть — это высокооктановый бензин. Эти меры помогут решить проблему дефицита популярных марок бензина, прежде всего в западных регионах Казахстана. Кроме того, запуск установки также значительно увеличивает глубину переработки нефти: АНПЗ впервые начнет выпускать продукты с более высоким переделом — бензол и параксилол. Последние, в свою очередь, являются основным сырьем в нефтехимии. Заявленные мощности в год: бензол — 133 тыс. тонн, параксилол — 496 тыс. тонн.

«Реконструкция производства по переработке нефти — капиталоемкий и технологически сложный проект с большим сроком окупаемости. Он невозможен без привлечения долгосрочного финансирования. Казахстанские коммерческие банки такие проекты, как правило, не кредитуют. Поэтому мы в свое время обратились в Банк развития Казахстана и получили необходимую поддержку,— рассказал директор департамента нефтепереработки АНПЗ Еркин Сулейменов.

Помимо запуска комплекса по производству ароматического углеводорода, в АНПЗ ведутся работы по строительству комплекса глубокой переработки нефти — это третий этап реконструкции завода. К его практической реализации приступили в конце 2012 года, окончание строительства запланировано на 2016 год. Стоимость двух инвестиционных проектов, которые осуществляются в целях модернизации АНПЗ,— 2,9 млрд долларов, почти половину затрат профинансировал БРК. Если первый проект стоит 1,13 млрд долларов, то комплекс глубокой переработки — 1,8 млрд долларов, который в свою очередь позволит увеличить глубину переработки нефти с существующих 50% до 87%, выхода светлых нефтепродуктов — с 44% до 77%; кроме того, позволит производить моторное топливо стандарта Евро-4 и Евро-5.

Следует отметить, что АНПЗ — не единственный проект, финансируемый БРК в этом направлении. Учитывая успешный опыт сотрудничества с «КазМунайГазом» по модернизации Атырауского НПЗ, БРК рассматривает возможность финансирования проектов двух других нефтеперерабатывающих заводов страны. На очереди — реконструкция Шымкентского НПЗ. «Поскольку это капиталоемкий проект, для его поддержки мы привлекаем кредитную линию от китайского Эксимбанка на сумму не менее 1 млрд долларов. Нефтепереработка и нефтехимия занимают в ссудном портфеле БРК свыше 40 процентов. Это технически и технологически сложные проекты, требующие большого объема финансирования на длительный срок»,— поделились планами в БРК.

Потребность казахстанских автолюбителей в популярных марках топлива (прежде всего АИ-92) в будущем будет полностью удовлетворяться казахстанскими заводами. Скорее всего, это произойдет к 2017 году после завершения модернизации всех трех НПЗ страны. К тому времени только на АНПЗ после ввода в строй установки глубокой переработки нефти производство бензина возрастет в разы — до 1,5–1,6 млн тонн в год.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее