Третий элемент

Редакционная статья

Третий элемент

Согласно Фридриху Листу, стране необходимо иметь три компонента, чтобы быть успешной: более высокий, чем у других, уровень образования; развитую банковскую систему, которая способна перераспределять свободные средства в экономике; развитую транспортную инфраструктуру. Это классические компоненты, которых, как считают современные экономисты, уже недостаточно в современном мире, чтобы догнать лидеров. Наличие этих элементов сегодня обязательно, но недостаточно для рывка. То есть это — своего рода кандидатский минимум, совершенно ничего не гарантирующий, но без которого страна обречена прозябыть в долгосрочной перспективе.

Что мы имеем в Казахстане? Если взять банковскую систему, то она находится уже не первый год в нерабочем состоянии. То есть она как бы есть, но кредитовать экономику в силу разных причин не может. Банкиры во всем винят власти, власти во всем винят банкиров, но приемлемого выхода никто не предлагает. Его должен был бы предложить Нацбанк, гарантировав трансформацию короткой ликвидности в длинную, что делается во всем так называемом развитом мире, в обмен на списание безнадежных кредитов. Как бы то ни было, у нас все же есть банки, и остается надеяться, что они найдут в конце концов общий язык с государством. Так что этот пункт у нас выполнен на троечку с минусом.

Главная беда — это все ухудшающееся качество образования — и среднего, и высшего. Об этом можно много рассуждать, и «Эксперт Казахстан» посвятил этой теме немало статей, но пока что картина довольно безрадостная. Образование в Казахстане в системном кризисе. Советская школа полуразрушена, взамен ей ничего толком не создано. Отдельные исключения не означают правила. Исправление ситуации тут займет не один год, если не десятилетия. Ставка на болашакеров сыграть не может: для рывка нужно, чтобы все население было на уровне.

Что касается транспортной инфраструктуры — тут у нас как раз наблюдается определенное развитие. «Казахстан Темир Жолы» при всех своих недостатках строит железные дороги, улучшая инфраструктуру. В морпорт Актау также инвестированы огромные средства, и он расширяется. Построен МЦПС «Хоргос». Строится, хотя и с существенным отставанием от графика, новый Шелковый путь: дорога Западная Европа — Западный Китай. То есть именно транспорт развивается неплохо. Возможно, это как-то связано с тем, что строительство транспортной инфраструктуры приносит выгоду лично каким-то лицам, чего об образовании не скажешь, но факт остается фактом — она у нас улучшается.

Однако и здесь, в частности — в дорожном строительстве, существуют некие перекосы. Такое ощущение, что мы развиваем нашу инфраструктур только для транзита, и собственных интересов у нас здесь нет. То есть стройки идут так, как будто в Казахстане нет населения, нет экономики, а наша первостепенная задача — как можно быстрее и удобнее прогнать чужой груз через нашу территорию. Это неправильно. Транзит — это, конечно, хорошо. Но раз уж мы решили развивать те же обрабатывающие отрасли, транзитом ни в коем случае нельзя ограничиваться. Будем надеяться, что новая инициатива президента исправит этот изъян.

Ну и, конечно, можно только поприветствовать, что страна готова развивать ту отрасль, которая генерирует занятость, и через этот механизм стимулировать потребление. Кругом, что называется, одна польза.

Читайте тему номера: Астана в лучах солнца

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом