Бизнес в стиле фан

Ночной клуб Da Frеак, бар «Чукотка», кафе «Дача на Чукотке» — Данияр Сулейменов знает, как сделать стильное и модное место

Бизнес в стиле фан

“Мне говорят: ты ресторатор. Я говорю: нет, я не ресторатор. Просто идея нравится — и круто, когда есть возможность ее воплотить в жизнь». Данияр Сулейменов, арт-директор культового ночного клуба Da Frеак (проработал 10 лет и закрылся весной 2014-го) и комплекса «Чукотка», уверен, что секрет создания успешного заведения прост: нужно любить то, что ты делаешь. «Мне повезло в этом плане, я не делаю свою работу из-под палки. Мне нравится разработка концепции, мне нравится заниматься строительством. Да и изначально моя работа все-таки творческая. Проект появляется, когда ты в голове увидел картинку. Подумал, проанализировал, даже мебель мысленно подвигал — но в финале ты точно представляешь, как это будет выглядеть. А потом уже идешь к этой цели». Сейчас этот принцип он реализует в своем новом проекте городского кафе Nedelka. «Увиденные» Сулейменовым интерьер в теплых тонах и адекватные цены уже оценили многие алматинцы.

Идейное строительство

На месте Nedelka на проспекте Абая в южной столице еще полтора года назад было пустующее здание. Его-то Сулейменову и предложили отремонтировать — с последующей перспективой сделать там бар или сдать в аренду. «Я взялся, но сразу сказал: бар не буду открывать, место само по себе не для бара. Но подо что ремонтировать? Под магазин, филиал банка, ресторан? Поднялся вверх по Валиханова, чтобы посмотреть, каким должен быть фасад здания, чтобы оно органично вписалось в местный ландшафт, и в тот момент мне пришла в голову идея сделать демократическую кофейню».

Nedelka — два этажа и 360 квадратных метров площади. Наверху — зал, внизу — кухня и своя пекарня (хлеб, круассаны, десерты пекут сами, от заморозки было решено отказаться). Мебель для кафе делали на заказ, стройматериалы — европейские. Каков общий объем инвестиций в заведение, Данияр Сулейменов, честно признается, не считал: «Я, к сожалению, в финансовой стороне абсолютно не разбираюсь — несмотря на то, что вел стройку, фиксировал закуп стройматериалов, заключал договора на поставку полов, мебели и т.д. Но не суммировал это все, сколько в итоге вышло — не знаю. Мне как-то неинтересно это, хотя часто слышу, что должен изучить, как происходит финансовый процесс. Но, если честно, я немного боюсь, что если буду обременен цифрами и финансами, перестану видеть вот ту самую картинку, видеть то, что хочу создать». С подходом «идея — все, обойдемся без бизнес-плана» согласится не каждый инвестор, и в этом вопросе Сулейменову, безусловно, повезло. Его, как он сам говорит, «шефы» (они же инвестировали в Da Frеак и «Чукотку») ему доверяют и понимают. Впрочем, и сам проект-менеджер их пока не подводил. «Конечно,— смеется Данияр Сулейменов,— у нас не все бывает гладко. Вот вы про финансы спрашиваете. Меня тут ругали со словами «ты когда бюджет превысил в два с половиной раза, мы тебе ничего не сказали…» Да, ничего не сказали, но я постараюсь, чтобы заведение «работало». Не могу дать гарантий, но мне кажется, что эта идея — прикольная, и она найдет отклик. Я по ощущениям понимаю, что если есть люди, если есть какие-то движения, посиделки, то я уверен, что должны быть и деньги». Несмотря на не вполне типичный подход к созданию заведений, у Сулейменова хватает предложений «со стороны» поработать с новыми проектами, но он предпочитает постоянство и сложившиеся отношения, где взаимопонимание доказано годами сотрудничества. Причем это касается не только контакта с инвесторами: строительством кафе Nedelka занималась та же бригада, что строила Da Frеак и «Чукотку».

Кофе — да, пиво — нет

Городское кафе Nedelka днем работает скорее в формате кофейни. Достойного качества кофе и демократичные цены — в наличии. Не слишком «задирать» цены помогает тот факт, что помещение — в собственности, а не в аренде. Демократичность Сулейменов старается выдержать во всех проектах — руководствуется собственным опытом посещений ночных клубов. «В 2000–2001-х я ходил в клуб Сream, мой бюджет тогда был 1000 тенге. Хватало на такси домой и три стакана апельсинового сока. Мы когда Da Freak в 2004 году делали, я предложил: да, все подорожало, но ценник должен быть 500 тенге — и Red Bull, и бутылочка пива. Логически же можно прикинуть, сколько молодой парень, девушка могут потратить». Предложенный принцип «шефы» тогда поддержали — и это в немалой степени, по мнению Данияра Сулейменова, способствовало долгосрочности проекта Da Freak, и должно сработать с Nedelka. На посещаемость нового городского кафе и сейчас уже жаловаться грех: и днем наблюдается не так уж много свободных столиков, а вечером, несмотря на середину недели, будний день, их может и вовсе не оказаться. По утрам здесь нередко собираются представители бизнеса на бизнес-завтрак.

«Мы заранее предусмотрели возможность проведения на территории кафе семинаров, тренингов. Встроили проектор, сделали звук. Достаточно прийти с ноутбуком и подключить к нему кабель. Вон там, под лампой, полочка, ее открываешь — там кабель»,— показывает на противоположную стену г-н Сулейменов, добавляя, что как минимум раз в неделю эта функция пригождается, и нередко как раз бизнесменам. Денег, кстати, за эту услугу в Nedelka не берут.

Любопытно, что в Nedelka нет крепких алкогольных напитков, кальяна и пива. «У нас есть кофе, вино, много смузи и лимонадов, всяких безалкогольных напитков. И нет желания превращать заведение в кабак, а это очень тонкая грань. Да, приходят люди, спрашивают: у вас есть кальян? Нет, у нас нет. Они говорят: да вы что, как так, это ведь круто и модно. Я говорю: да, мы понимаем, но кальяна нет, и пока я здесь работаю, не будет. В заведении рядом есть и кальян, и крепкий алкоголь — можете туда пройти. Мне говорили: ну, вы так долго не протянете. Но я считаю, что нужно определиться с форматом»,— комментирует решение Сулейменов. На Абая рядом с новым городским кафе добрый десяток точек общепита — от блинной до ресторанов. Ни в какую из них, кроме блинной, вдохновитель Nedelka не ходил. Объясняет так: «Мне кажется, блинная тут очень в тему (обедал там год, пока шла стройка). И мы тут очень в тему. А в остальные места не ходил, потому что… да не люблю никуда ходить. Я вот и в клубах почти нигде не был, а мне друзья говорят: это твои конкуренты, ты должен ходить, смотреть, что они делают, что у них происходит. Я говорю — а зачем? Мы делаем так, как считаем нужным. Мы не копируем, кафе Nedelka, как и Da Freak, и «Чукотка» — это собственный интеллектуальный продукт, мы и собственные логотипы разрабатывали специально…»

На рекламу и привлечение клиентов в Nedelka потратили буквально несколько тысяч тенге, решив, что прямой контакт, сарафанное радио и социальные сети сработают гораздо эффективнее билборда. Сделали две презентации заведения (для взрослых и для молодежи), пригласив только городских тусовщиков. «Позвонили, пригласили, все пришли — я им очень благодарен, место сразу зажило. В воскресенье пришел мой друг, купил первый кофе — мы эти 500 тенге в рамку поставим. А в понедельник мы распечатали 300 визиток-купонов на кофе и вышли на Абая, приглашая попробовать наш кофе. На днях сделали еще 700 таких купонов, раздали среди студентов. Они сразу начали постить фото наших визиток-купонов (со всеми нашими координатами) в Instagram со словами «кто рано встает, тому кофе подарили»,— делится Данияр Сулейменов способами экономного продвижения среди целевой аудитории. В Nedelka рассчитывают, что студенты составят около 30% от общего числа посетителей. Резервные деньги на маркетинг, добавляет проект-менеджер, у него есть, но пусть пока полежат.

Пойти в тираж

Обычно заведения, созданные Данияром Сулейменовым, что называется, штучная работа. В Алматы нет смысла делать еще одну «Чукотку». Но Nedelka — это тот формат, который можно тиражировать, и в перспективе, не исключает Сулейменов, это будет сеть из 3–4 кофеен в южной столице, а может, и за ее пределами. Во всяком случае, посетителям из Астаны идея Nedelka приглянулась, и они сразу выступили с предложением о приобретении франшизы и реализации проекта на базе своей недвижимости в Астане. «Мы будем об этом думать через год. Пока мы здесь порядок не наведем — мы не будем расширять свое присутствие на рынке, это будет глупо. Когда здесь справимся — будем думать. Сейчас нам нужно вывести свод определенных правил, формат работы, все настроить, решить внутренние проблемы — и тогда дальше развиваться»,— делится планами г-н Сулейменов. Как раз перед нашей встречей он с управляющим директором, администратором и ведущими официантами обсуждал необходимое количество людей в сервисной службе, какой график был бы им удобен. В подборе команды Сулейменов остается верен принципу «сначала идея, потом — деньги». «Люди, которые здесь работают, они не спрашивали первым делом, сколько вы платить будете. Они говорили: мне здесь нравится, прикольно, мы будем работать. И второй вопрос — «Кстати, сколько платить будете?» — с такими людьми можно обсуждать, приходить к устраивающему всех решению». Коллектив в Nedelka весьма юн — и начальнику службы кассы, и шефу-бариста, и шеф-повару — всем по 21 году. «Они молодые, но с амбициями. Повар наш, может, еще не умеет правильно организовать производство, но готовит вкусно. Пытаемся оптимизировать — чтобы и драйв был, и контроль»,— смеется Данияр Сулейменов. «Это большая работа; честно, я никогда не сталкивался с этим, обычно на проектах было как: ты придумал идею, разработал концепцию, построил, работаешь арт-директором, соблюдая музыкальный формат, и назначаешь директора, который занимается текучкой… А здесь полностью всем приходится заниматься — голова кругом идет. Хорошо, что коллеги поддерживают»,— создатель Nedelka признает, что арт-сторона вопроса ему все-таки ближе, и сильно сомневается, что когда-нибудь возьмется за создание полноценного ресторана. И в заключение жизнеутверждающе добавляет, что понял: если есть хорошая идея для такого бизнеса, то деньги на ее реализацию найти нетрудно, во всяком случае — в Казахстане.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом