Старая добрая модернизация

Главным вектором развития Казахстана на ближайшее десятилетие объявлена социально-экономическая модернизация

Нурсултан Назарбаев
Нурсултан Назарбаев

Как уже отмечал наш журнал, нахождение в руках президента рычагов политического и административного контроля ставит вопрос о правильном выстраивании системы политической коммуникации (подробнее см. «Традиционная новизна», «Эксперт Казахстан» № 5 от 8 февраля 2010 года) при проведении главного политического события страны — послания президента народу Казахстана. Начиная с 1997 года традиционным был двухактовый формат, когда непосредственно за президентским посланием проводилось расширенное заседание правительства, на котором премьер-министр оглашал заранее подготовленный план выполнения президентских программ и поручений. Единственным, притом весьма сомнительным, достоинством такой системы была оперативность принятия решений. Вся политическая коммуникация была сжата до схемы «поручение президента — постановление правительства».

После того как партия «Нур Отан» стала превращаться в правящую партию, то есть в один из важнейших элементов политической системы, президентское послание дополнилось новым элементом — встречей Нурсултана Назарбаева с партийным активом. В 2009 году она предшествовала совместному заседанию палат парламента (то есть президентскому посланию), в 2010 году прошла непосредственно после заседания.

Именно два года назад была выстроена идеальная с точки зрения политической коммуникации модель. Сначала шло президентское послание с сильным позитивным зарядом и установкой на решение масштабных задач, победы и свершения. Затем следовало расширенное заседание бюро политсовета партии «Нур Отан», на котором Нурсултан Назарбаев с партийной прямотой высказал все, что думает о своих соратниках. Выступление президента перед однопартийцами носило сугубо неформальный характер, но с участием прессы, которая не без удовольствия тиражировала президентские замечания в адрес акимов («А тогда на хрена вы все сидите там?!»). Лишь на следующий день состоялось заседание правительства, на котором пафос послания и дружеская критика партсобрания завершились конструктивным позитивом бюджетных программ.

Прошлый год был праздничным, что отразилось на содержании президентского послания, кроме того, в начале года все звуковые и визуальные эффекты были сконцентрированы вокруг инициативы мажилисменов о продлении президентских полномочий путем референдума. И президентской партии в тот момент была отведена особая роль. Оглядываясь из сегодняшнего трехпартийного мажилиса в однопартийное прошлое, понимаешь, что уже тогда Нурлан Нигматулин, заместитель Нурсултана Назарбаева по партийным делам, начал формировать многопартийный парламент. В январе прошлого года «Нур Отан» выступил с инициативой создания общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан‑2020». Как и положено правящей партии, «Нур Отан» ориентирован на процессы позитивные, а инициируемые им проекты носят объединительный характер. Деление на меньшевиков и большевиков, правых и левых, настоящих и ненастоящих — это удел тех, кто борется за власть. У тех, кто властью обладает, приоритеты иные, поскольку главным фактором при постановке задач и выборе целей выступают не личные амбиции, а ответственность, причем не только перед однопартийцами и перед лидером партии, но перед всем обществом, включая и оппозицию. «Нур Отан» рассматривает оппозиционные партии не как своих противников, а как неотъемлемую часть системы, в которой ему приходится работать. Два участника этой коалиции — Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) и «Ак жол» по итогам парламентских выборов 2012 года прошли в мажилис и стали партнерами «Нур Отана» по законодательной работе.

Эхо Жанаозена

В этом году концептуальная составляющая послания-2012 была сведена до минимума. Название обращения («Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана») было почти целиком позаимствовано из послания 2005 года («Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»). Политический аспект модернизации на повестке дня в этом году, судя по всему, стоять не будет. Все модернизационные ресурсы на этом направлении были исчерпаны в ходе досрочных парламентских выборов. Все, относящееся к политической жизни, было сказано Нурсултаном Назарбаевым неделей ранее на открытии первой сессии парламента пятого созыва.

Достижения предыдущего этапа были в сжатом виде обрисованы в преамбуле послания, по традиции произнесенной на казахском языке. Обоснование курса развития страны на ближайшее время выражено всего одной фразой: «Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ». После этого последовал набор из десяти направлений этой модернизации. Если рассматривать порядок перечисления задач как индикатор их приоритетности, то нельзя не заметить, что трагические события в Жанаозене наложили свой отпечаток на текст послания. Первым из направлений было названо обеспечение занятости, что без учета ситуации на Мангышлаке выглядело бы более чем странно, поскольку безработица в нашей стране находится на очень низком уровне, и к тому же продолжает снижаться. По данным Минтруда, она снизилась с 5,8% в 2010 году до 5,4% в 2011 году (для сравнения — в благополучной по европейским меркам Германии она составляет 6,7%). Второе направление — доступное жилье со стандартным набором мер (увеличение строительства жилья и его аренда). Третье — региональное развитие, причем в качестве примера моногородов с их специфическими проблемами был назван Жанаозен. Оба эти направления были изложены на казахском языке, что лишний раз указывало на адресность предусмотренных мер. Почти весь остальной текст послания был произнесен на русском языке, за исключением короткого пассажа относительно того, что развитие казахского языка будет продолжаться, а также нескольких заключительных фраз.

Ничего лишнего

Четвертое и пятое направления (повышение качества государственных услуг и подготовка квалифицированного политического класса управленцев) не предлагают никаких новшеств, а скорее фиксируют последние тенденции расширения применения интернета и сокращения числа разрешительных документов, а также возвращают к давнишней идее о президентском кадровом резерве.

Модернизация судебной и правоохранительной систем, которая представляет собой шестое направление, — это фактически непрекращающийся процесс, в который вносятся определенные коррективы в связи с изменениями внешних условий. В нынешнем году ускоренное развитие евразийской интеграции породило идею о создании Евразийской полиции по аналогу Интерпола.

Седьмое направление — качественный рост человеческого капитала в Казахстане, то есть развитие образования и здравоохранения. Этот раздел президентского послания — самый обширный. Никаких радикальных реформ здесь вроде бы не намечается, за исключением того, что намечен переход к обязательному медицинскому страхованию. Интересно, что в качестве примера для развития страховой медицины президент ссылается на пенсионную систему, а уже в следующем разделе послания, посвященном совершенствованию пенсионной системы, фактически признает ее низкую эффективность. Можно сделать вывод о том, что у правительства нет денег на содержание даже нынешних крох и огрызков бесплатного медицинского обслуживания, сохранившихся с советских времен.

Кроме того, весьма симптоматично прозвучали слова о том, что важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Предлагается сделать акцент на патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Строго говоря, в нынешних школах все это детям внушается на уроках самопознания, введенных несколько лет назад по инициативе супруги президента Сары Алпысовны. Однако президент почему-то сказал, что у нас нет ни учебников, ни преподавателей, которые работают с молодежью по этим вопросам. Видимо, события в Жанаозене показали такую глубину социальной маргинализации и деградации казахстанцев, что государство наконец-то обратило на это внимание, хотя и в несколько странной форме.

В девятом пункте своего послания президент изложил проекты, которые предстоит реализовать в рамках программы индустриально-инновационного развития. Тема экономического развития заслуживает специального анализа, который наш журнал постарается сделать в одном из ближайших выпусков. Пока же отметим, что немалая часть этих проектов ориентирована на Китай, на запросы китайской экономики. И международный автомобильный коридор Западный Китай — Западная Европа, и железная дорога Жезказган — Бенеу предназначены для облегчения китайского экспорта в Европу (Китай уже стал крупнейшим торговым партнером Евросоюза). Атырауский газохимический комплекс также будет создаваться с китайским участием, а его продукция будет поставляться на китайский рынок. Поскольку прогнозы на экономическую ситуацию в Китае куда более благоприятны, чем прогнозы на ситуацию в Европе и США, то будущее нашей индустриально-инновационной программы внушает оптимизм. Тем более что Таможенный союз уже уменьшил число таможенных барьеров на пути китайских товаров в Европу.

Заключительное, десятое направление связано с развитием сельского хозяйства. Проблемы здесь старые, пути их решения тоже не новы, удастся ли добиться какого-то успеха, во многом зависит от того, сможет ли государство найти общий язык с предпринимателями в агробизнесе.

В заключение своего выступления Нурсултан Назарбаев занял позицию лидера нации и заявил, что социальная модернизация — это центральный вопрос деятельности не только нового парламента и правительства, но и всех ответственных сил Казахстана — партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики