Встречают по спецодежке

Евразийская интеграция сделала отечественный рынок привлекательным в первую очередь для тех российских компаний, которые готовы к выходу на внешние рынки

Встречают по спецодежке

Емкость рынка спецодежды и товаров для защиты на производстве продолжает расширяться. О том, почему Казахстан так привлекателен для производственных предприятий, как чувствуют себя компании-новички в здешних условиях и к чему готовиться, если хочешь стать лучшим, рассказал генеральный директор казахстанского филиала «Мерион-Спецодежда» Никита Иващенко.

«Мерион-Спецодежда» — компания, начинавшая ровно десять лет назад с резиновых перчаток, сегодня реализующая широкую номенклатуру продукции — до пяти тысяч единиц — для производственников: от спецодежды до лестниц и технических тканей.

Оседлать новый рынок

— Никита Владимирович, компания давно заняла прочные позиции на российском рынке спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ). Почему решили наладить дистрибуцию и в Казахстане?

— Мы задумались об этом после того, как заработал ТС. Снижение таможенных пошлин, ликвидация дополнительных налогов и сборов — отличное подспорье для развития представительства в Казахстане. Более того, было упразднено положение об обязательном оформлении казахстанского сертификата соответствия, что тоже послужило своеобразным толчком к принятию подобного решения. Сейчас для плодотворной деятельности в России, Белоруссии и Казахстане достаточно получить сертификат качества ТС. Такие льготы существенно облегчают работу в странах — участницах союза и снижают административные барьеры. Мы имеем законное право предлагать свою продукцию казахстанским клиентам, которые, в свою очередь, могут быть уверены в ее качестве, удостоверенном сертификатом ТС. Казахстан — сырьевая страна, активно развивающая добычу нефти, металла и газа, поэтому, предполагая, что многие работающие в нише спецодежды и СИЗ российские компании будут стремиться сюда, мы подняли вопрос об открытии представительства.

— Политика работы компаний, подобных вашей, в России часто строится не только на оптовых продажах, но и на рознице. Как вы представляете оптимальную работу на казахстанском рынке?

— Ни в России, ни в Казахстане мы не делаем ставки на розничные продажи. Для нас это нерентабельно. Своей целью мы ставим снабжение товарами для защиты на производстве местных промышленных предприятий. Нам интересны и крупные дистрибьюторы, имеющие возможность аккумулировать большой объем товаров на своих складах. Мы стараемся делать крупные поставки по максимально низкой стоимости. Такова политика головного офиса, и меняться она не будет.

— Конкурентную обстановку на рынке уже изучили?

— Порядком. В Казахстане не до конца налажено собственное производство спецодежды. Основные игроки — поставщики импортных товаров, малые предприятия не определяют тенденции. И даже заметное присутствие дешевой китайской продукции не влияет существенно на ситуацию. Эта продукция реализуется без соответствующих сертификатов качества, зачастую является контрафактной и пользуется спросом у физических лиц и малых предприятий. Сегодня почти половина импорта товаров для защиты на производстве приходится на российских поставщиков. Единственный их минус — высокая стоимость. Поскольку производственные цеха расположены в России, товар приходит в Казахстан с наценкой в 50–70 процентов. Мы решили идти несколько другим путем: общая наша наценка не превышает 20 процентов. В ходе работы мы оптимизировали расходы на логистику и хранение складской продукции, поэтому можем позволить себе не завышать цену. Тем не менее мы отдаем себе отчет, что поставки спецодежды, пусть и по низкой цене, не новинка, поэтому направили усилия в развитие диэлектрики. Диэлектрическая продукция, будь то перчатки, боты или коврики, незаменима во всех сферах производства. Поэтому наша основная цель — полное снабжение ею предприятий химической, нефтедобывающей, горнорудной промышленности.

Многие стремятся открыть предприятия, которое принесет прибыль здесь и сейчас 

Личное преимущество

— Как по-вашему, действует ли для компаний на новом рынке принцип «естественного отбора» — выживает действительно сильнейший?

— В любом рынке и в любой сфере бизнеса, наверное, действует этот принцип. Поэтому дело за малым — быть лучшими. Каждый работает так, как считает нужным, и делает ставки на то, что считает нужным, главное — делать все честно, качественно и с чистой совестью. Что же касается «Мериона», то помимо вышеуказанных преимуществ у нас есть еще ряд существенных плюсов: это, например, сервис — удобный выбор всего необходимого на сайте, работающем по принципу интернет-магазина. Клиент просто выбирает нужный товар, в остальном ему помогут грамотные менеджеры. Ну и личное преимущество: я родился и вырос в Казахстане, мне близок и понятен здешний менталитет; знаю, кому наш товар может быть полезен, умею, как мне кажется, находить подход к людям и правильно выстраивать деловые отношения.

— Я знаю, что некоторые ваши конкуренты стараются делать упор на эксклюзивное производство. Это так?

— Отчасти. Если взять, например, производство диэлектрических изделий, то фактически на территории СНГ есть только два производителя. Китай тоже в этом пока не вышел на качественный уровень. Мы, в свою очередь, стараемся развивать свое производство диэлектрики и уже вышли на долю в 20 процентов рынка по всему СНГ.

— А может быть, имеет смысл открыть производственные цеха непосредственно в Казахстане?

— Пока таких планов у нас нет. Этот вопрос может стать более актуальным при определенных условиях: рост производства, увеличение объемов поставляемых нами товаров, расширение границ ТС.

 Найти отличие

— Если говорить о рынке производства СИЗ и спецодежды в целом, насколько он динамичен?

— Как и любой рынок, он подвержен различным изменениям. И к ним нужно быть готовым. Например, до начала работы ТС мы имели производство резиновых изделий в Индии, и оно было выгодным. Резиновые перчатки делаются из латекса, который в сыром виде довольно труден в транспортировке. С созданием ТС производство за рубежом стало более проблематичным. Для того чтобы получить сертификат союза, было необходимо заказать специальную комиссию, которая, получив специальный образец товара, проверяет его на соблюдение всех требований. После чего проверяющие выезжают на производство, где контролируется соответствие образца к определенной поставке. Мы перевели производство в свою страну и не потеряли. Введение сертификата ТС сильно повлияло на предприятия, которые находятся вне России. На мой взгляд, это сделано для того, чтобы производства, находящиеся за пределами стран — членов ТС, переехали на территорию ТС.

— В чем, по-вашему, разница между предпринимательской средой РК и РФ с точки зрения удобства ведения бизнеса?

— На мой взгляд, в России вести бизнес несколько проще. И исключительно потому, что там люди знают, как заработать и что именно необходимо для этого предпринять. Работает система, при которой твои конкурентные преимущества позволяют тебе воспользоваться ими в полной мере. В Казахстане же большое количество возможностей в выборе вида деятельности. Но, как мне кажется, этим редко пользуются, потому что нет четкого понимания дальнейших перспектив. Многие стремятся открыть предприятие, которое принесет прибыль здесь и сейчас. В России бизнес готов вкладываться в долгосрочные проекты.

— Не думаете, что это связано с массой проблем, которые создаются, например, местными властями?

— Это не так. В любой стране есть и коррупция, и недобросовестные конкуренты, и непрозрачная система госзакупок. Трудности могут возникнуть на любом этапе работы и без участия властей. С посредниками, например. Тут все хотят заработать на перепродаже, что значительно увеличивает стоимость конечного продукта. Я, будучи казахстанцем, был к этому готов, и поэтому в своей работе стараюсь выходить непосредственно на заказчика. Необходимо понимание, что выделяться нужно за счет качества — работы, товара, сервиса. Стоит встретиться двум предприимчивым, и они понимают, как могут создать успешное дело не за счет друг друга, не за счет клиента, а благодаря четкому просчитыванию всех действий для получения честной прибыли. К слову, встречаются и ситуации, когда промышленное предприятие имеет своего давнего поставщика и не намерено идти на изменения, несмотря на более выгодные условия. Но это бизнес: нужно просто идти дальше.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?