Полюс неблагополучия

В работах "Кызыл трактора"соединяются традиционные ценности и реалии современного мира

Полюс неблагополучия

В рамках «Артбатфеста» состоялись и другие мероприятия. Среди них — выставка шымкентской группы «Кызыл трактор» и «Визуальная библиотека» от московского фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Если последняя была в духе развлечений и гламура, то выставка шымкентских художников стоит особняком от остальных мероприятий фестиваля. Казахстанцы, прошедшие суровую школу гражданского общества — АбилСаид Атабеков, Виталий Симаков, Арыстанбек Шалбаев, Сырлыбек Бекботаев — пытаются рефлексировать над произошедшими недавно социально-политическими событиями. В работе Симакова нашла отражение недавняя авиакатастрофа «Боинга». В работах «Кокпар-Москва 14», «Алпамыс-Кокпар 14» Атабекова соединяются традиционные ценности и реалии современного мира. «Девочки из Кызыл-Аскера» Шалбаева демонстрирует несоответствие модерновой школьной униформы и руинизированных стен заброшенного поселка, на фоне которого сняты школьницы. «777» — так называется выставка — следует духу традиции социально-политического искусства и демонстрирует негламурные, антиразвлекательные и даже антиэстетические основания художественного творчества. Согласно сложившимся в Казахстане представлениям о таком искусстве (во многом благодаря просветительской деятельности международных общественных организаций), оно должно пугать зрителя и ввергать его в бездну безнадежности и отчаяния перед действительностью, в которой он живет. Можно сказать, что эта выставка не просто выделяется из общего хипстерского абриса фестиваля, а противостоит остальным его событиям. Такое искусство отражает реалии Казахстана, в котором полюса бедности и богатства, экзистенциального выживания и потребительской инфантильности соседствуют друг с другом. Символично, что «777» проходит в галерее «Тенгри Умай» и, возможно, станет одной из последних выставок в ее стенах. По словам владельца галереи Владимира Филатова, помещение, за которое он аккуратно вносил плату, выставлено акиматом на аукцион. Так что горожане могут лишиться места проведения культурных мероприятий в центре города. Остаются лишь места торговли и развлечений — ночные клубы, кинотеатры и торговые центры. Правда, есть и такие ТЦ, где открыты художественные бутики и помещения оборудованы под выставки.

Так, мультимедийная коммерческая выставка, посвященная творчеству Ван Гога, проходит в недавно открывшейся «Достык-Плазе». А «Визуальная библиотека» разместилась в воркшопе Серика Буксикова, расположенном в дорогом «Есентай молле». Эта выставка с участием трех зарубежных художников — Иварса Гравлеса из Праги, Миши Моста из Москвы и Андрея Сявлева из Самары — вполне соответствует развлекательно-потребительскому тренду фестиваля. Хотя авторы пытаются рефлексировать над обществом потребления, делают это они интеллектуально ненавязчиво и художественно невыразительно. Ход назвать чеки с перечислением товаров и заплаченных за них сумм поэзией супермаркета — кажется оригинальным. Но трогательные и странные названия продуктов не превращают потребление в искусство, как и чеки — в стихи. А куб, сооруженный из старых книг, не декорирует окружающее пространство.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом