Полюс неблагополучия

В работах "Кызыл трактора"соединяются традиционные ценности и реалии современного мира

Полюс неблагополучия

В рамках «Артбатфеста» состоялись и другие мероприятия. Среди них — выставка шымкентской группы «Кызыл трактор» и «Визуальная библиотека» от московского фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Если последняя была в духе развлечений и гламура, то выставка шымкентских художников стоит особняком от остальных мероприятий фестиваля. Казахстанцы, прошедшие суровую школу гражданского общества — АбилСаид Атабеков, Виталий Симаков, Арыстанбек Шалбаев, Сырлыбек Бекботаев — пытаются рефлексировать над произошедшими недавно социально-политическими событиями. В работе Симакова нашла отражение недавняя авиакатастрофа «Боинга». В работах «Кокпар-Москва 14», «Алпамыс-Кокпар 14» Атабекова соединяются традиционные ценности и реалии современного мира. «Девочки из Кызыл-Аскера» Шалбаева демонстрирует несоответствие модерновой школьной униформы и руинизированных стен заброшенного поселка, на фоне которого сняты школьницы. «777» — так называется выставка — следует духу традиции социально-политического искусства и демонстрирует негламурные, антиразвлекательные и даже антиэстетические основания художественного творчества. Согласно сложившимся в Казахстане представлениям о таком искусстве (во многом благодаря просветительской деятельности международных общественных организаций), оно должно пугать зрителя и ввергать его в бездну безнадежности и отчаяния перед действительностью, в которой он живет. Можно сказать, что эта выставка не просто выделяется из общего хипстерского абриса фестиваля, а противостоит остальным его событиям. Такое искусство отражает реалии Казахстана, в котором полюса бедности и богатства, экзистенциального выживания и потребительской инфантильности соседствуют друг с другом. Символично, что «777» проходит в галерее «Тенгри Умай» и, возможно, станет одной из последних выставок в ее стенах. По словам владельца галереи Владимира Филатова, помещение, за которое он аккуратно вносил плату, выставлено акиматом на аукцион. Так что горожане могут лишиться места проведения культурных мероприятий в центре города. Остаются лишь места торговли и развлечений — ночные клубы, кинотеатры и торговые центры. Правда, есть и такие ТЦ, где открыты художественные бутики и помещения оборудованы под выставки.

Так, мультимедийная коммерческая выставка, посвященная творчеству Ван Гога, проходит в недавно открывшейся «Достык-Плазе». А «Визуальная библиотека» разместилась в воркшопе Серика Буксикова, расположенном в дорогом «Есентай молле». Эта выставка с участием трех зарубежных художников — Иварса Гравлеса из Праги, Миши Моста из Москвы и Андрея Сявлева из Самары — вполне соответствует развлекательно-потребительскому тренду фестиваля. Хотя авторы пытаются рефлексировать над обществом потребления, делают это они интеллектуально ненавязчиво и художественно невыразительно. Ход назвать чеки с перечислением товаров и заплаченных за них сумм поэзией супермаркета — кажется оригинальным. Но трогательные и странные названия продуктов не превращают потребление в искусство, как и чеки — в стихи. А куб, сооруженный из старых книг, не декорирует окружающее пространство.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее