Стержнем больше

Костанайский металлургический завод «Евраз Каспиан Сталь» стал симбиотическим проектом для Казахстана и России

Стержнем больше

В Казахстане, кажется, уже не осталось крупных промышленных предприятий, на которых никогда не бывал президент РК Нурсултан Назарбаев. На каких-то площадках он закладывает первый камень, какие-то официально открывает, на некоторые наведывается после запуска производства. И если в первых двух случаях президентские визиты — это своеобразный кредит доверия руководству компаний, то в последнем — возврат выданного ранее кредита. Все отличие этой ситуации от работы с реальными денежными ссудами в том, что с «плохими кредитными историями» президента стараются не знакомить.

В начале сентября президент посещал северные регионы — Северо-Казахстанскую и Костанайскую области. В Костанае Нурсултан Назарбаев побывал на двух соседствующих друг с другом предприятиях — машиностроительном комплексе «АгромашХолдинг» и металлургическом заводе «Евраз Каспиан Сталь» (ЕКС). Причем оба проекта — соседи не только географические: оба индустриальных предприятия несырьевого сектора были прокредитованы Банком развития Казахстана (БРК). Об истории создания и нынешних проблемах и перспективах работы ЕКС, пока штатно отдающем моральные и материальные кредиты, и пойдет речь.

Ступенька в Азию

Российская металлургическая группа Evraz и казахстанская Caspian Group объявили о совместном greenfield-проекте (в ТОО «Евраз Каспиан Сталь» Evraz принадлежит 65%, Caspian Group — 35%) в конце апреля 2010 года. Уже тогда стало известно, что это будет завод по производству мелкосортового проката мощностью в 450 тыс. тонн в год. Стоимость инвестпроекта тогда оценивалась в 127 млн долларов, а количество создаваемых рабочих мест — чуть более 300. В итоге строительство предприятия заняло около двух с половиной лет и проект оказался дороже ранее заявленных 127 млн — 131 млн долларов.

Завод было решено строить рядом с другим предприятием Caspian Group — «АгромашХолдингом», который занимает цеха бывшего дизельного завода. Использование площадки в 17 гектаров с подведенной инфраструктурой и уцелевшими административными зданиями значительно сокращало капзатраты инвесторов. Строительство корпуса предприятия стартовало в июне 2011 года. Завод возводился по проекту Украинского института по проектированию металлургических заводов («Укргипромез»), а генподрядчиками строительства были казахстанцы — темиртауское ТОО «Уралдомнаремонт KZ». Основное оборудование — прокатный стан — костанайцы приобрели у итальянской «дочки» немецкого концерна Siemens — Siemens VAI Metals Technologies S.r.l. Комплекс предприятия также включил в себя сертификационную лабораторию контроля качества, а также линию упаковки готовой продукции.

Возведение корпуса и монтаж технологического оборудования заняли в общем два с половиной года: 19 июня этого года ЕКС был официально запущен, 27 июня отгрузил первую продукцию потребителям в Алматы и Шымкенте.

Номенклатура производимой на заводе продукции невелика, но очень востребована на строительном рынке. Это фирменная евразовская арматура различной длины и нескольких диаметров (от 10 до 40 мм), в том числе разработанная самой компанией термоупрочненная арматура А500СП (диаметром 14, 18 и 25 мм), которая, как уверяют в компании, позволяет экономить до четверти всего металла, используемого в строительстве. Планируется, что арматура займет до 80% производства. Остальной объем будет представлен фасонным прокатом — швеллером, уголком, балкой.

«Рынок Казахстана и Средней Азии, на который ориентирована продукция предприятия, в последние годы демонстрирует устойчивый рост. Начало промышленного производства в Костанае позволит потребителям в Казахстане получать продукцию местного производства, что соответствует политике импортозамещения, проводимой правительством республики»,— говори вице-президент Evraz, руководитель дивизиона «Сталь» Алексей Иванов.

Рынок арматуры в РК поделен между россиянами и казахстанцами в соотношении 60% импорта и 40% отечественной продукции. Задача ЕКС в ближайшее время — довести долю местного производителя до паритетной. Как отмечают в БРК, продукция ЕКС получила сертификаты происхождения и соответствия и считается казахстанской, что дает ей определенные преимущества при госзакупках, а также закупках национальных компаний, недропользователей и системообразующих компаний.

Главный рынок ЕКС — Казахстан и соседи по Центральной Азии, однако в Evraz видят большой потенциал и для экспорта в дальнее зарубежье. «По мере загрузки стана будем больше продавать и вернемся на экспортные рынки, с которых ушли. В частности, в Юго-Восточную Азию»,— рассказывал в апреле 2013-го президент Evraz Александр Фролов.

Горячие испытания с холодным умом

Производственная площадка ЕКС очень похожа на все новые промышленные предприятия Казахстана, где фаза обустройства территории еще не окончена: новенькие корпуса, чистая территория, зеленые лужайки соседствуют с участками перерытыми экскаваторами. Отличает завод (как и все евразовские предприятия) цветовая гамма бренда, в которой яркий оранжевый — как металл, выходящий из печи — соседствует с бледно-серым цветом, таким же, как прокатный стан и чистые бетонные полы производственного цеха. Оранжевый и серый на заводе везде: от стен корпусов до плакатов, предупреждающих о вреде пьянства и нарушениях техники безопасности, и спецовок работников.

Производство арматуры выглядит стандартно: разогретую в печи квадратную стальную заготовку вытягивают до нужного диаметра, после чего прокатывают по вальцам, режут, остужают и отправляют на упаковку и складирование. Инструкторы по ТБ предупреждают: если заготовка не входит в вальцы (что случается крайне редко, но на подобных производствах бывает), по заводу «идет гулять» металлическая петля, разогретая до 1200 градусов. Поэтому всех просят держаться на удалении от стана, зона обозначена желтой линией.

«Завод работает в стадии горячих и гарантийных испытаний. Мы еще находимся под руководством Siemens VAI,— рассказывает исполнительный директор ТОО «Евраз Каспиан Сталь» Сергей Сотников. — В сентябре — первых числах октября планируем окончить гарантийные испытания и тогда будем говорить о выходе на конкретные объемы. В августе планируем откатать пять-шесть тысяч тонн, на сентябрь планируем уже девять тысяч. Позитивная динамика налицо, но говорить о стабильных объемах, пока поставщик не сдал оборудование,— излишне». Тем не менее у ЕКС есть план: откатать к концу этого года 92–100 тыс. тонн, а в следующем году выйти на проектную мощность.

«Но наш завод — это только производственная площадка, объем выпуска на которой напрямую зависит от конъюнктуры цен,— напоминает г-н Сотников. — Сегодня ситуация такова, что мы не успеваем отгружаться». Подавляющее большинство продукции уходит казахстанским потребителям, но уже есть и пробные продажи на экспорт — в Кыргызстан и Узбекистан. Подписаны протоколы о намерениях с российскими контрагентами.

«Важно, что партнеров за рубежом устроили пакет документов и качество арматуры. Бренд тоже дает определенные преимущества: Evraz знают на всем постсоветском пространстве,— говорит Сергей Сотников. — В конце июня завод проводил презентацию, на которую собрались трейдеры из стран Центральной Азии. Им наша продукция очень понравилась. На завод приезжали костанайские строители — рядом строится домостроительный комбинат».

Банк сделал свое дело

БРК профинансировал 70% стоимости инвестпроекта — 90 млн долларов. Заём рассчитан на десять лет, а период окупаемости проекта составляет семь лет.

«В 2013 году клиент получил первый заём, чему предшествовала большая кропотливая работа на протяжении шести-семи месяцев. Команда БРК много работала над этим проектом, мы боролись за этот проект с именитыми конкурентами, в частности — Евразийским банком развития. В момент разработки проекта уже появились и заработали инструменты поддержки бизнеса из «Дорожной карты бизнеса-2020», предприятие получило 30 миллионов долларов.

Наше участие подразумевало не только выделение кредитной линии, но также экспертизу и маркетинг»,— рассказывает управляющий директор БРК Абай Саркулов.

Еще на этапе рассмотрения и одобрения проекта в БРК закладывали льготный период до выхода на полную мощность — предусматривалось несколько этапов, от 40 до 80% загрузки мощности. «Для нас было очень важно, что заходит и делает локализацию столь крупный российский игрок. Мы дали им массу преференций, которые должны помочь компании освоиться на рынке, решить кадровые и социальные проблемы, которые есть у всякого предприятия, создаваемого с нуля»,— отмечает г-н Саркулов.

БРК старается не досаждать костанайцам проверками. «У нас есть требования устраивать проверки проекта не реже раза в квартал, на инвестиционном этапе мы приезжали чаще — почти каждый месяц. Сейчас будем приезжать раз в полгода,— рассказывает наш собеседник из БРК. — Когда предприятие пройдет период гарантийных испытаний, необходимость проверять их на месте резко сократится, мы будем работать только с отчетностью».

Г-н Саркулов подчеркивает, что преференции предприятию даны на три года, два из которых истекли, поэтому компания уже сейчас может рассматривать варианты с рефинансированием займа в банке второго уровня. «Мы будем не против, поскольку мы свою задачу выполнили,— говорит он. — Когда я впервые сюда приехал, здесь было голое поле и стояли три колонны. Мы прошли вместе с клиентом все стадии согласования, обошли все возможные кабинеты. Сейчас здесь стоит полноценный завод».

Со своими — сподручнее

И на предприятии, и в БРК отмечают, что конъюнктура рынка для продукции ЕКС сейчас самая благоприятная, поэтому основной риск новых предприятий — отсутствие спроса — костанайцам не угрожает. «Основной риск — сырье, поскольку стальную заготовку в Казахстане никто не выпускает. Локализация обсуждается, идут переговоры с павлодарским KSP Steel, с «АрселорМиттал Темиртау», таразским предприятием «Запчасть». Но с «Запчастью» проблема в том, что им нужно ставить лабораторию для регулярных испытаний заготовки — требования ЕКС к качеству сырья очень высоки. Для «Запчасти» же это означает необходимость инвестировать дополнительно»,— рассказывает Абай Саркулов.

Пока весь объем квадратной стальной заготовки идет с евразовского Западносибирского металлургического комбината в Новокузнецке. Это тот случай, когда наладить поставки сырья внутри холдинга проще, чем внутри страны.

Еще одна проблема связана с транспортной инфраструктурой. Пока что ЕКС находится в железнодорожном тупике своей индустриальной зоны, но рядом с металлургическим производством идет строительство домостроительного комбината, соединившись железной дорогой с которым, «Евраз Каспиан Сталь» мог бы, как выражается Сергей Сотников, «убраться с тупика». Вопрос находится в стадии решения. «Пока еще затягивание этих работ не тормозит развитие завода, но с выходом на полную мощность обещает стать большим тормозом»,— выражает беспокойство г-н Сотников.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?