От сварки до свадьбы

“Эксперт Казахстан” понаблюдал, как выглядит первый в РК полный цикл производства автомобиля

Хотя костанайское ТОО “СарыаркаАвтопром” (САП) - машиностроительное предприятие, не отметившее еще и пятилетия деятельности, но историю завода по казахстанским меркам можно назвать если не богатой, то насыщенной.

Задачей зрегистрированного в мае 2010 года товарищества, где 51% принадлежал российской “Соллерс”, а 49% - казахстанской социально-предпринимательской корпорации “Сарыарка”, было - поставить крупноузловую сборку автомобилей корейского бренда Ssang Yong.

Спустя два года россияне продали свою долю казахстанской Allur Auto, одному из крупнейших автодилеров РК, а СПК “Сарыарка” уступила пакет СПК “Тобол”. За это время САП уже отремонтировала выделенную под цеха компании часть бывшего Кустанайского дизельного завода и поставила, как выражаются автомобилестроители, “крупный узел” линейки Ssang Yong.

Новые акционеры собирались сделать из САП производство полного цикла и привлекли льготную лизинговую линию от дочки Банка развития Казахстана, “БРК-Лизинг”, в 62 млн долларов. Остальную часть средств для проекта, в 73 млн долларов, акционеры изыскали сами. На эти деньги было закуплено технологическое оборудование для сварки и окраски кузова автомобиля. Освоение этих операций и превращало производство из сборочного цеха в полноценный автозавод.

Правда, полным циклом начали собирать не все модели линейки, а только одну, разработанную корейцами специально для Казахстана (в том числе и на экспорт) - Ssang Yong Nomad. В конце прошлого года САП реализовал еще один инвестпроект, пополнив обойму моделей, собираемых от сварки кузова до его “свадьбы” с ходовой частью: к корейскому Nomad добавилась японская Toyota Fortuner.

По линии производства этого автомобиля мы и прогулялись совместно с главой САП Алексеем Сидоренко.          

САП отводится несколько цехов на бывшем Кустанайском дизельном заводе. По соседству собирают комбайны Essil.

На завод приходят все по отдельности узлы и детали автомобиля (последних в современном авто может быть до десяти тысяч), которые собираются в заданном порядке на заводском конвейере. 

Элементы кузова (штамповка) свариваются, при необходимости шлифуются. Используются полуавтоматические сварочные аппараты

Процесс сварки выполняется вручную, у каждого оператора есть свой участок. В общей сложности сваривается около 2 000 точек. После окончания работы сваренный кузов отправляется в световой туннель, где тщательно, освещенный десятками люминесцентных ламп, кузов проверяется на отсутствие дефектов.

Затем кузов подвергается покраске и сушке. Перед покраской он проходит очистку в 13 ваннах. Процесс покраски состоит из несколько этапов: катафорез, нанесение мастики, вторичного грунта, шлифовка грунта, нанесение базового цвета и лакового покрытия. После каждого цикла кузов сушится. Для этого в цехе установлены четыре печи и три шлифовально-подготовительные камеры.

Участок сборки  состоит из трех частей: линия trim, линия шасси, линия финиша. На линии trim собираются все части интерьера: сидения, обшивка, проводка, панель и даже стелятся коврики. С другой стороны на шасси навешиваются мосты, колеса, двигатель и прочее. Затем кузов и шасси соединяются, на сленге машиностроителей это называется «свадьба» или «женитьба». Наконец, после торжественной «свадьбы», модель приобретает знакомый покупателю вид. После этого осуществляется окончательная проверка машины возле каждого тестового стенда. Во время сборки соединяются порядка 1,6 тыс. комплектующих. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики