Привлекаем деньги

В самое ближайшее время, как уверен председатель комитета по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию РК Ерлан Хаиров, Казахстан должен стать Меккой для инвестиций и трансферта технологий

Привлекаем деньги

В начале июня президент Нурсултан Назарбаев подписал ключевой закон, направленный на совершенствование инвестиционного климата Казахстана. В документе отражен принципиально новый подход в предоставлении инвестиционных льгот: например, внедрен принцип одного окна, а также институт инвестиционного омбудсмена. Казахстан идет на беспрецедентные меры поддержки инвесторов. Астана готова всех, кто инвестирует в приоритетные отрасли Казахстана, освободить от таможенных пошлин на импорт оборудования, предоставить налоговые преференции и даже возместить часть затрат. Об этом в интервью «Эксперту Казахстан» рассказал г-н Хаиров.

— Какая господдержка предусмотрена в рамках закона РК «Об инвестициях»?

— В целом меры государственной поддержки условно можно разделить на три пакета. Первый пакет позволяет получить освобождение от таможенных пошлин на импорт оборудования, сырья и материалов. Кроме того, инвесторам предоставляются натурные гранты — например, земельные участки, находящиеся в государственном ведении. Для получения этих льгот инвестор должен работать по одному из 283 приоритетных видов деятельности, за исключением игорного бизнеса, недропользования, а также производства подакцизных товаров.

Два следующих пакета преференций предоставляются для реализации приоритетных проектов. Приоритетным проект считается при следующих условиях. Регистрация юридического лица в органах юстиции до подачи заявки на получение преференций должна быть не ранее одного года. Соответствие приоритетным видам деятельности, перечень которых, в отличие от первого пакета, будет ограничен в рамках основных отраслевых направлений. Сумма по проекту должна составлять не менее 2 млн МРП, то есть 3,7 млрд тенге, или 20 млн долларов. Кроме того, учредителем или акционером юридического лица не должны быть государство или субъект квазигосударственного сектора.

Хочу отметить, что в рамках второго пакета инвестор может получить следующие налоговые преференции: освобождение от уплаты КПН, земельного налога и налога на имущество. Дополнительно инвестору предоставляется право на привлечение иностранной рабочей силы. Также государство гарантирует инвестору стабильность при изменении ставок налогового законодательства и законодательства в сфере привлечения иностранной рабочей силы.

Третьим пакетом стимулов является исключительная мера государственной поддержки в виде возмещения части затрат инвестора (на СМР и оборудование) или инвестиционной субсидии. Государство берет на себя обязательства по возмещению до 30% затрат — в зависимости от загрузки производства. При этом решение по предоставлению инвестиционной субсидии будет приниматься на уровне правительства страны. При соответствии требованиям закона можно получить преференции одновременно по всем трем пакетам.

И вашим, и нашим

— Инвестиционные преференции рассчитаны только на иностранных инвесторов или казахстанские предприниматели тоже могут ими воспользоваться?

— Положения закона «Об инвестициях» равны как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. Льготы предусмотрены для юрлиц Казахстана, в том числе и с иностранным участием.

— Почему чиновники высшего ранга, говоря об инвестиционных льготах, всегда обращаются к иностранным инвесторам? Это связано с тем, что там порог высокий — 20 млн долларов, который отечественные инвесторы не могут потянуть?

— Нет, среди инвесторов уже много казахстанских бизнесменов. У некоторых даже объемы инвестиций больше указанного порога. Буквально на днях ко мне приходил отечественный бизнесмен, который реализует проект в сельском хозяйстве. Речь идет о переработке сельхозпродукции и выходе на экспорт. Он хочет нарастить объемы и готов вкладывать порядка 35 млн долларов.

— Вы можете спрогнозировать, какое будет соотношение казахстанских и иностранных инвесторов?

— Анализируя сегодняшнюю статистику, видно, что казахстанцев, которые могут вложить более 20 млн долларов, много. Но наша цель — стимулировать бизнес вкладывать в приоритетные отрасли в рамках ГПФИИР-2. Понятно, что казахстанцы первыми получают информацию о льготах и приоритетных отраслях, об этом говорил президент в своем послании. Поэтому они и пришли к нам первыми. Для того чтобы к нам пришли иностранные инвесторы, мы активно сотрудничаем со СМИ. Также идет работа с KAZNEX INVEST, МИД. Все иностранцы, которые к нам приходили за разъяснением, как раз результат этой работы. Это те предприниматели, которые думали инвестировать в Казахстан, но сомневались, а тут они получают новость о преференциях. Это и подталкивает к действиям. Точного процентного соотношения — сколько там будет местных инвестиций, сколько иностранных — мы пока сказать не можем, заинтересованных и с той, и этой стороны много.

— Когда ожидаете притока инвестиций, простимулированных льготами?

— Инвестиции уже сейчас идут. Только мы хотим, чтобы их было еще больше. Вы же сами знаете, как принимаются решения в крупных компаниях. У них есть инвестиционный комитет, который просчитывает все риски. Там из-за бюрократии решения принимаются не быстро. Есть средние компании: например, немецкие инвесторы, которые вкладывают некрупные суммы в машиностроение — 40 млн тенге. Они принимают решения быстро. Так же оперативно работают французы, корейцы. Сейчас мы пропагандируем идею вкладываться в Казахстан и ожидаем увеличения числа новых инвесторов.

На блюдце с голубой каемкой

— Существуют ли ограничения в получении инвестиционной субсидии?

— Получателем преференции не может являться, как я уже говорил, субъект квазигосударственного сектора, участник СЭЗ и концессионер. Кроме того, предприятие не должно привлекать бюджетные средства. Эти меры введены для того, чтобы один и тот же проект не получал аналогичные меры государственной поддержки. Сейчас существуют различные виды льгот для содействия развитию предпринимательства. Безусловно, это радует, однако они не должны отрицательно влиять на конкурентную среду.

— Законом «Об инвестициях» предусматривается привлечение иностранной рабочей силы без квот и разрешений. На какой срок?

— Сначала объясню цель этой меры. Она введена для привлечения высококвалифицированных кадров, обмена опытом и направлена на реализацию крупных проектов. Инвестору предоставляется право привлекать руководителей проектов, специалистов с высшим образованием, а также квалифицированных рабочих.

При этом действуют ограничения по срокам. Так, инвестор может привлекать иностранную рабочую силу на определенный период — до ввода производства в эксплуатацию и на один год после запуска проекта. В дальнейшем на производстве будет работать местное население.

— Не объясните подробно, что означает принцип «одного окна» для инвестора?

— Он означает, что при реализации инвестиционного проекта инвестор может обратиться в комитет по инвестициям для получения разъяснений и списка необходимых документов. При этом за инвестором закрепляется проект-менеджер, который будет помогать в решении всех вопросов по проекту. Для получения инвестиционных преференций необходимо подать заявку и документы, определенные законом. Также предприниматель должен предоставить финансовую модель или бизнес-план проекта.

— Насколько безвизовый въезд граждан ряда стран может отразиться на объеме инвестиций?

— Всем известно, что самое первое мнение инвестора об инвестиционном климате формируется в момент его въезда в страну. Поэтому и был установлен безвизовый режим для граждан десяти государств, показавших наиболее высокую инвестиционную активность в нашей стране: США, Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Малайзия, ОАЭ, Республика Корея и Япония. Действие режима распространяется до 15 июля 2015 года. Это, несомненно, большой плюс. И уже сейчас мы видим огромный интерес. Большое количество инвесторов уже приезжают по этому режиму и отмечают легкость при въезде в страну.

— Как правительство намерено защищать права инвесторов в случае возникновения проблемных вопросов при реализации ими проектов в РК?

— Постинвестиционная поддержка действующих иностранных инвесторов, безусловно, один из актуальных вопросов. Согласно международной статистике, около 65% инвестиций приходится на действующих инвесторов. Поэтому оперативное реагирование на возникшие проблемы и их решение будет содействовать росту капитала присутствующих на нашем рынке игроков. Именно поэтому в закон «Об инвестициях» введено понятие инвестиционного омбудсмена. Это позволит закрепить его функции, в том числе по рассмотрению обращений инвесторов и оказанию содействия в решении возникающих вопросов.

— Может ли тот, кто уже инвестировал в Казахстан, уже сегодня обращаться к омбудсмену?

— Конечно да. Деятельность омбудсмена как раз таки нацелена на разрешение проблем действующих инвесторов, с которыми они сталкиваются, работая уже в Казахстане. И омбудсмен уже действует. Сегодня уже есть проблемы некоторых инвесторов, которые разрешились при помощи омбудсмена. К примеру, благодаря омбудсмену в скором времени недалеко от Астаны будет построен завод на сумму более 200 млн долларов США. И таких примеров много.

Золотая середина

— Вы готовы назвать инвесторов, которые уже выразили свой интерес к новым мерам поддержки?

— К сожалению, они не хотят этот факт раскрывать, так как не желают, чтобы об этом узнали их конкуренты. Даже когда мы проводим встречи с инвесторами, то не раскрываем деталей. Точно так же, когда у нас запрашивают информацию о тех, кто уже подписал договоры о получении льгот, и их суть, мы отказываем.

— Хотя бы скажите, в какие отрасли идут инвесторы?

— Машиностроение, производство строительных материалов. Один проект реализуется в Караганде, другой проект в ЮКО. Есть инвесторы, которые хотят инвестировать на западе или севере Казахстана, но они еще пока точно не определились. Интерес в Казахстану проявляют инвесторы из Юго-Восточной Азии, Европы, ОАЭ.

— Вы наверняка изучали мировой опыт. Где такой же пакет стимулов практиковался и какой эффект он дал?

— Такие льготы предоставляют в Восточной Европе, Германии, особенно в землях, которые раньше были в ГДР. Например, одна из «лакомых» мер господдержки — компенсация затрат — взята из немецкого опыта. Также рассматривался опыт Чехии. Опыт предоставления инвестиционных субсидий на Западе нужно тщательно изучать, так как большинство из них — скрытые. Они защищают своих предпринимателей или поднимают депрессивные регионы.

— Опыт работы по СРП в нефетегазовой отрасли показывает, что иностранные инвесторы склонны завышать свои издержки, если им это выгодно. Не боитесь, что в случае предоставления инвестиционных субсидий тоже будет риск завышения каких-то «инвестиций», чтобы получить побольше компенсаций?

— Этот вопрос однозначно рассматривался. Все понимают, что такой риск существует. Для этого у нас есть все необходимые процедуры по утверждению проекта. По схеме, как мы планируем выдавать льготы? Все проекты будут изучаться комиссией по промышленному развитию. Потом мы предлагаем, чтобы выдача компенсации затрат производилась через процедуру принятия постановления правительства. В этом случае все госорганы и министерства будут анализировать проекты.

— Здесь есть обратный риск, когда согласование проекта со всеми госорганами будет долгим, что отпугнет инвесторов…

— Нет, все процедуры четко регламентированы, на каждом этапе конкретно прописано количество дней на согласование. Это также отмечено в законе «Об инвестициях». Потом как раз для ускорения и внедряется принцип одного окна.

— Какие у вас ожидания от реализации принятых мер?

— Безусловно, мы надеемся на рост интереса инвесторов к Казахстану. Уже сейчас мы наблюдаем значительное увеличение активности в получении инвестиционных льгот. В целом с момента выступления президента проведены встречи с более 200 инвесторами, определены шесть приоритетных государств (Германия, Франция, США, Япония, Южная Корея, Великобритания) и секторов (машиностроение, ГМК, химия, атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, фармацевтика, нефтехимия, электроника и робототехника, инновации, информационные технологии). Отобраны 44 перспективных проекта на сумму 17,6 млрд долларов, на реализации которых будет сконцентрировано особое внимание.

Кроме этого, совместно с МИДом, посольствами РК за рубежом, акиматами и Национальным агентством по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST мы планируем провести ряд мероприятий по разъяснению вопросов относительно получения новых стимулов. Сейчас многие инвесторы уже начали готовить свои бизнес-планы, финансовые схемы и модели. Работа идет вовсю. Мы ожидаем, что уже в сентябре некоторые инвесторы начнут подавать документы на получение льгот. Уже приняты два приказа, из них один сейчас находится на согласовании, второй — на регистрации. Мы разъясняем, как можно получить льготы и что для этого надо. Надо также понимать, что, например, льготы по налоговой части начнут действовать только с 1 января 2015 года.

Мы ожидаем, что внедрение новых мер государственной поддержки будет способствовать созданию необходимых условий для инвесторов и превращению Казахстана в региональный центр инвестиций, трансферта технологий и «точку обращения» крупных инвесторов. Казахстан должен стать центральноазиатским магнитом для инвестиций и трансферта технологий.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики