Туго с кофе to go

В южной столице появляется все больше точек продаж «кофе с собой», но о высокой прибыльности этого формата в РК говорить рано

Туго с кофе to go

Сoffee to go, или кофейни формата take away — это точки продаж кофе с собой на улицах и в переходах, бизнес-центрах. Клиент быстро и относительно недорого — на 30–40% дешевле, чем в традиционной кофейне — получает чашку хорошего кофе и идет дальше по своим делам. Пока этот формат больше знаком казахстанцам по кино, по американским фильмам, где чуть не каждый второй в плотном людском потоке мегаполиса идет со стаканчиком кофе.

Сейчас направление coffe to go весьма активно развивается в России, чему способствуют низкий порог входа на рынок, высокая рентабельность и быстрая окупаемость (себестоимость чашки эспрессо, по данным российской компании «Арабика-Кофе»,— 10 рублей, а капуччино — 15 рублей, то есть около 50 и 75 тенге соответственно). Тренд дошел и до РК, и хотя бизнес на быстром способе купить кофе у нас пока трудно назвать таким же быстро окупаемым, как в России, желающих нести «кофейную культуру» в массы становится все больше (и в большинстве своем это молодые бизнесмены). Пока развитие такого формата идет в основном в южной столице, но интерес к coffe to go проявляется и со стороны регионов.

Бодрый день

Киоск в виде кофейного стаканчика стоит на проспекте Достык в Алматы уже год. За кофемашиной — сама владелица Coffe Point Дарья Гололобова. Приобрела в марте уже готовый бизнес, состоявший из двух точек. Вторую точку продажи coffee to go пришлось пока закрыть — не удалось найти ответственного продавца. Привычку пить кофе на ходу в Алматы пока имеют немногие, считает Дарья Гололобова: «Люди у нас в основном любят где-нибудь сесть. Еще есть такой момент, что очень многие просто не разбираются в видах кофе — приходят и говорят: “Дайте мне эспрессо”. То есть видят цену в 200 тенге, и берут то, что дешевле. А что там 30 мл и он крепкий — не знают». Постоянные клиенты Coffe Point — иностранцы и работники расположенных неподалеку офисов. В пиковый сезон, а он приходится в бизнесе «кофе с собой» на весну и осень, продажи в Coffe Point составляли 40–50 чашек в день. Несмотря на то что в ассортименте всех мини-кофеен есть напитки со льдом, летом покупателей заметно меньше: в Уразу, бывало, всего по 5 чашек в день продавалось, констатирует владелица Coffe Point. Оборудовать подобный киоск, включая все, от внешней отделки до покупки кофемашины, обходится примерно в 10 тысяч долларов. Когда бизнес выйдет на окупаемость, Дарья пока прогнозировать не готова.

Сoffee to go — это бизнес больших городов, казахстанские участники рынка предполагают, что пройдет еще год, а то и два, прежде чем кофейни такого формата станут хотя бы в Алматы так же популярны, как в крупных городах соседней России 

Соffee Buy работает на алматинском Арбате уже второй год. Его собственник, Амир Акчурин, говорит, что первоначальные вложения окупил уже за полгода, и сейчас у него доходный бизнес: «Место проходное, мы себя зарекомендовали; правда, качество нужно постоянно поддерживать на уровне». Амир Акчурин уверен, что Соffee Buy уже добился определенной лояльности клиентов — во всяком случае, число постоянных покупателей кофе с собой он оценивает примерно в 30% от общего числа клиентов. В Соffee Buy продают от 30 до 100 чашек кофе зимой: «Зимний сезон — спящий, народ предпочитает где-нибудь погреться, мало гуляет,— комментирует Акчурин. — В пиковый сезон уходит 100–200 чашек в день». Уже открыта вторая точка coffe to go, также в центре, но ей до таких показателей еще далеко; одна из основных проблем новой точки — персонал, ответственные и пунктуальные работники и здесь в дефиците.

Нужно еще полгода, чтобы окупить вложения, оценивает финансовую сторону вопроса Азамат Барталиев, совладелец Double a coffee, еще одной точки формата take away, расположенной в подземном переходе недалеко от Дворца республики в южной столице. Инвестиции в бизнес составили 8–10 тысяч долларов. Рядом расположено несколько вузов, так что основные клиенты этой мини-кофейни — студенты. «У нас пик в учебное время, молодежь — вот наши постоянные клиенты, на них держимся. Горячий кофе хорошо идет в учебное время и когда прохладно — можно и согреться, и взбодриться. Это октябрь, ноябрь, декабрь. Потом праздники, и где-то в феврале снова начинает расти спрос. Самое тихое время — лето». Начинали в Double a coffee с 5–10 чашек в день, сейчас продают в среднем 25–35. На особенно удачные дни приходится 70–80 чашек.

Перекати-кофе

Еще одна вариация на тему coffee to go — мобильные кофейни, они же — кофейни на колесах. Проект CoffeeMobile был создан чуть меньше двух лет назад группой алматинских предпринимателей, заметивших пустующую нишу на рынке. Саму идею подсмотрели в Киеве, где мобильные кофейни в центре есть чуть ли не на каждом углу. Принцип работы кофейни на колесах очевиден: автомобиль, оборудованный кофемашиной и прочими необходимыми приспособлениями, паркуется в людном месте, и бариста готовит кофе стоя на улице. Большой плюс мобильной кофейни в том, что она в буквальном смысле может ездить за покупателем: если продажи не пошли в одном месте, можно легко перебраться в другое. Кроме того, такие кофейни могут обслуживать различные мероприятия. Казахстанский CoffeeMobile начинал с одной машины, сейчас по улицам южной столицы курсирует уже четыре мобильных кофейни компании. Регулярно их можно увидеть возле комплекса «Нурлы-Тау» днем и на Старой площади вечером. Стоит отметить, что CoffeeMobile — одна из немногих компаний в сегменте, которая активно развивается как сеть, хотя подобные планы есть у большинства участников рынка. «Если говорить об осени-весне, на которые приходятся пиковые продажи, то ежедневно выходит 120–150 чашек на машину. У нас уже есть своя аудитория, которая знает наш продукт. Мы используем кофе достаточно высокого уровня, вообще с самого начала проекта делали ставку на качественный продукт и стараемся держать марку»,— объясняет Георгий Когай, совладелец CoffeeMobile. Так же, как и остальные точки продаж кофе с собой, мобильные кофейни в борьбе с сезонностью продаж добавляют в меню айс-кофе. Совладелец CoffeeMobile уверен: «По большому счету, у любителей хорошего кофе нет такого понятия, как сезонность. Если говорить о клиентах, которых мы теряем летом — это, скажем так, просто те, кто мимо проходит. Потенциальные клиенты в жаркое время не воспринимают горячие напитки».

В планах CoffeeMobile и дальше увеличивать число своих автокофеен в городе. Стоимость создания мобильной кофейни, судя по предложениям поставщиков из Украины и России, может колебаться в довольно заметном диапазоне — от 10–12 тыс. долларов за кофемобиль б/у до 20–30 тыс. долларов за новый с качественным спецоборудованием. Объем инвестиций в CoffeеMobile не раскрывают, но подчеркивают, что сейчас уже развиваются за счет реинвестиций. «Дополнительных вложений сейчас не делаем, идет развитие за счет своего бизнеса. Первая машина — это был, скажем так, пилот, и дополнительно еще две машины оборудовали за свои средства»,— рассказывает Георгий Когай. Помимо продажи кофе «с колес» компания занимается еще и переоборудованием автомобилей в мобильные кофейни. Сейчас в работе несколько машин — обращаются как алматинские предприниматели, желающие составить CoffeeMobile конкуренцию, так и бизнесмены из других городов — Астаны, Караганды.

Как пить дать

Все опрошенные «ЭК» участники рынка признают, что coffee to go — это бизнес больших городов, и предполагают, что пройдет еще год, а то и два, прежде чем кофейни такого формата станут хотя бы в Алматы так же популярны, как в крупных городах соседней России. Хотя рост интереса к зерновому, а не растворимому кофе со стороны казахстанских потребителей наблюдается уже сейчас. Пока ситуация в РК такова: рынок «кофе с собой» не насыщен, но и спрос на такой продукт со стороны населения не слишком велик. Несмотря на этот достаточно очевидный факт, в компании, занимающиеся реализацией зернового кофе и предоставляющие в аренду кофемашины, чуть ли не ежедневно приходят потенциальные предприниматели с идеей открыть точку продаж coffee to go. «Это сейчас тренд сезона: минимум раз в день приходит бизнесмен, который посчитал и решил открыть такую точку. Из них только 5% доходят до воплощения идеи, и у еще меньшего числа что-то получается»,— говорит Артур Бердыгалиев, директор ТОО Coffee Land.

Большинство собирающихся начать свое дело рассчитывает на продажу как минимум 100 чашек в день, но в среднем во многих алматинских мини-кофейнях ежедневно продается лишь чашек десять кофе. При таком раскладе получается, что высокомаржинальное, казалось бы, дело не гарантирует высокой прибыли — и, как результат, люди из этого бизнеса уходят. Кстати, те же компании, реализующие кофе и предоставляющие кофемашины в аренду, в определенных ситуациях оказываются конкурентами точек продаж coffee to go — например, в бизнес-центрах, когда мини-кофейня стоит на первом этаже, а в офисах верхних этажей стоят офисные кофемашины от этих самых компаний.

Пока казахстанские предприниматели, работающие в сегменте «кофе с собой», в большинстве своем ориентированы на изготовление качественного продукта из хорошего зернового кофе и завоевание лояльности потребителя. Впрочем, выбора, делать хороший продукт или быстро отбить вложения, не особенно заботясь о качестве, у них при существующей на рынке ситуации, можно сказать, и нет — на второй вариант особо рассчитывать не приходится. Стоит отметить и такой факт: например, алматинцы уже привыкли покупать кофе с собой в стационарных кофейнях. Супервайзер сети Marone Rosso Татьяна Городецкая озвучивает следующие данные: «У нас показатели кофе на вынос — около 25% от общих продаж. В первую очередь благодаря тому, что мы сами активно развиваем это направление — to go, это у нас есть в стратегии компании, подведена хорошая материальная база — есть все, чтобы кофе и еду можно было удобно унести с собой». Кроме того, в течение 4 лет в Marone Rosso продажи to go стимулировали 10-процентной скидкой. Одной из причин, почему в этой сети так активно развивают формат to go, г-жа Городецкая называет небольшую площадь кофеен — и именно для того, чтобы разгрузить помещение, в компании многое сделали для развития продаж «на вынос». По сути, предложение родило спрос. Не исключено, что в сегменте кофеен формата take away сработает тот же приницп: чем больше их будет на улицах, тем больше казахстанцев предпочтет взять кофе с собой.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?