Туго с кофе to go

В южной столице появляется все больше точек продаж «кофе с собой», но о высокой прибыльности этого формата в РК говорить рано

Туго с кофе to go

Сoffee to go, или кофейни формата take away — это точки продаж кофе с собой на улицах и в переходах, бизнес-центрах. Клиент быстро и относительно недорого — на 30–40% дешевле, чем в традиционной кофейне — получает чашку хорошего кофе и идет дальше по своим делам. Пока этот формат больше знаком казахстанцам по кино, по американским фильмам, где чуть не каждый второй в плотном людском потоке мегаполиса идет со стаканчиком кофе.

Сейчас направление coffe to go весьма активно развивается в России, чему способствуют низкий порог входа на рынок, высокая рентабельность и быстрая окупаемость (себестоимость чашки эспрессо, по данным российской компании «Арабика-Кофе»,— 10 рублей, а капуччино — 15 рублей, то есть около 50 и 75 тенге соответственно). Тренд дошел и до РК, и хотя бизнес на быстром способе купить кофе у нас пока трудно назвать таким же быстро окупаемым, как в России, желающих нести «кофейную культуру» в массы становится все больше (и в большинстве своем это молодые бизнесмены). Пока развитие такого формата идет в основном в южной столице, но интерес к coffe to go проявляется и со стороны регионов.

Бодрый день

Киоск в виде кофейного стаканчика стоит на проспекте Достык в Алматы уже год. За кофемашиной — сама владелица Coffe Point Дарья Гололобова. Приобрела в марте уже готовый бизнес, состоявший из двух точек. Вторую точку продажи coffee to go пришлось пока закрыть — не удалось найти ответственного продавца. Привычку пить кофе на ходу в Алматы пока имеют немногие, считает Дарья Гололобова: «Люди у нас в основном любят где-нибудь сесть. Еще есть такой момент, что очень многие просто не разбираются в видах кофе — приходят и говорят: “Дайте мне эспрессо”. То есть видят цену в 200 тенге, и берут то, что дешевле. А что там 30 мл и он крепкий — не знают». Постоянные клиенты Coffe Point — иностранцы и работники расположенных неподалеку офисов. В пиковый сезон, а он приходится в бизнесе «кофе с собой» на весну и осень, продажи в Coffe Point составляли 40–50 чашек в день. Несмотря на то что в ассортименте всех мини-кофеен есть напитки со льдом, летом покупателей заметно меньше: в Уразу, бывало, всего по 5 чашек в день продавалось, констатирует владелица Coffe Point. Оборудовать подобный киоск, включая все, от внешней отделки до покупки кофемашины, обходится примерно в 10 тысяч долларов. Когда бизнес выйдет на окупаемость, Дарья пока прогнозировать не готова.

Сoffee to go — это бизнес больших городов, казахстанские участники рынка предполагают, что пройдет еще год, а то и два, прежде чем кофейни такого формата станут хотя бы в Алматы так же популярны, как в крупных городах соседней России 

Соffee Buy работает на алматинском Арбате уже второй год. Его собственник, Амир Акчурин, говорит, что первоначальные вложения окупил уже за полгода, и сейчас у него доходный бизнес: «Место проходное, мы себя зарекомендовали; правда, качество нужно постоянно поддерживать на уровне». Амир Акчурин уверен, что Соffee Buy уже добился определенной лояльности клиентов — во всяком случае, число постоянных покупателей кофе с собой он оценивает примерно в 30% от общего числа клиентов. В Соffee Buy продают от 30 до 100 чашек кофе зимой: «Зимний сезон — спящий, народ предпочитает где-нибудь погреться, мало гуляет,— комментирует Акчурин. — В пиковый сезон уходит 100–200 чашек в день». Уже открыта вторая точка coffe to go, также в центре, но ей до таких показателей еще далеко; одна из основных проблем новой точки — персонал, ответственные и пунктуальные работники и здесь в дефиците.

Нужно еще полгода, чтобы окупить вложения, оценивает финансовую сторону вопроса Азамат Барталиев, совладелец Double a coffee, еще одной точки формата take away, расположенной в подземном переходе недалеко от Дворца республики в южной столице. Инвестиции в бизнес составили 8–10 тысяч долларов. Рядом расположено несколько вузов, так что основные клиенты этой мини-кофейни — студенты. «У нас пик в учебное время, молодежь — вот наши постоянные клиенты, на них держимся. Горячий кофе хорошо идет в учебное время и когда прохладно — можно и согреться, и взбодриться. Это октябрь, ноябрь, декабрь. Потом праздники, и где-то в феврале снова начинает расти спрос. Самое тихое время — лето». Начинали в Double a coffee с 5–10 чашек в день, сейчас продают в среднем 25–35. На особенно удачные дни приходится 70–80 чашек.

Перекати-кофе

Еще одна вариация на тему coffee to go — мобильные кофейни, они же — кофейни на колесах. Проект CoffeeMobile был создан чуть меньше двух лет назад группой алматинских предпринимателей, заметивших пустующую нишу на рынке. Саму идею подсмотрели в Киеве, где мобильные кофейни в центре есть чуть ли не на каждом углу. Принцип работы кофейни на колесах очевиден: автомобиль, оборудованный кофемашиной и прочими необходимыми приспособлениями, паркуется в людном месте, и бариста готовит кофе стоя на улице. Большой плюс мобильной кофейни в том, что она в буквальном смысле может ездить за покупателем: если продажи не пошли в одном месте, можно легко перебраться в другое. Кроме того, такие кофейни могут обслуживать различные мероприятия. Казахстанский CoffeeMobile начинал с одной машины, сейчас по улицам южной столицы курсирует уже четыре мобильных кофейни компании. Регулярно их можно увидеть возле комплекса «Нурлы-Тау» днем и на Старой площади вечером. Стоит отметить, что CoffeeMobile — одна из немногих компаний в сегменте, которая активно развивается как сеть, хотя подобные планы есть у большинства участников рынка. «Если говорить об осени-весне, на которые приходятся пиковые продажи, то ежедневно выходит 120–150 чашек на машину. У нас уже есть своя аудитория, которая знает наш продукт. Мы используем кофе достаточно высокого уровня, вообще с самого начала проекта делали ставку на качественный продукт и стараемся держать марку»,— объясняет Георгий Когай, совладелец CoffeeMobile. Так же, как и остальные точки продаж кофе с собой, мобильные кофейни в борьбе с сезонностью продаж добавляют в меню айс-кофе. Совладелец CoffeeMobile уверен: «По большому счету, у любителей хорошего кофе нет такого понятия, как сезонность. Если говорить о клиентах, которых мы теряем летом — это, скажем так, просто те, кто мимо проходит. Потенциальные клиенты в жаркое время не воспринимают горячие напитки».

В планах CoffeeMobile и дальше увеличивать число своих автокофеен в городе. Стоимость создания мобильной кофейни, судя по предложениям поставщиков из Украины и России, может колебаться в довольно заметном диапазоне — от 10–12 тыс. долларов за кофемобиль б/у до 20–30 тыс. долларов за новый с качественным спецоборудованием. Объем инвестиций в CoffeеMobile не раскрывают, но подчеркивают, что сейчас уже развиваются за счет реинвестиций. «Дополнительных вложений сейчас не делаем, идет развитие за счет своего бизнеса. Первая машина — это был, скажем так, пилот, и дополнительно еще две машины оборудовали за свои средства»,— рассказывает Георгий Когай. Помимо продажи кофе «с колес» компания занимается еще и переоборудованием автомобилей в мобильные кофейни. Сейчас в работе несколько машин — обращаются как алматинские предприниматели, желающие составить CoffeeMobile конкуренцию, так и бизнесмены из других городов — Астаны, Караганды.

Как пить дать

Все опрошенные «ЭК» участники рынка признают, что coffee to go — это бизнес больших городов, и предполагают, что пройдет еще год, а то и два, прежде чем кофейни такого формата станут хотя бы в Алматы так же популярны, как в крупных городах соседней России. Хотя рост интереса к зерновому, а не растворимому кофе со стороны казахстанских потребителей наблюдается уже сейчас. Пока ситуация в РК такова: рынок «кофе с собой» не насыщен, но и спрос на такой продукт со стороны населения не слишком велик. Несмотря на этот достаточно очевидный факт, в компании, занимающиеся реализацией зернового кофе и предоставляющие в аренду кофемашины, чуть ли не ежедневно приходят потенциальные предприниматели с идеей открыть точку продаж coffee to go. «Это сейчас тренд сезона: минимум раз в день приходит бизнесмен, который посчитал и решил открыть такую точку. Из них только 5% доходят до воплощения идеи, и у еще меньшего числа что-то получается»,— говорит Артур Бердыгалиев, директор ТОО Coffee Land.

Большинство собирающихся начать свое дело рассчитывает на продажу как минимум 100 чашек в день, но в среднем во многих алматинских мини-кофейнях ежедневно продается лишь чашек десять кофе. При таком раскладе получается, что высокомаржинальное, казалось бы, дело не гарантирует высокой прибыли — и, как результат, люди из этого бизнеса уходят. Кстати, те же компании, реализующие кофе и предоставляющие кофемашины в аренду, в определенных ситуациях оказываются конкурентами точек продаж coffee to go — например, в бизнес-центрах, когда мини-кофейня стоит на первом этаже, а в офисах верхних этажей стоят офисные кофемашины от этих самых компаний.

Пока казахстанские предприниматели, работающие в сегменте «кофе с собой», в большинстве своем ориентированы на изготовление качественного продукта из хорошего зернового кофе и завоевание лояльности потребителя. Впрочем, выбора, делать хороший продукт или быстро отбить вложения, не особенно заботясь о качестве, у них при существующей на рынке ситуации, можно сказать, и нет — на второй вариант особо рассчитывать не приходится. Стоит отметить и такой факт: например, алматинцы уже привыкли покупать кофе с собой в стационарных кофейнях. Супервайзер сети Marone Rosso Татьяна Городецкая озвучивает следующие данные: «У нас показатели кофе на вынос — около 25% от общих продаж. В первую очередь благодаря тому, что мы сами активно развиваем это направление — to go, это у нас есть в стратегии компании, подведена хорошая материальная база — есть все, чтобы кофе и еду можно было удобно унести с собой». Кроме того, в течение 4 лет в Marone Rosso продажи to go стимулировали 10-процентной скидкой. Одной из причин, почему в этой сети так активно развивают формат to go, г-жа Городецкая называет небольшую площадь кофеен — и именно для того, чтобы разгрузить помещение, в компании многое сделали для развития продаж «на вынос». По сути, предложение родило спрос. Не исключено, что в сегменте кофеен формата take away сработает тот же приницп: чем больше их будет на улицах, тем больше казахстанцев предпочтет взять кофе с собой.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее