E-commerce: эффект низкой базы

E-commerce: эффект низкой базы

Казахстанские интернет-магазины не поспевают за спросом, а потому их место пока занимают зарубежные магазины, и все большую роль в этом процессе начали играть китайский сетевые торговые площадки.

В конце августа председатель правления АО «Казпочта» Багдат Мусин на встрече с представителями Национальной почтовой службы Китая отметил, что за прошлый год объем пакетов и посылок по направлению КНР—Казахстан увеличился более чем в три раза. Популярность китайских интернет-магазинов в Казахстане выросла после того, как торговая интернет-площадка AliExpress открыла бесплатную доставку в Казахстан. Однако, по словам директора холдинга «Choco Family» Рамиля Мухоряпова, рост в три раза — это эффект низкой базы, так как объем из США и Европы все еще больше, чем из Китая. Так, в прошлом году, по данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса, из потраченных казахстанцами 1,5 млрд долларов в интернет-магазинах 66% пришлось на американские магазины, 10% — на казахстанские, 9% — на европейские, 8% — на российские, 5% — британские и 2% — на все остальные (среди которых значительную долю занимают китайские). Однако уже в скором времени ситуация может измениться. Китай становится значимым игроком на рынке интернет-торговли.

Популярность интернет-покупок среди казахстанцев растет быстрыми темпами и, чтобы обратить на себя внимание, местным интернет-магазинам нужно расширяться. Пока же им приходится довольствоваться лишь небольшим куском пирога. Как показал анализ карточных транзакций в интернет-магазинах предыдущих лет, на долю отечественных магазинов приходится только 10%. Но г-н Мухоряпов уверяет, что казахстанская составляющая со временем будет увеличиваться. «Безусловно, локальный игрок в долгосрочной перспективе привлекательнее иностранного. К нему можно обратиться в случае возврата — позвонить, решить какие-то проблемы, задать вопросы. Чего не скажешь об иностранных магазинах, так как связаться и вести общение на английском или на китайском языках могут далеко не все»,— говорит он.

Основными препятствиями для развития рынка интернет-торговли являются сложности с логистикой, отсутствие законодательства, регулирующего отношения в сфере e-commerce, а также относительная неразвитость в Казахстане интернет-эквайринга.

Тем не менее рынок e-commerce в Казахстане растет и развивается. По рейтингу Forbes Kazakhstan, интернет-магазином № 1 в стране стала Lamoda.kz, чистая выручка которой составила 12 млн долларов. Позиции лидирующих сервисов заняли Kolesa.kz и Chocolife.me. Что касается зарубежных e-commerce компаний, то наибольший товарооборот РК идет с такими гигантами, как eBay, Amazon, Asus, Next Direct и, безусловно, Aliexpress, ТаоBао.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики