Эффект низкой базы

Казахстанские интернет-магазины не поспевают за спросом

Эффект низкой базы

В конце августа  председатель правления АО «Казпочта» Багдат Мусин на встрече с представителями Национальной почтовой службы Китая, отметил, что за прошлый год объем пакетов и посылок по направлению КНР-Казахстан увеличился более чем в три раза. Популярность китайских интернет-магазинов в Казахстане выросла после того, как торговая интернет-площадка AliExpress открыла бесплатную доставку в Казахстан. Однако, по словам директора холдинга «Choco Family» Рамиля Мухоряпова, рост в три раза – это эффект низкой базы, так как объем из США и Европы все еще больше, чем из Китая. Так, в прошлом году, по данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса, из потраченных казахстанцами 1,5 млрд долларов в интернет-магазинах 66% пришлось на американские магазины, 10% - на казахстанские, 9% - на европейские, 8% - на российские, 5% - британские и 2% - на все остальные (среди которых значительную долю занимают китайские). Однако уже в скором времени ситуация может измениться. Китай становится значимым игроком на рынке интернет-торговли. 

Популярность интернет-покупок среди казахстанцев растет быстрыми темпами и, чтобы обратить на себя внимание, местным интернет-магазинам нужно расширяться.  Пока же им приходится довольствоваться лишь небольшим куском пирога. Как показал анализ карточных транзакций в интернет-магазинах предыдущих лет, на долю отечественных магазинов приходится только 10%. Но г-н Мухоряпов уверяет, что казахстанская составляющая со временем будет увеличиваться. «Безусловно, локальный игрок в долгосрочной перспективе привлекательнее иностранного. К нему можно обратиться в случае возврата – позвонить, решить какие-то проблемы, задать вопросы. Чего не скажешь об иностранных магазинах, так как связаться и вести общение на английском или на китайском языках могут далеко не все», - говорит он.

Основными препятствиями для развития рынка интернет-торговли являются сложности с логистикой, отсутствие законодательства, регулирующего отношения в сфере e-commerce, а также относительная неразвитость в Казахстане интернет-эквайринга. 

Тем не менее рынок e-commerce в Казахстане растет и развивается. По рейтингу Forbes Kazakhstan, интернет-магазином №1 в стране стала Lamoda.kz, чистая выручка которой составила 12 млн долларов. Позиции лидирующих сервисов заняли Kolesa.kz и Chocolife.me. Что касается зарубежных e-commerce компаний, то наибольший товарооборот РК идет с такими гигантами, как eBay, Amazon, Asus, Next Direct и, безусловно, Aliexpress, ТаоBао.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее