Заезд на разных скоростях

Перед антимонопольным ведомством Казахстана стоит непростая задача

Заезд на разных скоростях

Казахстанский рынок продовольствия — один из немногих секторов, где наблюдается низкая концентрация игроков — в этом году стал главным объектом внимания для Агентства РК по защите конкуренции (АЗК). К сожалению, большое количество игроков само по себе не гарантирует, что рынок не станет ареной антиконкурентных действий.

На фоне спекулятивных колебаний цены на отдельные продукты в соседней России, пользуясь как реальным, так и чисто раздутым спекуляциями эффектом февральской девальвации, казахстанские сельхозтоваропроизводители нередко прибегали к сговорам и необоснованному повышению цен. Импортеры, пользуясь слабостью местных производителей, демпингом прокладывали себе дорогу на казахстанский рынок.

О том, какие рынки АПК оказались пораженными антиконкурентными действиями и какие тактики борьбы за конкуренцию использует АЗК, пойдет речь в этом материале.

Ниши с высокой конкуренцией

Агропромышленный комплекс представляет собой сложную цепочку добавленной стоимости, охватывающую все сферы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В АПК входит материально-техническое снабжение, производство, послеуборочная обработка и переработка сельскохозяйственной продукции, маркетинг, хранение и продажа товаров конечным потребителям. Его устойчивое развитие обеспечивается при достижении стабильного воспроизводства как в АПК в целом, так и в каждом его секторе и в особенности в его ключевой отрасли — сельском хозяйстве.

С точки зрения развития конкуренции наиболее значимыми рынками в сфере АПК являются рынки зерна и продуктов его переработки, хлеба, молока, масла подсолнечного, мяса, яиц, сахара и других продуктов. Развитию конкуренции на этих рынках способствует создание современной инфраструктуры сбыта товара через торговые сети, товарные биржи, сельскохозяйственные ярмарки, а также строительство тепличных комплексов, овощехранилищ, пунктов по убою скота и т.д.

Рынки АПК в Республике Казахстан в целом являются низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой. Изменение цен на таких рынках, как правило, не связано с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов (в т.ч. монопольным установлением цен), а заключение антиконкурентных соглашений затрудняется наличием большого количества альтернативных продавцов. Эти рынки открыты для межрегиональной и международной торговли, количество субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на региональных площадках, незначительно.

На состояние конкуренции на рынках АПК в республике отрицательное влияние оказывает недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, плохое состояние дорог, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией, неконкурентоспособность отечественной продукции в силу ряда причин. Это и изношенность материально-технической базы, и низкий уровень производительности труда при высокой себестоимости продукции. У отечественного агробизнеса сравнительно низкая продуктивность в растениеводстве и животноводстве. Торговые сети — контрагенты агробизнеса — нередко не соблюдают договорные обязательства, задерживая платежи, предъявляя необоснованные требования к поставщикам. Наряду с этим следует отметить «узость» ассортимента продукции отечественных предприятий.

АЗК в 2013 году проведено 10 анализов на рынках АПК, в том числе муки, куриных яиц, молочных изделий, переработки сахарной свеклы, услуг хлебоприемных предприятий по хранению зерна (на локальных рынках). Также предметом анализа стала розничная реализация продовольственных товаров: молока, масла сливочного, творога, макарон, мяса птицы, крупы гречневой и рисовой на трансграничных рынках (Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Актюбинская и Атырауская области).

Соседи демпингуют, да и сами слабы

Первое, что следует сказать по итогам анализа: на рынках АПК нет существенных барьеров для входа новых субъектов. В то же время по итогам анализов установлено, что продукты сельхозпереработки стран-партнеров РК имеют ряд преимуществ, связанных с более высокой урожайностью сельхозугодий, меньшей стоимостью сырьевой и низкой себестоимостью готовой продукции. К тому же уровень цен в РФ выше казахстанского, что позволяет российскому бизнесу показывать хорошую доходность.

Пользуясь этим преимуществом, россияне начинают демпинговать на нашем рынке. К примеру, средняя цена молока российского бренда «Простоквашино» в рознице в некоторых приграничных с Россией казахстанских областях (Костанайской, Павлодарской и Актюбинской) на 7–22% дешевле, чем в супермаркетах приграничных Казахстану Челябинской, Омской и Оренбургской областей. Другой пример: российские макароны «Макфа» в Северо-Казахстанской, Костанайской и Павлодарской областях на 25–46% дешевле, чем в Омской и Челябинской областях.

Одним из факторов,  сдерживающих развитие конкуренции, является неразвитость биржевой торговли в РК 

Налицо признаки установления демпинговых цен со стороны российских производителей. АЗК направило данную информацию в Евразийскую экономическую комиссию, чтобы наднациональный орган принял меры, не позволяющие искажать рыночную ситуацию. Также казахстанская сторона предлагает россиянам отменить их реестр организаций и лиц РФ, осуществляющих производство, переработку и хранение подконтрольных товаров, перемещаемых из одной страны ТС в другую. Это серьезно ограничивает конкуренцию среди российских поставщиков сырья в Казахстан.

Местным производителям ответить нечем. В Казахстан из-за рубежа завозится большая доля комбикормов, премиксов и витаминных добавок. Все это калькулируется на конечной цене продукции, себестоимость которой в итоге становится намного выше, чем у России, Беларуси и Украины, где названные корма производятся.

На местного производителя также давит ряд факторов, которые делают его менее конкурентоспособным. Во-первых, это скудная собственная сырьевая база. Проблема дефицита сырья усугубляется необходимостью масштабной модернизации технологического оборудования. Устаревшие технологии не позволяют производить продовольствие вкуснее и внешне красивее, чем у иностранных конкурентов. Казахстанскому сельхозтоваропроизводителю необходимо тратить большие средства на инфраструктурное обеспечение предприятий.

От своего монополиста не убережешься

Если одни рынки продовольствия страдают от антиконкурентных действий импортеров, то другие — от внутренних монополистов. И «помощь своим» играет злую шутку с рынком.

На сегодня производство сахара в РК полностью монополизировано ТОО «Центральноазиатская сахарная корпорация» (ЦАСК). Произошло это с согласия регулятора, который в обмен требовал снизить зависимость от импортного сырья и развить собственное свеклосахарное производство.

На сегодня 90% сахара в Казахстане производится из импортного бразильского тростникового сахара-сырца с освобождением от взимания ввозных таможенных пошлин до 2019 года. Высокая стоимость указанного сырья и большие расходы на доставку его до сахарных заводов Казахстана, несмотря на нулевые пошлины на импорт, делают сахар отечественного производства неконкурентоспособным по сравнению с российским, белорусским и украинским продуктом.

По данным ЦАСК, в 2012 году использовано всего 203,6 тыс. тонн сырья, из которого переработка сахарного тростника составляет 132,9 тыс. тонн, или 65%, сахарной свеклы — 70,7 тыс. тонн, или 35%. В 2013 году переработано всего 366,9 тыс. тонн сырья, из которых сахарный тростник составляет 32,4 тыс. тонн, или 89,8%, сахарная свекла — 37,5 тыс. тонн, или 10,2%. То есть большую часть в удельном весе сырья занимает сахарный тростник, доля которого в структуре стоимости ежегодно возрастает. Это обстоятельство ЦАСК обуславливается недостаточностью отечественного сырья — сахарной свеклы.

Рост производства сахарной свеклы сдерживается ограниченностью орошаемых земель, пригодных для выращивания этой культуры, высокой трудоемкостью, затратностью и неурегулированностью взаимоотношений между участниками рынка. Индекс цен на сахарную свеклу за январь-декабрь 2013 года к аналогичному периоду прошлого года составил 108,8%.

По итогам прошлого года расклад сил на рынке сахара (см. графики 1, 2 и 3) сложился в пользу производителя: произошел рост производства на фоне снижения экспорта. Это подтверждает догадку экспертов АЗК о том, что ЦАСК не выполняет обязательства перед регулятором. Так, согласно инвестиционной программе, ЦАСК обязалась обеспечить потребность внутреннего рынка в объеме 520 тыс. тонн. При этом возможный объем экспорта оговорен в объеме более 100 тыс. тонн. Из значения розничных цен реализации сахара видно, что в 2013 году в связи с уменьшением объема импорта наблюдается незначительный рост цен на сахар-песок.

За период с февраля по июнь 2014 года (с момента корректировки национальной валюты к доллару) наблюдается наибольший рост цен сахара по Казахстану на 16,5% (с 146 до 175 тенге за килограмм). Следует отметить, что сахар входит в перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ), и повышение цен на этот продукт приводит, как правило, к социальному напряжению среди населения.

Еще один социально значимый продовольственный товар — куриное яйцо. Повышение цен на него не только бьет по карману широкого круга потребителей, но и моментально мультиплицирует цены на продовольствие, в котором яйцо присутствует как компонент. По итогам роста цен на столь ходовой продукт прошлой осенью АЗК провело расследование по фактам ценового сговора производителей куриного яйца и крупных поставщиков.

Напомним: в октябре 2013 года яйцо подорожало на 5%, а в ноябре — на 17,5%. Если говорить об отдельных регионах, то там взлет цен был еще более внушительным. К примеру, в ноябре 2013 года в Атырауской области цена десятка яиц подскочила на 42%, до 273 тенге, в Павлодарской — на 39%, до 216 тенге, а в Западно-Казахстанской — на 30%, до 215 тенге. Наименьший рост продемонстрировали столицы — Астана и Алматы, где этот продукт и так продается по близким к пиковым для республики ценам,— на 4,8 и 4,6%, до 217 и 250 тенге соответственно. Собственно, именно этот разброс уровней удорожания и заставил правительство обратить внимание на ситуацию, а агентство — заподозрить участников рынка в сговоре.

Минсельхоз сообщал, что объективных причин для роста цен в этой достаточно активно субсидируемой государством отрасли казахстанского АПК нет (конъюнктура цен на комбикорм — наиболее крупный элемент в структуре стоимости — оставалась стабильной), а повышение цены продукта — прямой результат роста цен на куриное яйцо в России. Сами участники рынка утверждали, что цену толкали вверх растущая стоимость кормов и издержки, связанные со сменой маточного поголовья.

В последующий год АЗК провело два десятка расследований, которые показали, что рост цен на рынке куриного яйца действительно сопряжен со сговором игроков, а также ажиотажем на приграничном российском рынке. Казахстанские же производители и поставщики повысили цены спекулятивно.

И биржа не помогает

Обобщая выводы из приведенных историй, подчеркнем, что выделяются четыре наиболее значимых фактора, препятствующих развитию продовольственного рынка РК. Следует признать: мы обеспечиваем недостаточную защиту внутреннего рынка от скрытого демпинга импортеров, которые традиционно сохраняют крепкие позиции на рынках агропродукции. У нас нет практического контроля за соблюдением законодательства в области технического регулирования, вследствие чего на рынке присутствуют импортные фальсифицированные продукты под видом натуральных по демпинговым ценам.

Несмотря на наличие соответствующей нормы в законе о государственных закупках по увеличению казахстанского содержания, государственные, социальные и закрытые учреждения вынуждены отдавать предпочтение импортным продовольственным товарам в связи с предложением более низкой цены. Несовершенство налогового законодательства в сфере АПК негативно влияет на уровень конкурентоспособности продукции, произведенной отечественными сельхозпроизводителями на промышленной основе.

Конечно, нельзя не отметить, что имеется ряд проблем производственного и сбытового характера, не позволяющих повысить эффективность у местного производителя и стабильность работы отечественных предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Такая ситуация распространяется и на предприятия, входящие в продовольственный пояс Астаны. В него входят 17 районов Акмолинской и четыре района Карагандинской области. Здесь производят и перерабатывают сельхозпродукцию более 70 предприятий. Между тем в целях стабилизации цен на продовольственном рынке и сдерживания инфляционных процессов необходимо улучшать правовые механизмы для создания благоприятных условий развития «продовольственных поясов» вокруг столиц и безубыточной деятельности региональных стабилизационных фондов.

Также необходим перечень скоропортящейся продукции. По некоторым товарам целесообразно перенести таможенный контроль после выпуска товаров, что позволит снизить административные барьеры. Республике нужны новые овощехранилища, камеры для хранения мяса и мясопродуктов, тепличные комплексы, откормочные площадки, муниципальные убойные пункты с ветеринарными лабораториями в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей населения основными СЗПТ.

Кроме того, одним из факторов, сдерживающих развитие конкуренции, в т.ч. на рынках АПК, является неразвитость биржевой торговли в РК. Вместе с тем биржевая торговля позволяет устанавливать на товар реальные рыночные цены, формирующиеся на основе спроса и предложения в ходе биржевых торгов в зависимости от рыночной конъюнктуры, и предоставляет возможность сельхозтоваропроизводителям купить или продать товар по наиболее выгодной цене на основе свободной конкуренции.

По информации товарных бирж, одним из основных барьеров является ограниченный перечень биржевых товаров (утвержденный правительством в апреле 2011 года). На момент выхода постановления в списке было 12 товаров, тогда как в настоящее время в перечне значатся только девять. Это картофель, минимальный размер партии которого для торговли на бирже — 60 тонн, соевые бобы — 600 тонн, волокно хлопковое — 600 тонн, ячмень — 600 тонн, пшеница и меслин — 600 тонн, сахар белый — 60 тонн, цемент — 60 тонн, уголь каменный — 3 тыс. тонн, лигнит, или бурый уголь — 3 тыс. тонн.

Несмотря на законодательные требования, биржевые товары зачастую реализуются вне товарных бирж. Уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности осуществляется контроль только за деятельностью самих товарных бирж, при этом не отслеживаются и не пресекаются факты реализации биржевых товаров вне бирж (см. график 5).

Пример: из общего объема реализации ячменя по республике в 2013 году посредством биржевой торговли реализовано 469 тыс. тонн (или 19% от общего объема) на сумму 10,2 млрд тенге (или 10% от общего объема). Малый объем реализации ячменя через товарные биржи объясняется возможными фактами реализации вне товарных бирж (в случае превышения установленного минимального размера) и отсутствием контроля со стороны уполномоченного органа за соблюдением требований к реализации товаров по перечню через товарные биржи.

Поставщики и производители дробят объем товаров на несколько мелких партий, размер которых ниже установленного минимального, с целью реализации товара вне товарных бирж. Это говорит о том, что действующий механизм биржевой торговли товарами нуждается в концептуальном пересмотре.

Агрорынок без посредников

Негативно на ситуацию с ценами и поставками товара в торговые сети влияют непродуктивные посреднические структуры и торговая политика ритейла. Кроме того, существуют определенные проблемы по взаимодействию оптовых поставщиков продукции с торговыми сетями, которые зачастую устанавливают требования по предоставлению ретробонусов, предоставляют невыгодные условия оплаты за реализованную продукцию и т.д. По всем фактам необоснованного роста цен и ограничения конкуренции агентством принимаются соответствующие меры антимонопольного реагирования.

Вместе с тем в рамках моратория на проверки субъектов малого и среднего бизнеса до 1 января 2015 года и с учетом рекомендаций Генеральной прокуратуры антимонопольным агентством анализируется ценовая ситуация в регионах путем направления соответствующих запросов в уполномоченные государственные органы и визуального мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары.

При этом следует отметить, что меры антимонопольного реагирования при повышении цен на СЗПТ агентством принимаются только в отношении субъектов-доминантов, состоящих в реестре, в части установления и поддержания ими монопольно высоких или низких цен, а также по фактам антиконкурентных соглашений и согласованных действий между субъектами рынка в части установления и поддержания ими согласованных цен при реализации товаров.

В настоящее время в реестре доминантов на рынке продовольственных товаров состоят 99 субъектов рынка (оптовая реализация муки, хлеба, сахара, подсолнечного масла, соли, яиц и чая). За 2013 год по фактам ценового сговора, злоупотребления своим доминирующим положением и недобросовестной конкуренции агентством проведены 10 расследований в отношении 21 субъекта рынка оптовой реализации муки, хлеба, сахара, молочных продуктов, куриных яиц и услуг хлебоприемных предприятий. По результатам расследований наложено административных штрафов на 42,4 млн тенге, из них поступило в бюджет 4 млн тенге.

За первую половину 2014 года агентством проведены 37 расследований в отношении 81 субъекта рынка оптовой реализации яиц, сахара, хлеба, муки, макаронных изделий, плодоовощной, мясной, молочной продукции и услуг хлебоприемных предприятий. По результатам расследований наложено административных штрафов на 24,7 млн тенге, из них поступило в бюджет 16,1 млн. Активность агентства на рынках агропродукции усиливается (см. график 6).

Это в первую очередь связано с проведенной работой по пресечению спекулятивных действий отдельных субъектов рынка, необоснованно повысивших цены на продовольственные товары в связи с корректировкой курса тенге к иностранной валюте. Основную часть нарушений составляют ограничивающие конкуренцию антиконкурентные согласованные действия (более 80% возбужденных дел), а также злоупотребление доминирующим положением.

Сейчас сезонные и спекулятивные колебания цен регулируются региональными стабфондами, которые проводят товарные интервенции при повышении цен или сокращении предложения на рынке. Акиматы и предприятия пищевой промышленности, а также оптовые и розничные продавцы продовольствия заключают меморандумы, в рамках которых бизнес обязуется не допускать роста цен и применять минимальные надбавки. Местные власти предоставляют льготные торговые места на ярмарках местным производителям, чтобы исключить посредников и снизить размер накрутки конечной цены.

Для системного решения проблем реализации и исключения посреднических структур необходимо создать товаропроводящую систему в крупных городах, включающую в себя организацию оперативного взаимодействия на ежедневной основе производителей и торговых сетей посредством электронных ресурсов. Суть предлагаемой системы состоит в проведении ежедневного мониторинга объемов производства, поставках готовой продукции в торговые сети, организации внешней (от объектов производства до складов временного хранения) и внутренней (от складов временного хранения до торговых сетей) логистики.

Такие мероприятия уменьшат, а в некоторых случаях и исключат действие посреднических структур в цепочке движения продовольственной продукции от производителя до конечного потребителя, позволят содействовать снижению уровня цен на продукты питания и сбалансировать ситуацию во всех сегментах продовольственного рынка.

Кроме того, в республике существуют проблемы защиты внутреннего рынка АПК и продовольственной безопасности. Поэтому необходимо вмешательство государства для соблюдения добросовестной конкуренции между субъектами рынка, поскольку при олигополистической конкуренции возможны антиконкурентные соглашения и антиконкурентные согласованные действия и другие отрицательные факторы, ограничивающие конкуренцию. С другой стороны, в сложившиейся ситуации импорт является положительным фактором, так как конкуренция с иностранными товарами способствует повышению качества и снижению цен на продукцию отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Пока отечественные товаропроизводители ориентированы в основном на внутренний продовольственный рынок. Но по ходу реализации госпрограмм развития сектора (в особенности «Агробизнес-2020») становящийся более конкурентоспособным отечественный агробизнес должен все больше ориентироваться на внешние рынки.

*Заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции, доктор экономических наук

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом