Дефицит будет долгим

Дефицит будет долгим

Повышение цен на ГСМ будет поэтапным, заявил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин. Напомним: в Казахстане на прошлой неделе цены бензина марки Аи-92/93 выросли до 128 тенге, при этом они все еще остаются одними из самых низких среди стран — соседей по СНГ. По словам Карабалина, маржа тех, кто станет завозить бензин по новой цене, будет невысокой. Он отметил, что пока удается удовлетворять тех, кто рискует и завозит к нам нефтепродукты, и в то же время держать цену «в разумном минимуме». Однако со временем повышать стоимость ГСМ все-таки придется, поскольку, «находясь в Евразийском союзе и имея открытые границы, мы должны выравнивать цены, чтобы вопросов (дефицита) не возникало».

Причем повышение затронет не только самый ходовой бензин, но и дизельное топливо. Как заметил вице-министр энергетики, «мы находимся в окружении стран, где цена на солярку выше, так что убеждать в том, что цены останутся прежними, нельзя. Но и прогнозировать дату повышения сложно».

По словам экономического обозревателя, аналитика нефтегазового сектора интернет-портала OilNews Казахстан будет испытывать дефицит топлива еще по крайней мере пять лет — до тех пор, пока не будут модернизированы отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). При этом даже повышение стоимости топлива проблему нехватки нефтепродуктов не решит. Модернизацию наших НПЗ, по его мнению, можно сравнить со столь же нескончаемым ремонтом наших дорог. Тратятся огромные суммы бюджетных и заемных средств, но дороги как были разбитые, так ими и остаются. «Аналогичная ситуация и с НПЗ. Они периодически модернизируются. Но если в России практически все заводы выпускают Евро-4 и Евро-5, то мы все «кружимся» вокруг Евро-2. При этом в России перерабатывается около половины от общего объема добываемой нефти, у нас же эта доля застыла на уровне 18 процентов»,— отметил г-н Смирнов. При этом постоянно отодвигаются сроки завершения модернизации заводов. Если раньше планировалось, что это произойдет в 2015 году, то теперь сроки перенесены на 2018 год.

По мнению аналитиков, цена бензина должна быть на уровне 150–170 (по разным оценкам) тенге за литр. А вице-министр энергетики предупредил, что стоимость ГСМ будет расти постоянно, догоняя российский показатель. Сейчас цена бензина марки АИ-92 в соседней стране составляет в среднем 30 рублей за литр (около 150 тенге), дизтоплива — 33 рубля за литр (приблизительно 165 тенге). С начала года, по данным российского статистического ведомства, они выросли на 20%, причем только за июль — на 5,9%. И, скорее всего, продолжат расти. Напомним, что Россия намерена сделать так называемый налоговый маневр, предусматривающий резкое снижение пошлин на экспорт нефти с 385 до 80 долларов за тонну (как в Казахстане) и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Правда, одновременно с этим планируется снижение ставок акциза на нефтепродукты (для недопущения резкого роста цен). Однако аналитики все-таки предполагают, что стоимость топлива расти будет в 2015 году — минимум на 10%.

Статьи по теме:
ВВП

Инвестбум, свинченный вручную

Обладая чуть более 4% населения Казахстана и создавая менее 3% республиканского ВВП, Кызылординская область является одним из лидеров по инвестиционной активности и темпам социально-экономических преобразований

Спецвыпуск

В поисках главного

По мере того как годовые отчеты становятся полнее и информативнее, компаниям все важнее выделить и донести до заинтересованных сторон ключевые сообщения

Экономика и финансы

Призрак бедности

Основными последствиями девальвации тенге стали рост инфляции и снижение доходов населения, что негативно отразилось на многих отраслях экономики, связанных с потребительским спросом

Экономика и финансы

Создаем критическую массу

Факторинг может стать эффективным решением ряда проблем с финансированием бизнеса, однако этот сегмент еще должен пройти этап формирования устойчивой базы развития и устранения барьеров для роста