Берегитесь фейков

Берегитесь фейков

На экранах казахстанских кинотеатров прошла отечественная мелодрама «Фейк: береги себя». Режиссер Салтанат Мурзалиева-Яковлева посвятила ее модной ныне теме вторжения виртуальной реальности в социальную жизнь. В картине казахстанское общество насквозь пронизано интернетом. В центре повествования — любовь и отношения двух молодых людей, завязавших знакомство в социальных сетях. Главные роли Альфии и Макса исполнили казахстанские актеры Ася Оспанова и Антон Митнев. Фоном их романа служит история, посвященная отношениям отчима с пасынком. Эти две сюжетные линии связаны механически: отчим (его играет российский актер Алексей Кравченко) — это отец главной героини. Виртуальная и «реальная» реальности тоже склеены исключительно путем монтажа и накладываются друг на друга как аппликации. Картина начинается с солнечного утра в столице нашей родины. На экране прямо поверх городского пейзажа возникают, как на мониторе, менюшки и опции с курсором. Героиня просыпается в постели астанинской квартиры с сенсорным мобильником под мышкой. Кстати, места реальной дислокации героев выглядят не менее виртуальными, чем их прогулки в гоночных скафандрах в компьютерной игре. В глаза бросаются необжитые помещения, а действующие лица засыпают и просыпаются в кроватях без постельного белья. Заметим, что и «Матрица» у казахстанских создателей тоже не получилась. Технические возможности спецэффектов остались на уровне 80-х. Ощущения от того, как молодежь живет жизнью социальных сетей, складываются поверхностные. Вот попереписывались и решили встретиться. Герои насладились друг другом, а зритель — видами и интерьерами. Понятно, что по задумке лидером по привлекательности должна была стать Астана. Особенно запомнилась сцена, как главная героиня сидит с ноутбуком на набережной, на фоне знаковых астанинских построек, и ветер развивает ее волосы. Несмотря на акцент на офисные и городские красоты, в целом картина производит мрачное впечатление. В конце звучат обнадеживающие слова о том, что мы есть то, что мы создали. Авторы фильма под продуктами творчества имеют в виду странички, аккаунты и компьютерные игры. Но очевидно, что это только инструмент, как, в принципе, и сам интернет. Все зависит от того, кому и чему он послужит. Героям фильма он служит средством коммуникации, эта простая идея рефреном проходит через всю картину и передается всеми немногочисленными художественными приемами, имеющимися у авторов в распоряжении. Но форма есть форма; каково же содержание? С этим кино подкачало: язык вроде как есть, а сказать с его помощью нечего.

А между тем идеи, хотя и неартикулированно, но все-таки из фильма вытекают, и их можно было донести до зрителя. Например: человек — смертен, аккаунт — нет; человек способен краснеть, испытывать радость и страдание, а размещенные им фейки — нет. После смерти тело человека везут на кладбище. Кладбища для блогов и страничек пока никто не придумал. В виртуальности легче, чем в реальности. Реальность еще более безжалостно вторгается в виртуальность, чем та — в реальность. Несмотря на философские рассуждения главного героя в конце фильма про то, что в виртуальности можно жить вечно, осуществляя свои желания, мечты и цели в игре, в Сети, им слабо верится. Ведь кино демонстрирует, скорее, обратное.

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках