Бедные — беднее, богатые — богаче

Последние налоговые новации правительства могут привести к тому, что компании, добывающие в стране уран, разделятся на неудачников и счастливчиков

Бедные — беднее, богатые — богаче

Новые правила налогообложения недропользователей, занимающихся добычей урана, являются несправедливыми и направленными на элиминацию предприятий, разрабатывающих месторождения с низким содержанием полезных компонентов.

Особенностью урановой промышленности является то, что горнодобывающие предприятия добытое сырье перерабатывают самостоятельно либо передают своим аффилированным компаниям, либо направляют на переработку по толлингу. В таких случаях Налоговый кодекс РК доход для целей налогообложения, базу определяет как сумму себестоимости и 20% от нее (ст. 310 п. 10). По такой же схеме — производственная себестоимость плюс 20% — определяется налогооблагаемая база налога на добычу полезных ископаемых (ст. 338 п. 3 пп. 6).

Причины, по которым государство, по сути, повышает налоги за счет недропользователей, понятны. Основу экономики Казахстана сегодня составляет горнорудная промышленность — ее доля в объеме всего промышленного производства равна 60,3%. И если налоги от нефтяного сектора идут в Национальный фонд, то налоги от других отраслей экономики участвуют в формировании доходной части бюджета страны и, соответственно, участвуют в социальных и инвестиционных программах государства. Цифры показывают, что наполнение бюджета сейчас испытывает определенные трудности, которые, скорее всего, будут только нарастать, учитывая проведение ЭКСПО и зимней универсиады в 2017 году. А если республика получит право на проведение зимних Олимпийских игр в 2022 г., то, учитывая опыт Сочи, расходы бюджета возрастут до небывалых размеров, принимая во внимание размеры нашей экономики. Поэтому любые изменения в налоговом законодательстве, направленные на стимулирование производства и увеличение налоговых поступлений, являются чрезвычайно актуальными. Однако в данном случае новации могут привести не просто к увеличению налогового бремени для отдельных игроков, а к их гибели.

Чтобы было понятно, почему названные статьи Налогового кодекса являются несправедливыми, рассмотрим гипотетический пример по налогообложению двух условных недропользователей, добывающих уран.

Вводные данные:

Два недропользователя добывают по 1000 тонн закиси/окиси урана. Средняя цена 1 тонны закиси/окиси составляет 100 000 долларов. Себестоимость добычи 1 кубического метра продуктивного раствора (ПР) составляет 24 доллара. Для понимания читателей: продуктивный раствор — это раствор, который добывается из недр и в котором содержится уран. В горнорудных компаниях себестоимость определяется добычей не 1 тонны добытого сырья, а одной тонны добываемой горнорудной массы — например, продуктивного раствора, руды и т.п. Соответственно, себестоимость горнорудной массы примерно может быть сопоставима, в то время как себестоимость продукции уже зависит от содержания продукта в руде, продуктивном растворе и т.п. Себестоимость переработки 1 тонны продуктивного раствора до закиси/окиси составляет 25 000 долларов на тонну. Пусть недропользователь 1 имеет содержание урана 30 мг/литр, а недропользователь 2 — 70 мг/литр. Финансовый результат для обоих недропользователей можно увидеть в таблице 1. Из таблицы видно, что рудник с бедным содержанием урана заплатил 21 670 400 долларов налогов и получил убыток от своей деятельности в размере 26 670 400 долларов. Рудник с большим содержанием урана заплатил налоги в размере 9 287 314 долларов и получил прибыль в размере 26 482 285 долларов.

Таким образом, при одинаковой деятельности и одинаковой добыче бедный рудник заплатил налогов на 133% больше, при этом получая убыток и не имея возможности развивать свою деятельность. Все это показывает, что разработчики Налогового кодекса определенно были не в курсе экономической природы горнодобывающих производств. Кроме того, такой подход абсолютно не соответствует принципам налогообложения и природе НДПИ, потому как при абсолютно одинаковой добыче бедные рудники платят НДПИ в несколько раз больше, чем богатые рудники.

Новации могут привести не просто к увеличению налогового бремени для отдельных игроков, а к их гибели

Выходом может стать использование иного метода налогообложения. Вторичная переработка не зависит от содержания урана, и она условно-постоянная для любого переработчика. Следовательно, нужно идти от обратного. Налогооблагаемую базу НДПИ следует рассчитывать следующим образом: доходы от реализации минус затраты на вторичную переработку есть налогооблагаемая база для НДПИ и расчетная база дохода для КПН. Тогда в нашем примере мы получим следующие налоги для недропользователей:

Недропользователь 1: НДПИ — 13 875 000 долл.; КПН по контрактной и внеконтрактной деятельности — 0 долл.. Итого налогов — 13 875 000 долл.

Недропользователь 2: НДПИ — 13 875 000 долл. КПН по контрактной деятельности — 367 800 долл., по внеконтрактной — 0 долл.. Итого налогов 19 242 800 долл., что на 9 955 486 долл. больше, чем при существующей системе.

С точки зрения государства, для подсчета эффекта нужно понимать, какие рудники относятся к высокосодержащим. Наш анализ, основанный на данных открытых источников в интернете и данных аудиторских отчетов, показывает, что из 20 000 тонн 15 500 добываются на высокосодержащих рудниках. Увеличение от изменения метода налогообложения составит порядка 93% по богатым рудникам и сократит налогообложение по бедным рудникам на 46%. То есть по рудникам с высоким содержанием урана поступления в бюджет увеличатся, условно, на 154,3 млн долларов (разница в налогообложении, умноженная на 15,5). По рудникам с низким содержанием урана поступления в бюджет сократятся на 35,1 млн долларов. Чистый налоговый эффект составляет 119,2 млн долларов.

Для более точного расчета, конечно, необходимы более точные данные по содержанию и добыче по каждому руднику, прогнозные цены на уран и себестоимость добычи 1 куб. метра ПР.

Таким образом, изменение подхода к налогообложению дает следующие эффекты: увеличение поступлений в бюджет по налогам; стимулирование разработки бедных рудников по сравнению с богатыми; уравнивание с точки зрения налогообложения бедных и богатых рудников, что делает справедливым налогообложение, а это один из принципов налогообложения; богатые рудники разрабатываются в СП с иностранными компаниями, изменение налогообложения позволит оставить больше дохода в Казахстане.

Существующая же политика не способствует развитию бедных рудников, попросту убивает их. К тому же дает колоссальные послабления в налогообложении богатым рудникам, которые в большей степени находятся в собственности иностранных компаний.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее