Бедные — беднее, богатые — богаче

Последние налоговые новации правительства могут привести к тому, что компании, добывающие в стране уран, разделятся на неудачников и счастливчиков

Бедные — беднее, богатые — богаче

Новые правила налогообложения недропользователей, занимающихся добычей урана, являются несправедливыми и направленными на элиминацию предприятий, разрабатывающих месторождения с низким содержанием полезных компонентов.

Особенностью урановой промышленности является то, что горнодобывающие предприятия добытое сырье перерабатывают самостоятельно либо передают своим аффилированным компаниям, либо направляют на переработку по толлингу. В таких случаях Налоговый кодекс РК доход для целей налогообложения, базу определяет как сумму себестоимости и 20% от нее (ст. 310 п. 10). По такой же схеме — производственная себестоимость плюс 20% — определяется налогооблагаемая база налога на добычу полезных ископаемых (ст. 338 п. 3 пп. 6).

Причины, по которым государство, по сути, повышает налоги за счет недропользователей, понятны. Основу экономики Казахстана сегодня составляет горнорудная промышленность — ее доля в объеме всего промышленного производства равна 60,3%. И если налоги от нефтяного сектора идут в Национальный фонд, то налоги от других отраслей экономики участвуют в формировании доходной части бюджета страны и, соответственно, участвуют в социальных и инвестиционных программах государства. Цифры показывают, что наполнение бюджета сейчас испытывает определенные трудности, которые, скорее всего, будут только нарастать, учитывая проведение ЭКСПО и зимней универсиады в 2017 году. А если республика получит право на проведение зимних Олимпийских игр в 2022 г., то, учитывая опыт Сочи, расходы бюджета возрастут до небывалых размеров, принимая во внимание размеры нашей экономики. Поэтому любые изменения в налоговом законодательстве, направленные на стимулирование производства и увеличение налоговых поступлений, являются чрезвычайно актуальными. Однако в данном случае новации могут привести не просто к увеличению налогового бремени для отдельных игроков, а к их гибели.

Чтобы было понятно, почему названные статьи Налогового кодекса являются несправедливыми, рассмотрим гипотетический пример по налогообложению двух условных недропользователей, добывающих уран.

Вводные данные:

Два недропользователя добывают по 1000 тонн закиси/окиси урана. Средняя цена 1 тонны закиси/окиси составляет 100 000 долларов. Себестоимость добычи 1 кубического метра продуктивного раствора (ПР) составляет 24 доллара. Для понимания читателей: продуктивный раствор — это раствор, который добывается из недр и в котором содержится уран. В горнорудных компаниях себестоимость определяется добычей не 1 тонны добытого сырья, а одной тонны добываемой горнорудной массы — например, продуктивного раствора, руды и т.п. Соответственно, себестоимость горнорудной массы примерно может быть сопоставима, в то время как себестоимость продукции уже зависит от содержания продукта в руде, продуктивном растворе и т.п. Себестоимость переработки 1 тонны продуктивного раствора до закиси/окиси составляет 25 000 долларов на тонну. Пусть недропользователь 1 имеет содержание урана 30 мг/литр, а недропользователь 2 — 70 мг/литр. Финансовый результат для обоих недропользователей можно увидеть в таблице 1. Из таблицы видно, что рудник с бедным содержанием урана заплатил 21 670 400 долларов налогов и получил убыток от своей деятельности в размере 26 670 400 долларов. Рудник с большим содержанием урана заплатил налоги в размере 9 287 314 долларов и получил прибыль в размере 26 482 285 долларов.

Таким образом, при одинаковой деятельности и одинаковой добыче бедный рудник заплатил налогов на 133% больше, при этом получая убыток и не имея возможности развивать свою деятельность. Все это показывает, что разработчики Налогового кодекса определенно были не в курсе экономической природы горнодобывающих производств. Кроме того, такой подход абсолютно не соответствует принципам налогообложения и природе НДПИ, потому как при абсолютно одинаковой добыче бедные рудники платят НДПИ в несколько раз больше, чем богатые рудники.

Новации могут привести не просто к увеличению налогового бремени для отдельных игроков, а к их гибели

Выходом может стать использование иного метода налогообложения. Вторичная переработка не зависит от содержания урана, и она условно-постоянная для любого переработчика. Следовательно, нужно идти от обратного. Налогооблагаемую базу НДПИ следует рассчитывать следующим образом: доходы от реализации минус затраты на вторичную переработку есть налогооблагаемая база для НДПИ и расчетная база дохода для КПН. Тогда в нашем примере мы получим следующие налоги для недропользователей:

Недропользователь 1: НДПИ — 13 875 000 долл.; КПН по контрактной и внеконтрактной деятельности — 0 долл.. Итого налогов — 13 875 000 долл.

Недропользователь 2: НДПИ — 13 875 000 долл. КПН по контрактной деятельности — 367 800 долл., по внеконтрактной — 0 долл.. Итого налогов 19 242 800 долл., что на 9 955 486 долл. больше, чем при существующей системе.

С точки зрения государства, для подсчета эффекта нужно понимать, какие рудники относятся к высокосодержащим. Наш анализ, основанный на данных открытых источников в интернете и данных аудиторских отчетов, показывает, что из 20 000 тонн 15 500 добываются на высокосодержащих рудниках. Увеличение от изменения метода налогообложения составит порядка 93% по богатым рудникам и сократит налогообложение по бедным рудникам на 46%. То есть по рудникам с высоким содержанием урана поступления в бюджет увеличатся, условно, на 154,3 млн долларов (разница в налогообложении, умноженная на 15,5). По рудникам с низким содержанием урана поступления в бюджет сократятся на 35,1 млн долларов. Чистый налоговый эффект составляет 119,2 млн долларов.

Для более точного расчета, конечно, необходимы более точные данные по содержанию и добыче по каждому руднику, прогнозные цены на уран и себестоимость добычи 1 куб. метра ПР.

Таким образом, изменение подхода к налогообложению дает следующие эффекты: увеличение поступлений в бюджет по налогам; стимулирование разработки бедных рудников по сравнению с богатыми; уравнивание с точки зрения налогообложения бедных и богатых рудников, что делает справедливым налогообложение, а это один из принципов налогообложения; богатые рудники разрабатываются в СП с иностранными компаниями, изменение налогообложения позволит оставить больше дохода в Казахстане.

Существующая же политика не способствует развитию бедных рудников, попросту убивает их. К тому же дает колоссальные послабления в налогообложении богатым рудникам, которые в большей степени находятся в собственности иностранных компаний.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики