Вместе веселее

Международная закупочная группа Euronics International вышла на рынок бытовой техники и электроники РК

Вместе веселее

Крупнейшая закупочная компания в Европе — Euronics International и сеть магазинов Sulpak в начале лета подписали соглашение о сотрудничестве. Появление Euronics в Казахстане будет менее заметным внешне, чем в России, где местная сеть Expert не просто стала партнером европейского закупочного союза, но и, приобретя франшизу, провела ребрендинг своих магазинов. «В Казахстане подобный вариант не рассматривался, Sulpak — это и так сильный бренд с историей»,— подчеркивает генеральный директор компании Дмитрий Провкин. Процесс интеграции с закупочным союзом занимает определенное время, но к «высокому сезону», то есть четвертому кварталу, клиенты Sulpak уже смогут почувствовать результаты соглашения, обещают в компании.

Выгода казахстанского ретейлера бытовой техники и электроники от партнерства с Euronics, по словам г-на Провкина, будет заключаться не только в более выгодной закупочной цене за счет объемов закупок группы (годовой оборот Euronics — более 17 млрд евро). Большое значение в партнерстве имеет объем маркетинговых инвестиций. «Благодаря Euronics мы вступаем в определенные европейские программы, на которые бренды готовы выделять определенные маркетинговые средства. Да, здесь есть отчасти вопрос себестоимости — в случае если Euronics говорит: мы хотим вот эту модель на условиях эксклюзива только для участников группы, тогда определенные условия с точки зрения себестоимости обсуждаются. Вторая часть вопроса — это когда Euronics говорит, что хочет продвинуть какую-то технологию производителя, поскольку уверен, что она будет пользоваться спросом. Производитель в таком случае готов дополнительно инвестировать в совместное продвижение». По сути, Euronics ведет посредническую деятельность между производителями и продавцами (розница), позволяя и тем, и другим работать более эффективно. В чем еще плюсы объединения ретейлеров и зачем европейскому закупочному кооперативу казахстанский рынок — с «ЭК» поделились менеджеры Euronics Франческо Секки и Дэнис Томассен.

Перспективы рынка

— Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на европейском рынке бытовой техники?

Ф.С.: Особенность европейского рынка бытовой техники и электроники состоит в том, что он менее чувствителен: если там случаются какие-то потрясения, рост или падение, то они все незначительные, несущественные. Если оценивать ситуацию за более длинный период — не за год-два, а за последние 5 лет, то в целом объем рынка стабильный, при этом наблюдается его очень небольшое снижение. Речь больше о Центральной и Северной Европе; что касается Южной Европы (Испания, Португалия, Греция, частично Италия), то она испытала потрясения после кризиса, рынок упал сильно — почти на 50%, но мы считаем, что сейчас ситуация будет стабильна, ниже рынку падать некуда. Сейчас наблюдаются определенные тренды: потребители меняют холодильники, телевизоры, стиральные машины, идет реплейсмент. Мы ожидаем, что последствия кризиса 2008 года европейский рынок бытовой техники и электроники преодолеет в следующем, 2015 году и мы увидим рост. Восстановление рынка потребления идет с определенным опозданием — то есть сначала восстанавливается экономика и через какой-то промежуток времени восстанавливается рынок потребления.

— Euronics — это все-таки европейская группа, но она вышла на азиатский рынок…

Ф.С.: Вы правы, изначально мы — компания, которая была создана в Европе, но бизнес-модель компании Euronics может быть применена не только к европейскому рынку. A поскольку это международная модель, в Euronics есть определенный интерес развивать это сотрудничество, набирать портфель стран. Сейчас мы не можем сказать, что наш закупочный союз мирового масштаба, все равно мы пока сейчас в рамках плюс-минус Европы. Казахстан — это первый партнер за пределами Европы, если не считать Турцию. Благодаря появлению новых партнеров мы наращиваем общие объемы и получаем дополнительную выгоду. Но очень важно, чтобы новый партнер Euronics соответствовал определенным требованиям и определенной модели ведения бизнеса.

— Если говорить непосредственно о казахстанском рынке — чем привлекателен он для Euronics?

Ф.С.: Прежде всего, Казахстан с точки зрения организации бизнеса поставщиков относится к СНГ — соответственно Euronics было интересно получить еще одного партнера на этой территории. У кооператива уже есть партнер на Украине и в России, сейчас появился партнер в Казахстане, и все вместе это увеличивает объем бизнеса, объем партнерства с поставщиками и увеличивает влияние Euronics непосредственно на этой территории.

— Насколько рынок бытовой техники и электроники СНГ отличается от европейского?

Ф.С.: Рынок СНГ гораздо более волатильный. Если случаются какие-то потрясения — экономические или политические, то рынок моментально на это реагирует существенным падением: если взять прошлый кризис, то рынок сократился почти на 50%, а потом восстанавливался. Если брать текущую ситуацию, то, например, на Украине, где произошли политические потрясения, девальвация, рынок сразу отреагировал сильным падением. На этом фоне Казахстан сейчас выгодно отличается, поскольку держит нейтралитет. Да, у вас произошла определенная корректировка рынка после февральской девальвации, но в любом случае Казахстан сейчас наиболее стабильный рынок из тех стран СНГ, где представлен Euronics.

Франческо Секки считает Казахстан стабильным рынком даже после девальвации

Новый друг не хуже старых

— По каким принципам идет выбор партнера в новой стране? Насколько я знаю, на Украине Euronics заключил соглашение с сильнейшим игроком рынка, в Швеции, опять же, партнером стал лидер рынка.

Ф.С.: Да, это так. Основной критерий — доминирующая позиция на рынке, лидеры рынка в основном становятся нашими партнерами. Второй момент — это фокус на определенном сегменте клиентов и товаров, это средний и высокий премиальный сегмент техники. Третье — это качество сервиса, который оказывает этот потенциальный партнер — имеется в виду качество обслуживания.

— Это правило, что в каждой стране y Euronics один партнер?

Ф.С.: В основном да, но с оговоркой: если есть желание действующего партнера привлечь еще кого-то из игроков рынка, если он от этого получает какие-то дополнительные преимущества, то возможны дополнительные участники. Для примера: кризис показал, что наблюдается устойчивый тренд консолидации рынка, объединения — и бывает так, что два непримиримых соперника, конкурента заинтересованы во время кризиса объединять свои усилия в определенных направлениях, чтобы получать преимущества относительно всего остального рынка. Но основное правило — все-таки одна страна — один партнер. Еще хотелось бы добавить, что очень важный момент для нас — репутация. И у наших партнеров есть репутация, и у Euronics самого есть репутация. Поэтому этика и стандарты ведения бизнеса очень важны, мы очень избирательны в выборе партнера. В нашем понимании сотрудничество — это надолго, с перспективой, а не разовая, сиюминутная выгода. И поэтому кооператив Euronics построен таким образом, что его участники являются его совладельцами. Соответственно, они всегда будут отстаивать интересы своих владельцев.

Д.T.: Задача Euronics — объединить усилия всех участников и достигнуть соглашения с вендором о продвижении определенного сегмента продукции, и в этом плане выигрывают все — и вендор, который участвует, и участник нашего союза, например Sulpak; а Euronics в свою очередь зарабатывает комиссию. Идея в том, что благодаря большому пулу участников и большому количеству магазинов у Euronics есть возможность договариваться об определенной программе; кроме этого, можно продвинуть в странах, в которых присутствует кооператив, определенный вид продукции.

Дэнис Томассен видит преимущество Euronics в синергии 31 страны-участницы сети

Знание — сила

— Представители компании Sulpak, объявив о подписании соглашения как об одном из плюсов сотрудничества, говорили о базе знаний Euronics, к которой будет доступ. О чем идет речь?

Ф.С.: Мы уже говорили, что наша организация объединяет независимых национальных ретейлеров, каждый из которых обладает большим многолетним опытом. А значит, у них есть определенные наработки по многим направлениям: логистика, формат магазинов, категорийный менеджмент (линейки товаров). В Euronics существует система внутреннего общения, форум, где вопрос, интересующий одного из участников, будет подхвачен и прокомментирован. Более того, два раза в год происходит совещание участников кооператива, где проходят рабочие столы по многим направлениям. Но основные направления с точки зрения обмена опытом, обмена знаниями — это концепт магазинов, брендинг, формат магазинов, категорийный менеджмент, интернет-перспективы. Интернет — сейчас это животрепещущий вопрос, очень важный тренд рынка. Это, кстати, важно: помимо того что члены Euronics делятся между собой удачными идеями, чего среди участников рынка обычно не наблюдается, происходит обмен мнениями о рыночных трендах. Имея большое количество участников, большое количество стран, можно уловить глобальный тренд и посмотреть, куда движется потребительский спрос, какие технологии востребованы. И во многом предугадать ситуацию, понимать объемы спроса и принять правильное решение с точки зрения товара, ассортимента и продвижения какого-то бренда.

Д.Т.: Между 31 страной, которые входят в Euronics, есть как различия, так и общие моменты. С точки зрения ассортимента часто бывают случаи, когда продукт подходит для всех стран, и благодаря синергии всех этих стран у Euronics есть возможность предъявлять поставщикам определенные запросы с точки зрения, если это аудио или видеоаппаратура, качества картинки, качества звука — чтобы в итоге получить продукт, схожий по цене, но имеющий более продвинутые характеристики, лучшее качество.

— Если вернуться к рынку СНГ и российским и украинским компаниям, уже не первый год являющимся партнерами Euronics,— дало ли им это партнерство стратегическое преимущество на рынке?

Ф.С.: Прежде всего, благодаря участию в Euronics они становятся заметны не только на своем национальном уровне, но и на глобальном, выходят на новый уровень общения с поставщиками, глобальными брендами. Во-вторых, благодаря сотрудничеству с нами у ретейлеров есть возможность сконцентрироваться на сильных поставщиках, реальных инновационных продуктах и получать от этого дополнительные преимущества относительно остальных местных компаний. И я верю, что если бы с нами находились украинские и российские коллеги — они бы подтвердили, что благодаря сотрудничеству с закупочным кооперативом, благодаря обмену опытом они получают определенные ноу-хау, лучшие практики — и используют их у себя.

Д.Т.: Добавлю, что глава российского участника союза Кирилл Новиков является членом совета директоров Euronics, что подтверждает наш интерес к рынку СНГ, и мы становимся более подготовленными к развитию на этом рынке.

— У Euronics есть еще какие-то планы на регион Средней Азии?

Ф.С.: Мы потенциально готовы к развитию в этом регионе, но это зависит от наличия подходящего кандидата на партнерство, его соответствия требованиям — по уровню сервиса, концепту. С точки зрения экспансии мы никуда не торопимся, у нас нет такой первоочередной задачи. Исторически кооператив был организован пятью компаниями, сейчас в организации 27 компаний; примечательный факт — с подключением новых компаний никто из организации не уходит, соответственно, для нас важно постепенное и устойчивое развитие, чтобы новые члены максимально быстро интегрировались, включались в работу и становились активными участниками союза. Нет такой задачи — набрать много-много партнеров и потом не знать, что с этим партнерством делать.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?