Восток — дело тонкое

Редакционная статья

Восток — дело тонкое

Регулярно происходящие у нас реорганизации правительства публично всегда объясняются одинаково: они проводятся исключительно в целях повышения эффективности работы. Причем эта цель преследуется и когда министерства сливают, и когда их дробят, и когда создают независимые от министерств агентства, и когда подчиняют агентства министрам. Структуру высшего органа исполнительной власти перекраивают и перекраивают. Это еще как-то понятно было бы, если бы у нас была сменяемость власти. Пришли консерваторы — поменяли структуру правительства на свой манер; сменили их демократы — переделали, как им вздумалось; победили лейбористы — и поменяли так, как им видится разумным. Но у нас нет ни консерваторов, ни демократов, ни, упаси боже, лейбористов.

Наши комментаторы соглашаются: в реорганизациях казахстанского правительства не нужно искать логику. В действительности речь идет не об эффективности организационной структуры. Речь идет об эффективности взаимодействия отдельных персон между собой. А также о разного рода ритуалах, согласно которым, если, например, министр набрал очень большой вес за годы, и по каким-то причинам его нужно убрать, одним из немногих вариантов устранения является ни много ни мало ликвидация министерства. Которое, между прочим, выполняло какие-то функции, тысячи сотрудников что-то делали, пытались достичь каких-то поставленных перед ними задач, добиться результатов.

Вот «внутренняя логика» в действии, по которой вельможу можно согнать с горы, только срыв ее. Рядовые чиновники нижнего-среднего звена, частенько не высыпающиеся, могут недоумевать, сердиться — это не важно. Как и не особо важна их работа, их результаты, их успехи или их неудачи. Куда важнее — дать сигналы одним вельможам, что они «возвышены», другим — что они «унижены». Причем совершенно не исключено, а до какой-то степени даже является правилом, что возвышенные сегодня будут через пару лет унижены, и наоборот. Так происходит великая балансировка всего и вся, сдерживание и противовешивание, перетасовка колоды.

То же руководители высшего звена воспроизводят на своем уровне, и дальше система распространяется каскадом вниз. Только на какой-то достаточно далекой от пика ступени появляется здравый смысл, и начинают тупо спрашивать результат и судить об эффективности по делам.

Но если бы по делам судили на всех ступенях — с низу и до самого верха — тогда мы увидели бы преображение страны. Тогда мы чем-то начали бы походить на Сингапур, на который так часто наши чиновники высшего звена указывают как на пример для подражания. Тогда была бы эффективность, а структуру правительства меняли бы лишь в те моменты, когда в этом действительно назрела необходимость.

Читайте тему номера: Встряхнуть, но не размешивать

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки

Спецвыпуск

Когда нефть дорожает

Господдержка и благоприятная конъюнктура на товарных рынках позволили крупнейшим казахстанским компаниям немного улучшить показатели доходности

Политика и экономика

Цена эффективности

“Самрук-Казына” в 2017 году ожидает экономический эффект от трансформации в размере 30 млрд тенге

Тема недели

Под стрелой Нацбанка

Усилия регулятора по сдерживанию инфляции нивелируются несогласованностью денежно-кредитной и фискальной политик