Восток — дело тонкое

Редакционная статья

Восток — дело тонкое

Регулярно происходящие у нас реорганизации правительства публично всегда объясняются одинаково: они проводятся исключительно в целях повышения эффективности работы. Причем эта цель преследуется и когда министерства сливают, и когда их дробят, и когда создают независимые от министерств агентства, и когда подчиняют агентства министрам. Структуру высшего органа исполнительной власти перекраивают и перекраивают. Это еще как-то понятно было бы, если бы у нас была сменяемость власти. Пришли консерваторы — поменяли структуру правительства на свой манер; сменили их демократы — переделали, как им вздумалось; победили лейбористы — и поменяли так, как им видится разумным. Но у нас нет ни консерваторов, ни демократов, ни, упаси боже, лейбористов.

Наши комментаторы соглашаются: в реорганизациях казахстанского правительства не нужно искать логику. В действительности речь идет не об эффективности организационной структуры. Речь идет об эффективности взаимодействия отдельных персон между собой. А также о разного рода ритуалах, согласно которым, если, например, министр набрал очень большой вес за годы, и по каким-то причинам его нужно убрать, одним из немногих вариантов устранения является ни много ни мало ликвидация министерства. Которое, между прочим, выполняло какие-то функции, тысячи сотрудников что-то делали, пытались достичь каких-то поставленных перед ними задач, добиться результатов.

Вот «внутренняя логика» в действии, по которой вельможу можно согнать с горы, только срыв ее. Рядовые чиновники нижнего-среднего звена, частенько не высыпающиеся, могут недоумевать, сердиться — это не важно. Как и не особо важна их работа, их результаты, их успехи или их неудачи. Куда важнее — дать сигналы одним вельможам, что они «возвышены», другим — что они «унижены». Причем совершенно не исключено, а до какой-то степени даже является правилом, что возвышенные сегодня будут через пару лет унижены, и наоборот. Так происходит великая балансировка всего и вся, сдерживание и противовешивание, перетасовка колоды.

То же руководители высшего звена воспроизводят на своем уровне, и дальше система распространяется каскадом вниз. Только на какой-то достаточно далекой от пика ступени появляется здравый смысл, и начинают тупо спрашивать результат и судить об эффективности по делам.

Но если бы по делам судили на всех ступенях — с низу и до самого верха — тогда мы увидели бы преображение страны. Тогда мы чем-то начали бы походить на Сингапур, на который так часто наши чиновники высшего звена указывают как на пример для подражания. Тогда была бы эффективность, а структуру правительства меняли бы лишь в те моменты, когда в этом действительно назрела необходимость.

Читайте тему номера: Встряхнуть, но не размешивать

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках