Нефтегаз: справедливые цены

Бензин должен был подорожать и подорожал
Бензин должен был подорожать и подорожал

На минувшей неделе произошло повышение цен на бензин. Пока, правда, увеличилась стоимость (самых ходовых) марок Аи-92/93. Теперь за литр такого топлива необходимо будет заплатить 128 тенге.

Ситуация на рынке горюче-смазочных материалов начала накаляться уже давно. Всю минувшую неделю из разных регионов приходили сообщения о нехватке бензина.

Больше недели понадобилось представителям «КазМунайГаза», чтобы признать, что дефицит ГСМ на казахстанском рынке все же существует и виной тому… модернизация нефтепереребатывающих заводов. И это притом что отечественные НПЗ уже давно не в состоянии покрыть потребности казахстанского рынка. Ситуация с нехваткой топлива повторяется ежегодно с началом осенне-полевых работ. Вот и сегодня сезонный фактор был назван одним из двух для повышения стоимости ГСМ. Вторая причина неизбежного роста цен на нефтепродукты — прошедшая в феврале девальвация. По словам первого заместителя генерального директора АО «КазМунайГаз переработка и маркетинг» Ерболата Кажабаева, оптовые цены как в Казахстане, так и в России неуклонно растут, и покупать АИ-92 рознице экономически невыгодно.

Напомним: в Казахстане государственное регулирование распространяется на бензин марок АИ-80, АИ-92/93 и дизтопливо. Действующие цены установлены в следующих размерах: дизельное топливо — 102 тенге за литр, АИ-80 — 89 тенге за литр, АИ-92 — 115 тенге за литр.

Повышение цены на нефтепродукты в стране ожидалось уже давно. Еще в конце июля в соцсетях и некоторых СМИ появилась информация, что стоимость ГСМ будет пересмотрена уже с августа. Однако этого не произошло, и тогда занимавший в то время пост министра нефти и газа Узакбай Карабалин уверил, что до конца августа роста цен не произойдет. Но предупредил, что долго сдерживать искусственно цены на ГСМ на обозначенном уровне Казахстан не может. «Нужно учитывать реалии экономической ситуации. Поэтому не реагировать на происходящее вокруг мы не можем. Вопрос времени и возможностей, которые будут у нас по выработке собственного топлива, по импорту. Таким образом, Казахстан не может искусственно сдерживать цены на ГСМ постоянно»,— отметил тогда г-н Карабалин.

В минувший четверг стало приблизительно известно, во сколько это обошлось. «В период, когда нас сделали оператором, везти бензин из России было невыгодно. На сегодня запрет снят, но в будущем есть вероятность, что он будет введен вновь, так как мы считаем его правильной мерой по снятию дисбаланса поставок из России… Можно сказать, что за июнь-июль наши убытки составили 800 миллионов тенге (за счет завоза российских ГСМ и продажи их по регулируемым ценам)»,— заявил заместитель гендиректора по маркетингу «КазМунайГаз переработка и маркетинг».

При этом справедливой представители АО «КазМунайГаз переработка и маркетинг» назвали цену на 10–15% выше существующей. Именно в этих пределах (на 11%) и выросла цена на бензин АИ-92/93.

Что касается проблемы нехватки ГСМ, ее в КМГ также пообещали решить. Дополнительно КМГ совместно с Министерством энергетики РК для насыщения внутреннего рынка в условиях экономической неэффективности импортных поставок нефтепродуктов прорабатывают возможность увеличения переработки нефти на НПЗ РК в сентябре 2014 года на 90–100 тысяч тонн. Но это капля в море — учитывая, что потребность, к примеру, в бензине марки АИ-92 составляет 2,8 млн тонн, а производство — 1,9 млн тонн, дизельного топлива — 4 и 4,6 млн тонн соответственно.

По данным «КазМунайГаз переработка и маркетинг», индикативный баланс нефтепродуктов на 2014 год составляет 470 тыс. тонн дизельного топлива и 670,8 тыс. тонн АИ-92, но уже к маю 2014 года вместо запланированных 263,8 тыс. тонн в Казахстан было ввезено 306,8 тыс. тонн АИ-92. «Без ограничений со стороны государства это привело бы к тому, что уже осенью казахстанцы вынуждены были бы платить за бензин с учетом пошлины. В конце июля запрет на импорт из РФ был снят в связи с текущей рыночной ситуацией. Вместе с тем с июня произошло резкое удорожание нефтепродуктов в РФ… Сложилась ситуация, при которой частным участникам рынка стало экономически неэффективно покупать российские нефтепродукты с учетом текущих розничных цен на АИ-92 и дизельное топливо в РК»,— отметили в компании, но попытались успокоить, заявив, что запасы АИ-92 на нефтебазах и НПЗ РК достаточны для обеспечения потребностей регионов в течение 9–10 дней. «Учитывая, что ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ РК составляет 5,5–5,8 тысячи тонн, кризиса на розничном рынке ГСМ в Казахстане не ожидается»,— уверили в КМГ.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом