Чудо-птичка

Обеспечить перепелиными яйцами и мясом сначала южную столицу, а потом и весь Казахстан — такую задачу ставит перед собой предприятие «Птичий дворик»

Чудо-птичка

На месте ТОО «Племенное хозяйство “Птичий дворик”» в Боралдае еще пару лет назад был пустырь. Владельцы этого земельного участка искали ему применение, рассматривая самые разные варианты — от цеха деревообработки до металлобазы, но в результате перспективным направлением выбрали птицеводство. И не просто птицеводство, а перепеловодство. В сжатые сроки была построена ферма и налажено промышленное производство перепелиных яиц и мяса. За год с небольшим перепелиные яйца от «Птичьего дворика» завоевали алматинского потребителя, а вскоре на прилавках магазинов появится и произведенное компанией мясо перепелов — деликатес, к которому казахстанского покупателя только предстоит приучить.

Дом для перепелки

«Вот здесь перепелята вылупляются, они в этот момент размером с желудь. Как только они обсохли и начали бегать по яйцам — их отбирают и отправляют в отделение молодняка, на пол с подогревом. Предварительно все отделение обеззараживается»,— технический директор «Птичьего дворика» Дмитрий Аношин показывает нам выводной инкубатор перепелиной фермы. Инкубаторий, отделения для молодняка, дальше — цех с уже взрослыми перепелами. В этом цехе — писк и свист 21 тысячи перепелов. Главный технолог «Птичьего дворика» Эльдар Томасов перечисляет: «Вот это манчжурская золотистая, это эстонская, это смокинговая английская и английская черная. Вот перепела породы фараон, они заметно крупнее. И рядом — английская белая…»

Племенные яйца для фермы изначально закупали в Австрии, Узбекистане, России, но сейчас поголовье в «Птичьем дворике» воспроизводят уже за счет своих собственных ресурсов. Более того, в хозяйстве планируют улучшать породы, так что селекционный зал перепелами обжит давно. «Вот тут плоды нашей работы, самое лучшее стадо. Я еще выбраковку сделаю, рассажу и будем производить инкубационное яйцо». Эльдар Томасов уверен, что спрос на племенной материал от «Птичьего дворика», как минимум, в Казахстане будет: уже сейчас птицеводы-любители активно интересуются и готовы приобретать яйца по 100 тенге за штуку. Главный технолог перепелиной фермы рассказывает, что, поскольку одомашнили перепелку не так давно, жесткого деления на породы у этой птицы нет; скорее, можно говорить об устойчивых линиях. Все они скрещиваются между собой, дают нормальное плодовитое потомство, и продуктивность почти у всех примерно одинаковая. Соответственно, нет и очень жесткого деления на мясное и яичное направление: в зависимости от конъюнктуры рынка можно будет регулировать объем производства перепелиной фермой яиц и мяса. Пока основную ставку в ТОО «Племенное хозяйство “Птичий дворик”» делают на такие породы перепелов, как фараон и эстонская — у них лучшие показатели, считает Томасов, для развития мясо-яичного направления.

Перепелиная ферма создана и существует полностью за счет частных инвестиций. Государственная поддержка именно перепеловодства не предусмотрена

Еще в одном цехе фермы пока что свиста не слышно, тишина. Цех только готовят под 40 тысяч птиц. Для нового помещения приобретены новые клетки — кормление и уборка в них автоматизированы, что позволит уменьшить количество ручного труда, а значит, и сэкономить фонд оплаты труда. Сейчас на перепелиной ферме тринадцать птичниц и трое рабочих на более чем 30 тысяч перепелов. После того как начнет функционировать новый цех, поголовье должно увеличиться до 80 тысяч птиц.

Не простое, а золотое

О пользе перепелиного яйца и уникальности самой перепелки в «Птичьем дворике» готовы рассказывать часами. «У перепелки обмен веществ в 8 раз быстрее, чем у курицы; если соотношение яйца к массе тела у курицы 50 граммов к 1,8 кг, то у перепелки — 10–12‑граммовое яйцо при весе самой птицы всего 150–160 граммов. То есть перепелка — это завод по производству высококачественного белка»,— сыплет Эльдар Томасов фактами. Вот еще некоторые из них: у перепелов — самая высокая среди сельскохозяйственных птиц температура тела, она может превышать 40 градусов. Поэтому перепела не болеют многими инфекционными заболеваниями, например не подвержены сальмонеллезу. То есть перепелиные яйца смело можно употреблять сырыми и получать весь комплекс питательных веществ, большая часть которых при теплообработке разрушается. Незаменимых аминокислот в маленьком перепелином яйце столько же, сколько в одном курином. На перепелиные яйца не бывает аллергии, их успешно используют для устранения последствий воздействия на организм человека радиационного облучения.

Сейчас ежедневный объем производства перепелиных яиц в «Птичьем дворике» — около 8 тысяч штук. Все они расходятся по торговым точкам, причем не только Алматы, но и Кызылорды, Шымкента, Астаны. За пределы южной столицы перепелиное яйцо уходит благодаря сетям, которые сами развозят приобретенную в хозяйстве продукцию. Процент возврата составляет в среднем 4–7%. Объемы производства на перепелиной ферме поднимались до 10 тысяч яиц в день, и это количество торговля тоже «переваривала». Емкость алматинского рынка специалисты «Птичьего дворика» оценивают примерно в 30 тысяч перепелиных яиц в сутки и планируют поднимать суточную производительность хозяйства до 15–20 тысяч яиц. Отпускная стоимость яйца — 14,5 тенге, причем 2 тенге приходится на упаковку — если бумажную заказывают в Казахстане, то пластиковую приходится привозить из Узбекистана. Пластиковая упаковка удобна для клиентов, поскольку продукт там сразу видно; но сказать, что продажи яиц в пластике идут намного лучше, нельзя. «Пластик, может, процентов на 7% лучше продается,— говорит директор “Птичьего дворика” Ратмир Абдрашитов,— люди уже знают, что и в одной, и в другой упаковке яйцо одинаковое, так что можно сказать, что существенной разницы нет. Но мы собираемся запустить еще один вариант упаковки — яйца будут продаваться в прозрачном пластиковом стаканчике, более, скажем так, декоративно украшенном».

Продажи перепелиного яйца в течение года имеют сезонность, продолжает Абдрашитов: «Весной и осенью хорошие продажи. Зимой — неплохие, но по сравнению с осенью падают процентов на десять. Летом продажи падают традиционно — и у нас, наверное, даже заметнее, чем у других групп товаров, потому что люди, которые информированы о пользе перепелиных яиц,— это в основном представители среднего класса и выше, а они летом в большинстве уезжают куда-то отдыхать». К слову, в статье «Формула для перепеловодства» генеральный директор компании «АКМИ» Сергей Иванчо и генеральный директор группы компаний «Агриконсалт» Андрей Голохвастов при анализе российских перспектив этого направления птицеводства отмечали, что на рынке перепелиного яйца существует несколько групп потребителей, характеризующихся различной мотивацией: «потребление по медицинским показаниям», «детское питание», «здоровое питание» и «продукт для среднего класса»; и как раз последняя группа потребителей оценивалась ими как наиболее перспективный сегмент. Тем не менее с учетом того, что в Казахстане фактически отсутствует культура потребления перепелиных яиц и мяса, информирование населения о пользе этих продуктов в «Птичьем дворике» видят одной из своих основных задач и начинают развивать рекламную структуру. Актуальности задаче добавляет то, что в ближайшее время компания выводит на рынок такой продукт, как тушки перепелов. Пока мясо перепелов приобретают только рестораны и шашлычные, но в хозяйстве хотят существенно расширить число клиентов за счет розничного покупателя. Причем поскольку сегмент «для среднего класса» подразумевает определенную подачу продукции, тушки перепелов не будут продавать «россыпью». Перепелиное мясо (8 тушек — это примерно 1 кг) будет упаковано в вакуумный пакет и картонную коробку. Сейчас в «Птичьем дворике» идет заготовка мяса, упаковка уже разработана дизайнерами и заказана. «Как только мы выходим на те объемы, которые нас устраивают, выбираем сеть, которая на лучших для нас условиях будет продвигать наш товар — и начинаем работать. По мере увеличения нашего поголовья, увеличения мощности нашего забойного цеха, мы будем увеличивать и наши продажи мяса. Я думаю, что людям будет интересен этот продукт. Все-таки перепелиное мясо — деликатес, и не скажу, что безумно дорогой. Пока у нас планируемая отпускная цена 2 300–2 700 тенге за килограмм. Это почти в 2 раза дешевле, чем просят за мясо перепелов, например, на Зеленом базаре»,— рассказывает директор хозяйства. Следующими в очереди по выводу на рынок будут перепелиные желудочки и печень — тоже деликатесы, популярные в Европе и странах Северной и Южной Америки.

Прокрустово ложе

Разведение перепелов считается выгодным бизнесом, и небезосновательно. Инкубация яйца у перепелки — 17 дней (у курицы — 21), нести яйца перепелка начинает в 45 дней (курица даже самой яичной породы — в 5 месяцев). Однако утверждения о высокой рентабельности и быстрой окупаемости бизнеса на перепелках справедливы только для мелкого бизнеса, когда вложения невелики (от пятисот до двух-трех тысяч птиц, как правило, держат в частных хозяйствах) и не требуется привлечение дополнительной рабочей силы. Промышленное же производство перепелиных яиц и мяса — дело достаточно затратное. Согласно бизнес-плану, «Птичий дворик» должен был выйти на точку безубыточности через год своего существования, но поставленную задачу выполнить не удалось. Ратмир Абдрашитов признает: «Мы сделали немало ошибок по планированию: не ожидали, что цены на корм могут так сильно меняться (если в прошлом году зерно покупали по 27 тенге за килограмм, то в этом и по 45 не можем купить), девальвация нас задела. Сейчас в планах у нас показать пусть небольшую, но рентабельность к концу второго года работы».

Перепелиная ферма создана и существует полностью за счет частных инвестиций. Государственная поддержка именно перепеловодства не предусмотрена. «Мы находимся в той же сетке, что и производители куриного яйца и мяса. Чтобы получить какую-то дотацию, мы должны произвести столько яйца, сколько никогда не продастся. По мясу — то же самое: мы должны продавать 40 тонн мяса в месяц — тогда нам будут 68 тенге за кг мяса субсидировать. Но ведь есть разница: или перепелка 150 граммов, или курица — кило восемьсот»,— комментирует главный технолог, добавляя, что рассчитывать приходится только на себя. 60% расходов перепелиной фермы приходится на корма — перепелка очень требовательна к их качеству, и даже какие-то поблажки по приобретению корма заметно поддержали бы только встающий на ноги бизнес «Птичьего дворика».

В планах перепелиной фермы — увеличить объемы производства яиц и мяса и обеспечить своей продукцией весь Казахстан; сейчас в хозяйстве, например, ищут варианты доставки в западный регион, а после собираются осваивать и страны ТС. Кроме того, излишки продукции предполагается пустить в переработку — например, яйца мариновать или делать из них майонез, тушки перепелов — коптить. На первом этапе это будет делать сторонняя компания, но со временем цеха переработки должны появиться на территории перепелиной фермы. «У нас много планов на развитие,— подтверждает Ратмир Абдрашитов,— но мы стараемся анализировать каждый наш шаг, не двигаться вперед впопыхах. Мы немало средств затратили с наметкой на будущее; можно сказать, мы технологично подошли к производству перепелов. И рассчитываем, что как только запустим все цеха, наша компания покажет себя как рентабельное производство». Если 80 тысяч перепелов оправдают возложенные на них надежды, то «Птичий дворик» расширится: компания будет строить еще одну перепелиную ферму.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики