Не суть важно

Не суть важно

Аномальные холода, накрывшие Казахстан в этом году, прервали занятия в школах северных районов. Когда на улице днем минус тридцать с большим «хвостиком», выходить на улицу чревато даже за знаниями.

Практика остановки учебного процесса с наверстыванием упущенного за счет каникул и выходных дней существовала всегда. Однако именно в этом году холода держатся уже второй месяц и, судя по ситуации за окном, уходить не собираются. Озабоченные столь большим перерывом в учебе, родители и педагоги забросали министра образования и науки Бакытжана Жумагулова просьбами изменить структуру школьных каникул — сократить летние каникулы, добавив дни к зимнему отдыху. Логика таких обращений проста. Дети все равно сидят дома, так пусть это будет вполне официально, к тому же болеть меньше будут. Еще один веский аргумент таков, что длительный летний перерыв расслабляет учащихся, мешает быстро адаптироваться к школьному графику и концентрироваться на учебе

Министр живо откликнулся на инициативу «снизу» и сообщил о том, что в Министерстве образования не возражают против модернизации, что летние каникулы школьников на самом деле растянуты и что вопрос уже стоит на повестке дня. «Если мы добавим хотя бы двадцать учебных дней в летнее время, то сможем для школьников перевести субботу в день отдыха. Да и холода играют роль в пересмотре расписания, поэтому в течение ближайших трех-четырех месяцев мы детально рассмотрим вопрос и придем к какому-то решению», — уверил г-н Жумагулов общественность.

Оптимизм чиновника не разделили часть школьников и их родители. Перспектива замены части летнего отдыха с его отлаженной инфраструктурой в виде летних лагерей, открытых бассейнов и просто бесплатных походов на природу на сидение в четырех стенах в морозы не слишком их вдохновила. Интернет-форумы взорвались обсуждением темы, общество разделилось на тех, кто за, и на тех, кто против. В итоге министр признал, что школьные каникулы в Казахстане нужно оставить без изменений и решать вопрос следует «на высоком уровне после того, как будут взвешены все за и против». При Министерстве образования уже создана комиссия, в которую вошли депутаты и представители общественности для изучения вопроса. Но от его решения качество казахстанского образования вряд ли изменится кардинально. Но, возможно, он станет тем поводом, который поможет развернуть общественную дискуссию по более жизненно важным для казахстанского образования вопросам.

В самом деле, может быть, и не важно, сколько дней летом будут отдыхать школьники. Важно, насколько грамотными они выйдут из средних учебных заведений и будут готовы продолжать образование дальше. К тому же, как показывает мировой опыт, долгие каникулы — не основная причина снижения школьной успеваемости. В странах с большим количеством каникулярных дней, например в Литве, где младшие школьники отдыхают 13 недель, а старшие — 11, образование находится на высоком качественном уровне.

Вообще каждая страна подходит к вопросу каникул индивидуально, учитывая даже бытовые нюансы. В Германии сроки и продолжительность школьных каникул устанавливаются местными правительствами самостоятельно. Летние каникулы начинаются в разное время с целью уменьшить пробки на дорогах и избежать дефицита билетов и длятся всего шесть недель, но в течение года есть еще рождественские, зимние, пасхальные и короткие каникулы на Троицу. Австралийские школьники отдыхают равномерно в течение всего года: месяц на Рождество, две недели на Пасху, еще две недели зимой, и три недели весной. Несмотря на то что в США учебный год разделен на два семестра и заканчивается в конце августа, американским школьникам дают передохнуть осенью, весной и зимой. Там на школьное обучение приходится в среднем 180 дней в году. Рекордсменами по количеству школьных учебных дней стали страны Юго-Восточной Азии, Тайвань, Япония и Южная Корея, где школьники учатся в среднем 220 дней в году.