Ломая стандарты

Менее чем за три года работы в Казахстане мобильному оператору Tele2 удалось достичь положительного показателя EBITDA и занять значительную долю рынка телекоммуникаций - несмотря на изначально высокие ставки интерконнекта в стране и необходимость в короткие сроки построить сеть практически с нуля

Пиетари Кивикко
Пиетари Кивикко

Приход на рынок Казахстана сотового оператора Теле2 три года назад изменил ситуацию кардинальным образом. Произошло моментальное воздействие на цены, которые снизились на 50%–70%. И сегодня компания продолжает снижать цены, выделяясь тем самым среди других сотовых операторов страны. Это наглядно демонстрирует, например, их новый тарифный план «Еще дешевле», в котором абоненты получают возможность вести разговоры внутри сети без ограничений при условии снятия минимальной абонентской платы. Мы решили лично поговорить с председателем правления Tele2 Казахстан Пиетари Кивикко и узнать о текущем состоянии дел компании Tele2 на рынке мобильной связи.

Снизить, чтобы выжить

— Пиетари, расскажите, пожалуйста, как вам удается удерживать цены на низком уровне, не впадая в убыток?

— Можно сказать, что в условиях дуополии двух других операторов это был единственный способ для входа на рынок Казахстана. Мы должны были предоставить своим клиентам очень низкие, конкурентоспособные тарифы. В течение первых трех лет мы инвестировали в этот рынок, и, естественно, рентабельность бизнеса была негативной. Однако в конце 2013 года мы сумели достичь первого достижения по прибыльности бизнеса — положительного значения EBITDA.

— Каких еще показателей удалось достичь к этому моменту?

— Во втором квартале текущего года нам практически все показатели бизнеса показали стабильный рост. Наша абонентская база выросла на 213 000 абонентов. Операционная выручка выросла на 11% по сравнению со вторым кварталом 2013 года и составила 8,5 млрд тенге. Кроме того, значительно увеличился объем передачи данных, то есть мобильного интернет-трафика, проходящего через сеть Tele2. Показатель EBITDA снова продемонстрировал положительное значение в течение всего второго квартала и составил 95,8 млн тенге, что является для нас значимым финансовым достижением на данный момент. На сегодняшний день количество наших абонентов составляет почти 3 млн человек.

Наша следующая финансовая цель — достигнуть позитивного потока наличности. Мы до сих пор инвестируем большие средства в техническое развитие нашей сети, и поэтому наши потоки наличности пока негативны. Но в недалеком будущем, я уверен, ситуация изменится кардинальным образом. Обычно позитивный поток наличности достигается через полтора года после позитивного EBITDA.

— Каковы особенности нового тарифного плана «Еще дешевле»? Какова стоимость звонков для абонентов по его условиям?

— Этот тарифный план мы запустили на прошлой неделе в Алматы и Алматинской области, а также он действует в Акмолинской, Костанайской, Жамбылской и других областях. Тариф предполагает абонентскую плату от 10 тенге в зависимости от региона и дает возможность безлимитных звонков внутри сети. Звонки на других операторов на этом тарифе стоят 6 тенге. Абоненты также могут выбрать тариф «Все на связи», по условиям которого стоимость минуты разговора по любому направлению в РК составляет всего 2 тенге! И сегодня я с уверенностью могу сказать, что это самый дешевый тарифный план, который вы можете найти на рынке. Мы создаем тарифы с выгодными ценами несмотря на то, что собственно для нас стоимость минуты такого разговора обходится в 11 тенге — такова ставка интерконнекта в Казахстане. Таким образом, предлагать на рынке столь низкий тариф — это для нас своего рода вызов.

Глубокое проникновение

— Расскажите, пожалуйста, о развитии сетей, которое осуществляет компания? Насколько мобильный интернет компании Tele2 развит в регионах?

Развитие сети — важный параметр для нашего бизнеса, и сейчас мы можем предложить очень высокую скорость доступа в нашей сети. Мы продолжаем работать над географическим расширением нашего покрытия и улучшением качественных показателей дозвона и скорости мобильного интернета, причем как в городах республиканского значения, так и в малых населенных пунктах, деревнях, селах… Безусловно, первые этапы строительства сети уже пройдены, и теперь мы прилагаем много усилий, чтобы увеличить ее пропускную способность. Например, активно внедряем технологию DualCarrier, или двойного носителя, которая использует две несущие 3G вместо одной, и таким образом удваиваем емкость нашей сети. В прошлом году мы запустили проект по строительству собственных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), которые повышают стабильность работы сети, ими на данный момент охвачены Астана, Алматы, Караганда и Актобе. В этом году мы подключаем к ВОЛС базовые станции в Шымкенте, Павлодаре, Оскемене, Уральске и Таразе.

Наши усилия не остаются незамеченными. Объем передачи данных в сети Tele2 растет очень быстрыми темпами, а это означает, что все больше и больше казахстанцев используют нашу связь для скоростного доступа в интернет.

— Какие интернет-пакеты существуют?

— Мы предлагаем различные типы пакетов интернета для различных профилей пользователей, от 100 Мб на одну неделю до 12 Гб на месяц. Кстати, у тех, кто приобретает интернет-пакет на 12 Гб, ночью интернет-трафик не тарифицируется, что очень удобно для тех, кто, например, скачивает по ночам фильмы. Кстати, если наш абонент продлевает услугу, то оставшийся трафик не сгорает, а суммируется, так что ни один мегабайт не пропадет.

Не связью единой…

— Как известно, компания Tele2 ведет социальные проекты. Приведите примеры нескольких из них.

— Прежде всего хотелось бы рассказать о проекте, который мы ведем совместно с благотворительным фондом Reach For Change (Навстречу переменам), организованным группой компаний Kinnevik, в который входит и Tele2. Это программа поддержки социального предпринимательства. Год назад мы впервые объявили конкурс проектов среди социальных предпринимателей, которые хотели бы каким-либо образом улучшить жизнь детей. В течение полугода мы принимали заявки от неравнодушных казахстанцев, всего к нам поступило более 100 предложений. Из них мы выбрали трех победителей, которые в течение следующих трех лет получают финансовую поддержку от нашей компании для реализации своих проектов. Однако не менее важно, что наши победители получают также и экспертную помощь от Tele2 Казахстан. У нас сформирован пул наставников из числа топ-менеджеров Tele2, которые могут помочь советом молодым предпринимателям. В этом и цель нашей программы: дать путевку в жизнь их проектам, комбинируя в этом деловой и социальный аспекты.

Объем передачи данных в сети Tele2 растет очень быстрыми темпами, а это означает, что все больше и больше казахстанцев используют нашу связь для скоростного доступа в интернет

Один из победителей прошлого года предложил проект по установке мобильных складных пандусов в многоэтажных домах, где отсутствуют лифты. Эти пандусы значительно помогают мамам с маленькими детьми, которым нужно поднимать по лестнице детские коляски. Второй проект посвящен развитию инклюзивного образования детей с расстройствами аутического спектра. Третья инициатива заключается в строительстве детских игровых площадок из переработанных материалов.

В этом году мы осуществляем следующий этап проекта. Теперь мы объявили старт приема заявок от кандидатов со всего Казахстана. Так что если у вас есть идея, как улучшить жизнь детей, напишите нам!

— Расскажите, пожалуйста, о HR-политике компании. Какие требования компания предъявляет к выбору сотрудников?

— Конечно, прежде всего мы подбираем наших потенциальных работников в соответствии с существующими требованиями и квалификацией. Но, помимо этого, мы всегда обращаем внимание на то, насколько кандидат разделяет ценности и принципы нашей компании. Выбирая сотрудников, мы делаем акцент на его рабочих показателях, а также смотрим на то, каким образом проявляется его отношение к работе. И мы постоянно эти показатели оцениваем, чтобы убедиться в том, что этот человек чувствует себя комфортно в коллективе и на своем рабочем месте. Наша политика также заключается и в том, чтобы не принимать на работу по родственным связям или по знакомству. После прохождения первого интервью с потенциальным руководителем кандидат направляется на собеседование еще и с вышестоящим начальством. В компании это называется «принцип дедушки» — таким образом мы обеспечиваем объективное принятие решения.

В компании активно поощряется инициатива и самостоятельность, поэтому если Вы ищете возможность для развития, полномочия и право принимать решения в своей зоне ответственности, то мы будем рады принять вас в команду. 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?