Одежка для авто

Молодые казахстанские предприниматели, сделав ставку на модные тенденции, качество и универсальность, создали успешное производство

Одежка для авто

«Раньше мы мечтали увидеть наши чехлы хотя бы на одном автомобиле в городе. Увидеть, что твой продукт купил не друг или папа, а чужой человек. Мечта осуществилась примерно через год, и мы тогда очень обрадовались. Сейчас встречаем их регулярно». Ерлан Манакбаев и Александр Борисов, соучредители компании по производству авточехлов Cantra, смеются: «Когда по паркингу идешь — никогда прямо не смотришь, один глаз туда, другой сюда» — их взгляд уже автоматически фиксирует, во что «одеты» кресла машин. Если первая партия накидок, сшитых в 2008 году, была крохотной, полтора десятка, то сейчас под брендом Cantra отшивается семь с половиной тысяч автомобильных чехлов в год.

В стиле люкс

Два приятеля по Казахско-американскому университету, связисты по образованию, Ерлан Манакбаев и Александр Борисов, не испытывали особой тяги к работе по специальности и, как и многие в РК, занимались бизнесом по принципу «купи-продай». А кроме того, восхищались материалом алькантара (синтетическая ткань, похожая на замшу — используется, например, для обивки салонов яхт и автомобилей) и подумывали о создании своего дела, связанного с производством. «Мы просто хотели шить что-то из алькантары — хоть ремешки часов. Долго обсуждали, что именно. Наш партнер Асет предложил нам шить чехлы. Мы еще говорили: “Какие чехлы! Столько моделей машин!” Он нам возражал: “Это не то, что вы представляете. Что-то более универсальное, как накидки”. Тогда на рынке такого товара не было в принципе. Через знакомых мы нашли примерный образец того, что хотели получить — и начали пробовать»,— рассказывает Ерлан Манакбаев. Первые чехлы Cantra были сшиты в цехах за городом, поскольку швейные предприятия Алматы озвучивали начинающим производителям, как они сами говорят, «совсем уж невероятные цены». «Поначалу тяжело было работать, пока всему научишься… Мы еще тогда не понимали всех нюансов — все было “примерно”. Цену на пошив примерно сказали — и ты даже не понимаешь, дорого тебе сказали или дешево. Ну, наверное, пойдет. Материал тоже дорого покупали. Мы все покупали дорого, поэтому изначально наши чехлы были в полтора раза дороже»,— вспоминает Александр Борисов. Поскольку средств на покупку большого объема упаковочных пакетов не было, пакеты искали на рынке — и тоже «примерно такого размера».

Ставки при производстве чехлов была сделана, во - первых, на универсальность, во - вторых это материал

Ставка при производстве чехлов была сделана, во-первых, на универсальность: они за счет своей модели должны были подходить на кресла практически любого легкового автомобиля (Ерлан с Александром рассказывают, что с первыми чехлами даже ездили на авторынок и мерили: подходят — не подходят). Второе — это материал. Алькантару используют при отделке салонов люксовых автомобилей, и создатели Cantra мечтали о производстве чего-то люксового. «Хотелось обыграть эту тему. Правда, мы посчитали, что если такой чехол сшить из алькантары, он будет стоить 300 долларов в розницу, и человек его никогда не купит, ему не нужен такой дорогой чехол. Идею в процессе переиграли, нашли доступный материал, внешне похожий на настоящую алькантару — искусственную замшу». Александр Борисов уверен, что запусти они пошив накидок из другого материала, например велюра, идея бы не сыграла. А так они уловили тренд: дорогие автомобили, салон из кожи и алькантары — и чехлы под алькантару. Правда, при организации продаж в некоторых городах России оказалось, что туда модная тенденция еще не добралась. Борисов объясняет: «Человеку нашего возраста скажешь “алькантара” — а он не знает, что это такое, первый раз слышит. Там мало люксовых автомобилей, они их не видели, не сидели, не щупали, они не понимают, о чем речь. Замша — и замша, им ни о чем не говорит, на что она похожа, поэтому тяжелее товар продвигать».

Поехали

Первые продажи чехлов Cantra были организованы через точку в алматинском торговом центре Car-City. «Нам там сразу сказали: супер, везите все! Будем продавать. И действительно рассказывали людям, что это новое, это хорошее, это надо покупать», рассказывает Ерлан Манакбаев о поддержке партнеров. Александр Борисов добавляет, что первыми покупателями их продукции стала определенная категория людей: «В Алматы есть такие новаторы, которым обязательно нужно купить все самое новое, что появляется на рынке. На тот момент самыми популярными наши чехлы были у владельцев Lexus 470, Toyota Land Cruiser, Camry… Это вот основа. А уже на них остальные смотрят — что это там у него стоит, надо мне тоже такое. И уже все за ними тянутся». Продажи пошли, партии начали увеличиваться: если сначала, как сейчас с улыбкой вспоминают соучредители компании, все накидки из новой партии помещались в багажник маленького седана, то потом накидки начали складывать и в салон. А еще позже и вовсе забивать его так, что водителю было тесно сидеть и на голову ему падали упаковки с чехлами. После чего для перевозки товара пришлось купить машину побольше. И задуматься о создании своего швейного цеха — поскольку качество производства на аутсорсинге устраивало не всегда.

Сейчас швейный цех Cantra — это 12 рабочих мест. В компании совсем недавно в два раза расширили производство, поэтому пока постоянно здесь работают 6 швей. Полный штат еще не набрали — с кадрами не так-то просто. «Во-первых, квалифицированных швей мало. Во-вторых, не каждая швея может шить накидку, хотя кажется, что все просто. В-третьих, если швея шьет медленно, зарплата у нее, соответственно, низкая, и человек уходит,» — объясняют предприниматели.

Первые вложения в бизнес составили очень скромные две тысячи долларов, и окупились они буквально за месяц: «Вложения были маленькие, а продавали мы дорого»,— говорит Ерлан Манакбаев, добавляя, что «сейчас, конечно, такого нет: и издержки выросли, и цены на продукцию Cantra стали ниже». Прямых конкурентов у алматинской компании нет — в таких масштабах в Казахстане никто больше подобную продукцию не производит и на рынке не продвигает. Безусловно, накидки на автокресла шьют в «домашних» цехах, но «они нам конкуренты только по цене, не по качеству», — уверены в Cantra. «Есть наши чехлы, стоимость которых в районе 10 тысяч тенге, и есть еще три уровня — 7, 5, 3 тысячи тенге. Так они делятся и по качеству: самые дешевые — совсем плохие, чуть-чуть лучше, еще лучше. И наши. Мы даем гарантию на год. Специально на своем сайте показываем, в чем отличие наших накидок,» — по словам Александра Борисова, пока претензий к качеству производства в компании не получали.

От Алматы до Москы

Чехлы Cantra продаются в Казахстане через дилерскую сеть. 15–20% продукции реализуется в Алматы, остальное уходит в регионы РК и соседнюю Россию. Если казахстанские дилеры сейчас чаще выходят на местного производителя авточехлов сами, то российских приходится искать и уговаривать. Но в Cantra очень рассчитывают на экспорт и сейчас собираются с помощью KAZNEX INVEST принять участие в выставке «Интеравто». Хотя в компании признают: соседний рынок непрост в освоении, первый опыт организации продаж в Москве оказался не слишком успешным: «Нам не стесняясь сказали: товар нераскрученный, неинтересно. Вы раскрутите товар, и если пойдет, то мы на своих заводах в Китае все отошьем без вас, вы нам будете не нужны». Cantra имеет патенты на свою продукцию и в Казахстане, и в России, но в компании предполагают, что при подобном развитии событий патенты вряд ли спасут. Тем не менее заинтересованные в дальнейшем расширении производства казахстанские предприниматели готовы работать в России: большой рынок позволит существенно увеличить продажи. «Сейчас мы продаем семь с половиной тысяч накидок в год, а хотелось бы тысяч двадцать»,— говорит Ерлан Манакбаев.

Продукция Cantra из товара для тех, кто в курсе тенденций, связанных с автомобилями класса люкс, со временем превратилась в товар для достаточно широкого класса потребителей. Фактически потенциальным клиентом Cantra является владелец любого автомобиля с кожаным салоном. «Любят у нас люди покупать машину с кожаным салоном, обтянуть все дешевыми чехлами и ездить. Они своего салона и не видят. А какой смысл? Мы объясняем: зачем закрывать кожу, вот она, пусть красуется. С нашими накидками салон получается комбинированный, а вы сидите в комфорте — зимой не холодно, летом не жарко»,— объясняют соучредители компании. В линейке автомобильных накидок Cantra — довольно обширная цветовая гамма, вплоть до розовых и ярко-зеленых, но покупатели чаще выбирают практичность, самые ходовые цвета — черный и бордовый.

Соучредители Cantra характеризуют казахстанский рынок автоаксессуаров как практически неразвитый: «Нет разнообразия, продукция стандартная, больших магазинов, куда пришел и где есть интересные товары,— таких нет в принципе. На том же Car-City ситуация какая: бутик маленький, его нужно максимально забить самым популярным. Если это значок аварийки — то он должен быть самым дешевым, чтобы его быстро продать. Чтобы найти что-то интересное, нужно лезть в интернет, на зарубежные сайты». И хотя сейчас ставка на рынке автоаксессуаров делается в первую очередь на дешевый товар, Ерлан Манакбаев и Александр Борисов уверены, что этот сегмент авторынка будет двигаться в сторону реализации более качественного и дорогого товара, тем более что спрос на него начинает расти. Нередко из практических соображений автолюбителей: «В нашем сегменте нет хорошего и дешевого товара. Поэтому к нам часто приезжают те, кто купил чехлы за 3–4 тысячи тенге, через пару месяцев выкинул — и теперь по совету друзей хочет взять у нас». Сарафанное радио по-прежнему остается одним из эффективных каналов продвижения для небольших казахстанских производителей. Помимо него — реклама на специализированном сайте, контекстная реклама, свой сайт. Масштабные промоакции компании пока не по карману, да и эффективность их вызывает сомнения: лучше уж работать на целевую аудиторию, считают в компании.

Одним из новых направлений своей деятельности соучредители Cantra выбрали создание полноценного автомобильного интернет-магазина. «Поварились в этой теме и так втянулись, что теперь все идеи о развитии связаны только с автотематикой!» — улыбаясь говорит Ерлан Манакбаев.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?