Разгрести конюшни

Редакционная статья

Разгрести конюшни

В 2006 году посольство Германии пригласило будущего главного редактора «Эксперта Казахстан» в ФРГ, где журналистам из десятка азиатских стран демонстрировались достижения немецкой экономики и разъяснялось ее устройство. Кроме собственно немецкой экономики на корреспондентов большое впечатление произвел и ответ на вопрос, насколько легко вести бизнес в Германии, одного местного предпринимателя. Он сказал: «Честно говоря, государство замучило своими налогами!» Из этого случая можно сделать вывод, что не бывает состояния, когда бизнес был бы доволен властями. Однако все-таки не вызывает сомнения, что у казахстанских деловых людей поводов к недовольству государством пока все-таки больше, чем у немецких. И весь ворох накопившихся проблем сейчас приходится поднимать Национальной палате предпринимателей. И перелопачивать их.

Однако бизнес себя по отношению к НПП пока ведет настороженно. Главное денег платить не хочет. Вполне может быть, кончится все тем, что, ссылаясь на французский опыт, у нас введут специальный налог для юрлиц — так вопрос и решится. Но все-таки будет плохо, если мы пойдем этим путем. Потому что предприниматель, который лично принесет деньги в НПП, потом и спрашивать с палаты будет лично. Налог же, переданный от Минфина, вполне можно будет бессовестно проесть.

Забавно, что в палату сейчас нередко прибегают бизнесмены с горящими глазами и кричат, что их нужно срочно спасать. Когда в НПП интересуются, от кого нужно спасать, то оказывается, что спасать нужно от себя: бизнесмен не успевает вовремя закрыть кредит. Когда палата в помощи отказывает, горе-бизнесмен с проклятиями убегает прочь. То есть такой предприниматель не понимает, что его непогашенный кредит — это его личная проблема, а вот, например, кредиты, которые не могут погасить в силу каких-то причин представители целой отрасли — уже проблема общественная и государственная.

Для того чтобы появилось понимание того, чем НПП занимается и каков ее мандат, нужно много и усердно работать в информационном поле. Постоянно через все каналы, включая в первую очередь СМИ, сообщать о проделанной работе, об успехах и неудачах. Нужно добиться предельной прозрачности. И в конце концов сформировать репутацию.

Пока образ НПП в глазах среднестатистического бизнесмена противоречив. Уже хорошо, что хоть так. Это большая организация, и она вполне могла оказаться мертворожденной. Слава богу, этого не случилось. Теперь предстоит огромная работа, чтобы усовершенствовать саму структуру. А через нее усовершенствовать и страну.

Читайте тему номера: Зелена еще

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня