Разгрести конюшни

Редакционная статья

Разгрести конюшни

В 2006 году посольство Германии пригласило будущего главного редактора «Эксперта Казахстан» в ФРГ, где журналистам из десятка азиатских стран демонстрировались достижения немецкой экономики и разъяснялось ее устройство. Кроме собственно немецкой экономики на корреспондентов большое впечатление произвел и ответ на вопрос, насколько легко вести бизнес в Германии, одного местного предпринимателя. Он сказал: «Честно говоря, государство замучило своими налогами!» Из этого случая можно сделать вывод, что не бывает состояния, когда бизнес был бы доволен властями. Однако все-таки не вызывает сомнения, что у казахстанских деловых людей поводов к недовольству государством пока все-таки больше, чем у немецких. И весь ворох накопившихся проблем сейчас приходится поднимать Национальной палате предпринимателей. И перелопачивать их.

Однако бизнес себя по отношению к НПП пока ведет настороженно. Главное денег платить не хочет. Вполне может быть, кончится все тем, что, ссылаясь на французский опыт, у нас введут специальный налог для юрлиц — так вопрос и решится. Но все-таки будет плохо, если мы пойдем этим путем. Потому что предприниматель, который лично принесет деньги в НПП, потом и спрашивать с палаты будет лично. Налог же, переданный от Минфина, вполне можно будет бессовестно проесть.

Забавно, что в палату сейчас нередко прибегают бизнесмены с горящими глазами и кричат, что их нужно срочно спасать. Когда в НПП интересуются, от кого нужно спасать, то оказывается, что спасать нужно от себя: бизнесмен не успевает вовремя закрыть кредит. Когда палата в помощи отказывает, горе-бизнесмен с проклятиями убегает прочь. То есть такой предприниматель не понимает, что его непогашенный кредит — это его личная проблема, а вот, например, кредиты, которые не могут погасить в силу каких-то причин представители целой отрасли — уже проблема общественная и государственная.

Для того чтобы появилось понимание того, чем НПП занимается и каков ее мандат, нужно много и усердно работать в информационном поле. Постоянно через все каналы, включая в первую очередь СМИ, сообщать о проделанной работе, об успехах и неудачах. Нужно добиться предельной прозрачности. И в конце концов сформировать репутацию.

Пока образ НПП в глазах среднестатистического бизнесмена противоречив. Уже хорошо, что хоть так. Это большая организация, и она вполне могла оказаться мертворожденной. Слава богу, этого не случилось. Теперь предстоит огромная работа, чтобы усовершенствовать саму структуру. А через нее усовершенствовать и страну.

Читайте тему номера: Зелена еще

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?