Прилетели...

Г-жа Курбанбаева обвиняет регулирующие турдеятельность органы в инертности
Г-жа Курбанбаева обвиняет регулирующие турдеятельность органы в инертности

Вопрос о создании саморегулирующихся организаций вновь поднимался на этой неделе. Только теперь речь шла не о строительном рынке, а о туристическом. Национальная палата предпринимателей (НПП) заявила о том, что может выступить в роли такой организации, став так называемым административным оператором. И, в общем-то, уже даже начала брать на себя какие-то функции подобной организации. А именно пыталась урегулировать вопрос с возобновлением рейсов авиакомпании Atlas Jet, которая отказывалась перевозить казахстанских туристов «из» и «в» Турцию, ссылаясь на то, что туристическая компания «Гульнар Тур» не перевела ей деньги за авиабилеты.

В связи с этой ситуацией НПП неоднократно обращалась к уполномоченным органам, которые должны регулировать деятельность субъектов в сфере туризма и воздушных перевозок. Однако те, по словам заместителя председателя правления НПП Гульнар Курбанбаевой, работают довольно инертно.

«В середине июня были направлены письма в уполномоченные органы об имеющихся нарушениях. Прошел уже месяц, решений серьезных не принято»,— отметила она. И пригрозила, что если ситуация не изменится, то НПП будет обращаться в правоохранительные органы и вышестоящие инстанции. «Будет направлено соответствующее письмо в организацию по требованиям ИКАО (Международная организация гражданской авиации) о том, что есть необходимость принять меры к государственным органам, курирующим вопросы гражданской авиации»,— сказала г-жа Курбанбаева.

Кроме того, она заявила, что НПП будет проводить переговоры «с требованием выполнить все необходимые обязательства, которые они взяли, приняв на себя обязательства быть регулярной авиакомпанией, занимающейся вопросами перевозки наших казахстанских граждан на международные курорты».

Неизвестно, возымели ли действие угрозы НПП или это оказалось случайным совпадением, но буквально через пару дней после заявлений г-жи Курбанбаевой стало известно, что Atlas Jet намерена возобновить регулярные рейсы в Турцию «в результате настоятельных рекомендаций Минтранскома».

«Минтранском направил письмо в адрес турецких авиационных властей, а также компании Atlas Jet с жестким требованием немедленно возобновить полеты и продажу авиабилетов в открытом доступе. На сегодняшний день с руководством Atlas Jet достигнута договоренность о возобновлении полетов с 19 июля этого года»,— такое сообщение распространила пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций в минувшую пятницу.

Напомним, что турецкая компания осуществляла регулярные рейсы в Казахстан (поскольку иностранные компании не имеют права осуществлять чартерные перевозки на территории нашей страны), но по сути они были чартерными: купить билеты в открытом доступе на рейсы этой компании было невозможно — при попытках забронировать места на сайте авиакомпании пользователя автоматически перенаправляли на сайт «Гульнар Тур».

Вообще скандал вокруг крупнейшего туроператора страны всю прошлую неделю набирал обороты. Стало известно, каков размах ущерба. По данным прокурора Бостандыкского района Алматы Бауыржана Жумаканова, он составляет более 30 млн тенге (на 17 июля). В связи с этим было возбуждено уголовное дело по статье 177, части 3 пункта «б» Уголовного кодекса Казахстана (Мошенничество). Круг пострадавших может расшириться.

По словам заместителя председателя правления НПП, проблемы с отпуском могут возникнуть у 11 тыс. казахстанцев. По результатам проведенного опроса поступила информация от 60 туристических компаний касательно ситуации с международными авиаперевозками, сообщила Гульнар Курбанбаева, отметив, что разрешение, выданное комитетом гражданской авиации МТК РК авиакомпании Atlas Jet на осуществление регулярных перевозок должно быть отозвано.

Что касается самого туроператора, то он может оказаться банкротом. «Все зависит от итогов проверки, которая сейчас осуществляется. Если сумма выплаты компенсаций окажется достаточно значительной, то, скорее всего, есть возможность прогнозировать, что будет объявлено банкротство»,— считает г-жа Курбанбаева.

По неподтвержденным данным, директор «Гульнар Тур» мог выехать из Казахстана по поддельным документам. По крайней мере, на звонки он не отвечает, сообщили в НПП.

Создавшаяся ситуация лишний раз продемонстрировала, что на казахстанском рынке — как туристическом, так и в сфере воздушных перевозок — никто ни за что не отвечает. О необходимости менять и ужесточать законодательство в этих сферах наш журнал писал на прошлой неделе (см. «Дорога домой» — «ЭК» №29 (473) ). Об этом же заявили и в НПП. По словам заместителя председателя правления этой организации, необходимо ввести более жесткую ответственность за нарушение действующего законодательства, а также ставить вопрос о повышении уровня гражданско-правовой ответственности, законодательном усилении ответственности туроператоров. «Есть необходимость в консолидации и понимании ситуации и более ответственного отношения самих туркомпаний при реализации тех или иных услуг»,— считает Гульнар Курбанбаева.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики