Звонок от Бога

Последняя картина «Теорема Зеро» знаменитого участника «Монти Пайтон» Терри Гиллиама посвящена вопросам смысла жизни

Звонок от Бога

На первый взгляд это не лучшее творение выдающегося британского режиссера. Про смысл жизни у «летающих циркачей» было сказано немало, учитывая знаменитое шуточное произведение «Автостопом по галактике», экранизация которого была посмертно посвящена его автору, тоже участнику группы, Дугласу Адамсу. В «Теореме Зеро» речь идет о серьезных вещах — вере в Бога. И хотя эта тема не раз иронично обыгрывалась монтипайтоновцами, включая атеистическую сагу «Житие Брайана», однако на этот раз в фильме Гиллиама критика коснулась скорее бездушной технической цивилизации. Сценарий к фильму написал Пэт Рашин. На роли были приглашены интересные актеры: Кристоф Вальц, Мелани Тьерри, Дэвид Тьюлис и Мэтт Деймон.

Главный герой — компьютерный гений Коэн Лет (Кристоф Вальц), сам похожий на машину. В окружении технических средств и людей, выполняющих функции машин,— эффективных менеджеров, управляющих, виртуальных проституток — он, сидя в полуразрушенной церкви, бьется над разгадкой тайны души. И сделать он это пытается техногенным способом, решив некую нулевую теорему. Но что-то все еще мешает Коэну превратиться в машину окончательно — ведь он человек, к тому же страдающий психическим расстройством от одиночества. Но у него есть цель: он ждет звонка от самого Создателя, который должен объяснить ему, в чем смысл его жизни.

Эстетика фильма представляет собой полную противоположность фантастическому антуражу голливудских блокбастеров. Это не просто лазейка из ловушки малобюджетности, как посчитали некоторые критики, а концептуальная позиция художника. Вначале кажется, что это дань фантастике прошлого: произведениям уже упомянутого Дугласа Адамса, Рэя Бредбери и Станислава Лема. Кстати, имя польского фантаста как-то сразу всплывает в памяти при первых кадрах — как будто и тематика, и подход к постановке проблем, и внешнее окружение взяты из «Дневников Йонна Тихого». Но потом понимаешь: если Лем отстаивает достоинства науки и технологий в противовес иррациональной вере в потустороннее, то в своем фильме Гиллиам скорее издевается над дутым всемогуществом технического прогресса. Иронизирует он при помощи художественных приемов, типичных для «Летающего цирка»: тут и молоток для более эффективной работы с техникой, и похожие на клоунов клоны, и нелепое кручение педалей велосипеда для выработки электроэнергии. Не менее театрально глупо выглядят костюмы для виртуального секса. В каком-то кадре для острастки зрителя, чувствующего себя попавшим в кинотеатр прошлого, мелькает плоский сенсорный мобильник. Но это лишь на мгновение. Главное украшение фантастического банкета — экран с тетрисом (игрой, придуманной в 80-х). Кстати, именно собирая тетрис из кубиков-формул, Лет пытается решить теорему души. Режиссер демонстрирует бредовость подобной идеи. В «Автостопом по галактике» на вопрос «в чем смысл жизни и всего» отвечает гигантский компьютер. И ответ — 42. Коэн — не Тертуллиан, который верует, ибо абсурдно. Но он становится человечным, излечиваясь от идеи фикс, когда влюбляется в женщину по имени Бэйнсли (Мелани Тьерри) и тогда, когда отказывается от счастья ради цели — раскрытия тайны жизни. Но все тщетно. Звонка не будет — его придумал таинственный Управляющий (Мэтт Деймон), чтобы заставить Коэна эффективнее решать теорему. Но если Создателя нет, то значит, нет и ответа на вопрос: зачем мы здесь. Остается погасить прекрасный закат и свалиться в водоворот хаоса. Ждать, что Бог позвонит по телефону — нелепо, ведь его приближает к нам не техника, а наша душа, ее главная суть — вера. Звонок от Бога — это абсурд, но это и чудо. Но чтобы абсурд стал чудом, нужна вера, хотя бы и с горчичное зерно.

«Возникновение метафизической веры в гомеостате означает переход его в такое состояние, которое не может быть нарушено никакими последующими изменениями на входах, как бы они ни противоречили созданной в гомеостате модели экзистенциальной ситуации. Молитвы могут не быть “услышаны”, переселение душ может быть опровергнуто указанием на внутреннюю логическую противоречивость этого явления, тексты священных книг могут содержать очевидную ложь (в эмпирическом смысле слова), но все эти факты не колеблют веры. О тех, кто под влиянием этих фактов утратил веру, теолог, разумеется, скажет, что у них была “малая” или “бедная” вера, ибо истинная вера как раз в том и состоит, что ее не могут опровергнуть никакие последующие изменения на входах гомеостата». Станислав Лем, «Экспериментальная метафизика».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?