Привычка жить в дебет

Исследование MasterIndex было впервые проведено в Казахстане компанией MasterCard. Более половины жителей Алматы и Астаны пользуются хотя бы одной дебетной карточкой

Привычка жить в дебет

Осенью 2012 года в Казахстане впервые было проведено исследование MasterIndex. Такие исследования регулярно проводятся по заказу компании MasterCard в различных странах, чтобы определить привычки в использовании пластиковых карточек, мотивацию и препятствия. По данным исследования, в кошельке у более чем половины жителей крупных городов Казахстана есть хотя бы одна дебетная карточка, в то время как кредитные карточки есть только у 14% опрошенных.

«Исследование MasterIndex отображает текущее состояние платежных систем в Казахстане. Как мы видим, наличная оплата по-прежнему лидирует; но исследование желаний и мотивации пользователей позволяет нам говорить, что все больше жителей Казахстана начинают ценить безопасность и удобство платежных карточек, и мы направим усилия на то, чтобы обеспечить возможности для использования платежных карточки в тех местах, где их еще не принимают. MasterIndex проводится во многих странах и мы видим, что есть обратная корреляция между объемом наличных платежей и экономическим развитием страны. Использование платежных карточек делает всю экономическую систему более прозрачной, а платежи с их использованием являются более безопасными и простыми. Степень использования карточных платежей казахстанцами отстает от показателей более развитых стран, но, внедряя инновационные решения и используя лучший опыт, мы можем быстро изменить эту ситуацию. MasterCard работает над тем, чтобы стал возможен «мир без наличных», сказал Геният Исин, менеджер представительства MasterCard в Казахстане.

Основные результаты исследования:

Дебетные карточки лидируют

Более половины населения Алматы и Астаны владеют банковскими карточками, и большинство из этих карточек относятся к  дебетным (83% пользователей карточек).

Основные причины выбора карточек

Казахстанцы, у которых уже есть платежные карточки, среди основных причин владения карточкой определенного банка назвали существование счета в этом банке (банковского, зарплатного или пенсионного), выбор эмиссионного банка и рекомендации близких людей. Для тех, у кого еще нет карточек, важны низкая стоимость услуг банка, дополнительные возможности, доступные с карточкой, и наличие существующего счета.  Уровень принятия карточек (POS-терминалами, банкоматами и точками продаж) является главным фактором, влияющим на выбор бренда карты

Преимущества карточек и привычки использования

Самыми важными преимуществами платежных карточек являются удобство осуществления финансовых операций, безопасность по сравнению с использованием наличных и контроль расходов. Чаще всего карточки используются 1-3 раза в месяц и в основном для снятия наличных. Наличные по-прежнему остаются основным методом оплаты как для пользователей карточек, так и для тех, у кого карточек нет, в пределах суммы до 100 000 KZT. Даже путешествующие за границу казахстанцы (16%) в основном используют за рубежом наличные деньги.

Ожидания

Владельцы платежных карточек хотели бы использовать их в большем количестве ресторанов/кафе, кинотеатров и театров, в государственных учреждениях, базарах, общественном транспорте, медицинских учреждениях и др. Скидки, беспроцентные рассрочки и программы лояльности – это основные три инициативы, которые будут стимулировать использование платежных карточек. Больше всего респонденты хотели бы получать скидки за использование платежных карточек в сетях супермаркетов и магазинов одежды. Самые предпочитаемые VIP-услуги: скидки в магазинах всемирно известных брендов, высокий кредитный лимит и вознаграждения (например, бонусные мили авиалиний).

Предпочитаемый способ получения карточки

Почти 55% опрошенных предпочитают получать моментальные карточки в отделениях банков, в то время как почти 40% хотели бы иметь возможность доставки «новых» карточек на домашний или рабочий адрес.

Онлайн шопинг и платежи

20% владельцев карточек заявили, что используют для покупок онлайн в основном дебетные карточки. Они необходимы для совершения покупок в зарубежных онлайн-магазинах, которые являются наиболее предпочитаемыми онлайн-продавцами.

Мобильные и бесконтактные платежи

Среди предпочитаемых устройств для возможного проведения бесконтактных платежей, помимо карточек, основным выбором является мобильный телефон (68%). Более всего  опрошенные хотели бы использовать бесконтактную мобильную оплату в магазинах и супермаркетах, в аптеках (33%), на заправках (33%) и в общественном транспорте (33%). Казахстанцы, особенно молодые, хотят с помощью мобильных платежей оплачивать услуги мобильной связи, осуществлять денежные переводы другим пользователям и оплачивать скачивание музыки.

Исследование MasterIndex было проведено посредством 500 интервью с местным населением Алматы и Астаны.  77% интервью были проведены с пользователями платежных карточек, а 23% - с людьми, которые не пользуются платежными карточками. Такой подход позволяет определить мотивацию и препятствия при использовании платежных карточек. Целевая аудитория исследования – мужчины и женщины в возрасте 18-64 лет.

Об исследовании MasterIndex

MasterIndex является важным и надежным источником информации о платежных системах. Исследования проводятся компанией MasterCard во многих странах Европы уже на протяжении 15 лет. Данные исследований позволяют партнерам MasterCard разрабатывать уникальные платежные программы для потребителей.

О компании MasterCard

MasterCard (NYSE: MA) — глобальная компания, работающая в области платежей и технологий. Она управляет самой быстрой в мире сетью обработки платежей, которая соединяет потребителей, финансовые институты, торговые организации, правительственные и деловые структуры более чем в 210 странах и территориях. Продукты и решения MasterCard позволяют проще, безопаснее и эффективнее решать повседневные задачи: например, делать покупки, путешествовать, вести бизнес и управлять финансами.Узнайте больше на сайте www.mastercard.com.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее