Привычка жить в дебет

Исследование MasterIndex было впервые проведено в Казахстане компанией MasterCard. Более половины жителей Алматы и Астаны пользуются хотя бы одной дебетной карточкой

Привычка жить в дебет

Осенью 2012 года в Казахстане впервые было проведено исследование MasterIndex. Такие исследования регулярно проводятся по заказу компании MasterCard в различных странах, чтобы определить привычки в использовании пластиковых карточек, мотивацию и препятствия. По данным исследования, в кошельке у более чем половины жителей крупных городов Казахстана есть хотя бы одна дебетная карточка, в то время как кредитные карточки есть только у 14% опрошенных.

«Исследование MasterIndex отображает текущее состояние платежных систем в Казахстане. Как мы видим, наличная оплата по-прежнему лидирует; но исследование желаний и мотивации пользователей позволяет нам говорить, что все больше жителей Казахстана начинают ценить безопасность и удобство платежных карточек, и мы направим усилия на то, чтобы обеспечить возможности для использования платежных карточки в тех местах, где их еще не принимают. MasterIndex проводится во многих странах и мы видим, что есть обратная корреляция между объемом наличных платежей и экономическим развитием страны. Использование платежных карточек делает всю экономическую систему более прозрачной, а платежи с их использованием являются более безопасными и простыми. Степень использования карточных платежей казахстанцами отстает от показателей более развитых стран, но, внедряя инновационные решения и используя лучший опыт, мы можем быстро изменить эту ситуацию. MasterCard работает над тем, чтобы стал возможен «мир без наличных», сказал Геният Исин, менеджер представительства MasterCard в Казахстане.

Основные результаты исследования:

Дебетные карточки лидируют

Более половины населения Алматы и Астаны владеют банковскими карточками, и большинство из этих карточек относятся к  дебетным (83% пользователей карточек).

Основные причины выбора карточек

Казахстанцы, у которых уже есть платежные карточки, среди основных причин владения карточкой определенного банка назвали существование счета в этом банке (банковского, зарплатного или пенсионного), выбор эмиссионного банка и рекомендации близких людей. Для тех, у кого еще нет карточек, важны низкая стоимость услуг банка, дополнительные возможности, доступные с карточкой, и наличие существующего счета.  Уровень принятия карточек (POS-терминалами, банкоматами и точками продаж) является главным фактором, влияющим на выбор бренда карты

Преимущества карточек и привычки использования

Самыми важными преимуществами платежных карточек являются удобство осуществления финансовых операций, безопасность по сравнению с использованием наличных и контроль расходов. Чаще всего карточки используются 1-3 раза в месяц и в основном для снятия наличных. Наличные по-прежнему остаются основным методом оплаты как для пользователей карточек, так и для тех, у кого карточек нет, в пределах суммы до 100 000 KZT. Даже путешествующие за границу казахстанцы (16%) в основном используют за рубежом наличные деньги.

Ожидания

Владельцы платежных карточек хотели бы использовать их в большем количестве ресторанов/кафе, кинотеатров и театров, в государственных учреждениях, базарах, общественном транспорте, медицинских учреждениях и др. Скидки, беспроцентные рассрочки и программы лояльности – это основные три инициативы, которые будут стимулировать использование платежных карточек. Больше всего респонденты хотели бы получать скидки за использование платежных карточек в сетях супермаркетов и магазинов одежды. Самые предпочитаемые VIP-услуги: скидки в магазинах всемирно известных брендов, высокий кредитный лимит и вознаграждения (например, бонусные мили авиалиний).

Предпочитаемый способ получения карточки

Почти 55% опрошенных предпочитают получать моментальные карточки в отделениях банков, в то время как почти 40% хотели бы иметь возможность доставки «новых» карточек на домашний или рабочий адрес.

Онлайн шопинг и платежи

20% владельцев карточек заявили, что используют для покупок онлайн в основном дебетные карточки. Они необходимы для совершения покупок в зарубежных онлайн-магазинах, которые являются наиболее предпочитаемыми онлайн-продавцами.

Мобильные и бесконтактные платежи

Среди предпочитаемых устройств для возможного проведения бесконтактных платежей, помимо карточек, основным выбором является мобильный телефон (68%). Более всего  опрошенные хотели бы использовать бесконтактную мобильную оплату в магазинах и супермаркетах, в аптеках (33%), на заправках (33%) и в общественном транспорте (33%). Казахстанцы, особенно молодые, хотят с помощью мобильных платежей оплачивать услуги мобильной связи, осуществлять денежные переводы другим пользователям и оплачивать скачивание музыки.

Исследование MasterIndex было проведено посредством 500 интервью с местным населением Алматы и Астаны.  77% интервью были проведены с пользователями платежных карточек, а 23% - с людьми, которые не пользуются платежными карточками. Такой подход позволяет определить мотивацию и препятствия при использовании платежных карточек. Целевая аудитория исследования – мужчины и женщины в возрасте 18-64 лет.

Об исследовании MasterIndex

MasterIndex является важным и надежным источником информации о платежных системах. Исследования проводятся компанией MasterCard во многих странах Европы уже на протяжении 15 лет. Данные исследований позволяют партнерам MasterCard разрабатывать уникальные платежные программы для потребителей.

О компании MasterCard

MasterCard (NYSE: MA) — глобальная компания, работающая в области платежей и технологий. Она управляет самой быстрой в мире сетью обработки платежей, которая соединяет потребителей, финансовые институты, торговые организации, правительственные и деловые структуры более чем в 210 странах и территориях. Продукты и решения MasterCard позволяют проще, безопаснее и эффективнее решать повседневные задачи: например, делать покупки, путешествовать, вести бизнес и управлять финансами.Узнайте больше на сайте www.mastercard.com.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики