Жесты жезтырнаков

На сцене театра им. Абая состоялась премьера балета «Жезтырнак». Постановку представил театр современного танца «Самрук»

Жесты жезтырнаков

Как сказано в рекламной аннотации, в основу балета легли мотивы тюркской мифологии, конфликт и примирение людей с фантастическими существами жезтырнаками: «В ткани балета переплетаются метафорическая борьба Света и Ночи и современная пластика, философские вопросы и экспрессивная хореография. Борьба людей и жезтырнаков не может закончиться чьей-то победой, потому что когда-то они были единым существом, великим в своем могуществе». Несмотря на многообещающее привью, была разочарована не только хореографией (ее поставила руководитель театра Гульнара Адамова), но и спектаклем в целом, которому было далеко от интеллектуальной патетики приведенных выше слов — современной пластики и философских вопросов.

С самого начала сложилось ощущение детского утренника, начиная со сценографии, раскрашенного папье-маше леса, клубов густого дыма и цирковой иллюминации и заканчивая костюмами персонажей: если охотник — то с луком и повязкой, если жезтырнак — то в раскрашенном трико, с растрепанными волосами. Жезтырнаки по либретто — существа с медными когтями. Поэтому и на сцене танцоры щеголяли ярко-красным когтеобразным маникюром, что выглядело довольно нелепо. Главному же жезтырнаку, с дредами на голове, явно мешал двигаться длинный плащ, символизирующий не то таинственность, не то мафиозность. Но это, так сказать, детали, самое главное — что о современной хореографии ни режиссер-постановщик, ни танцоры представления не имеют. Движения и их пластика соответствовали формуле «штамп на штампе штампом погоняет». Невольно возникал вопрос: интересуются ли в «Самруке» современным танцем? От хореографии явно веяло самодеятельным эстрадным прошлым. Так могли танцевать и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад. И даже дело не в сроках давности: классический балет уже давно остается неизменным, но за ним всегда следишь с восхищением и замиранием сердца. Танец должен притягивать, завораживать и быть неожиданным. От предложенного же зрелища возникали чувства неловкости и досады. Музыка к балету тоже не отличалась оригинальностью и звучностью. Проигрывалась она в записи и вполне соответствовала духу хореографии.

Неясен был и месседж произведения. Автор либретто, заслуженный деятель РК Голым Доскен, предложил архаическую историю о вражде и воссоединении двух типов существ, но в какой-то малоартикулированной сюжетной форме. И хотя балет вызывал ассоциации с детским утренником, детям переварить такое было не под силу. Ребенок на заднем ряду мучился вслух одним и тем же вопросом: это кто, а то кто? Сюжет, изложенный в программке к спектаклю в двух действиях, не облегчал понимания, а скорее затруднял его. Он заставил поинтересоваться отечественной мифологией. Мнения немногочисленных источников в интернете расходились: жезтырнаков назвали то оборотнями, то вампирами, то демоническими существами в женском обличье. В одном наблюдалось согласие — что эти представители темных сил явно враждебны человеку. Но нынче в моде мирить непримиримые силы, менять лево и право, верх и низ местами, а также, так сказать, тусовать добро со злом — но это уже высший пилотаж.

По либретто в конце балетной истории остаются двое — человеческий юноша и неописуемой красоты девушка-жезтырнак. За ними будущее — как людей, так и чудовищ. В общем, чем не киносага а-ля «Сумерки»? Понять происходящее на сцене, а также причину интереса к подобной тематике без этого бекграунда было бы трудно. Благодаря голливудской истории о любви человеческой девушки и юноши-вампира соотечественникам есть чем гордиться в родной мифологии. «ЖЕЗТЫРНАК. какой завораживающий персонаж! обычно это молодая девушка. очень красивая. людоедка — звучит грубо, конечно), но вот назвать ее вампиром, то сразу образ наполняется таинственным ужасом. ни у кого из наших соседей нет такого персонажа. но вот раскрывается ли он в современных сказках, литературе, живописи? современные дети уже не знают этот персонаж, жаль, что самый популярный и единственный бренд сказок — алдар косе.) …кажется был поставлен балет когда-то «жезтырнак» и …все. …неужели и все?»* — написал один из пользователей на странице фейсбука. Пост получил одобрительные отклики и комментарии. Оказывается, что и сценарий фильма про жезтырнаков уже придуман, дело за малым — его снять. Так что ожидайте: на подходе наш отечественный продукт с элементами фэнтези и экшен. И не важно, если он по уровню и качеству далеко не уйдет от балета, главное — у нас будет своя отечественная история про своих собственных вампиров.

Сказать, что мы совсем не видим современного танца на отечественной сцене, было бы неправдой. Например, балет «Роден», недавно поставленный в астанинском театре оперы и балета петербуржцем Борисом Эйфманом — вполне достойная веха в современной хореографии. Главное — избавиться от культмассовых штампов в сознании, которые ассоциируются с современностью и искусством. Откопать собственных чудовищ и вывести их на театральную сцену — еще не значит сказать современным языком о современности. Современность и авторство проявляются не в этом. Но пока нам остается гордиться жезтырнаками, а не талантливыми танцорами и хореографами.

*Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее