Жесты жезтырнаков

На сцене театра им. Абая состоялась премьера балета «Жезтырнак». Постановку представил театр современного танца «Самрук»

Жесты жезтырнаков

Как сказано в рекламной аннотации, в основу балета легли мотивы тюркской мифологии, конфликт и примирение людей с фантастическими существами жезтырнаками: «В ткани балета переплетаются метафорическая борьба Света и Ночи и современная пластика, философские вопросы и экспрессивная хореография. Борьба людей и жезтырнаков не может закончиться чьей-то победой, потому что когда-то они были единым существом, великим в своем могуществе». Несмотря на многообещающее привью, была разочарована не только хореографией (ее поставила руководитель театра Гульнара Адамова), но и спектаклем в целом, которому было далеко от интеллектуальной патетики приведенных выше слов — современной пластики и философских вопросов.

С самого начала сложилось ощущение детского утренника, начиная со сценографии, раскрашенного папье-маше леса, клубов густого дыма и цирковой иллюминации и заканчивая костюмами персонажей: если охотник — то с луком и повязкой, если жезтырнак — то в раскрашенном трико, с растрепанными волосами. Жезтырнаки по либретто — существа с медными когтями. Поэтому и на сцене танцоры щеголяли ярко-красным когтеобразным маникюром, что выглядело довольно нелепо. Главному же жезтырнаку, с дредами на голове, явно мешал двигаться длинный плащ, символизирующий не то таинственность, не то мафиозность. Но это, так сказать, детали, самое главное — что о современной хореографии ни режиссер-постановщик, ни танцоры представления не имеют. Движения и их пластика соответствовали формуле «штамп на штампе штампом погоняет». Невольно возникал вопрос: интересуются ли в «Самруке» современным танцем? От хореографии явно веяло самодеятельным эстрадным прошлым. Так могли танцевать и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад. И даже дело не в сроках давности: классический балет уже давно остается неизменным, но за ним всегда следишь с восхищением и замиранием сердца. Танец должен притягивать, завораживать и быть неожиданным. От предложенного же зрелища возникали чувства неловкости и досады. Музыка к балету тоже не отличалась оригинальностью и звучностью. Проигрывалась она в записи и вполне соответствовала духу хореографии.

Неясен был и месседж произведения. Автор либретто, заслуженный деятель РК Голым Доскен, предложил архаическую историю о вражде и воссоединении двух типов существ, но в какой-то малоартикулированной сюжетной форме. И хотя балет вызывал ассоциации с детским утренником, детям переварить такое было не под силу. Ребенок на заднем ряду мучился вслух одним и тем же вопросом: это кто, а то кто? Сюжет, изложенный в программке к спектаклю в двух действиях, не облегчал понимания, а скорее затруднял его. Он заставил поинтересоваться отечественной мифологией. Мнения немногочисленных источников в интернете расходились: жезтырнаков назвали то оборотнями, то вампирами, то демоническими существами в женском обличье. В одном наблюдалось согласие — что эти представители темных сил явно враждебны человеку. Но нынче в моде мирить непримиримые силы, менять лево и право, верх и низ местами, а также, так сказать, тусовать добро со злом — но это уже высший пилотаж.

По либретто в конце балетной истории остаются двое — человеческий юноша и неописуемой красоты девушка-жезтырнак. За ними будущее — как людей, так и чудовищ. В общем, чем не киносага а-ля «Сумерки»? Понять происходящее на сцене, а также причину интереса к подобной тематике без этого бекграунда было бы трудно. Благодаря голливудской истории о любви человеческой девушки и юноши-вампира соотечественникам есть чем гордиться в родной мифологии. «ЖЕЗТЫРНАК. какой завораживающий персонаж! обычно это молодая девушка. очень красивая. людоедка — звучит грубо, конечно), но вот назвать ее вампиром, то сразу образ наполняется таинственным ужасом. ни у кого из наших соседей нет такого персонажа. но вот раскрывается ли он в современных сказках, литературе, живописи? современные дети уже не знают этот персонаж, жаль, что самый популярный и единственный бренд сказок — алдар косе.) …кажется был поставлен балет когда-то «жезтырнак» и …все. …неужели и все?»* — написал один из пользователей на странице фейсбука. Пост получил одобрительные отклики и комментарии. Оказывается, что и сценарий фильма про жезтырнаков уже придуман, дело за малым — его снять. Так что ожидайте: на подходе наш отечественный продукт с элементами фэнтези и экшен. И не важно, если он по уровню и качеству далеко не уйдет от балета, главное — у нас будет своя отечественная история про своих собственных вампиров.

Сказать, что мы совсем не видим современного танца на отечественной сцене, было бы неправдой. Например, балет «Роден», недавно поставленный в астанинском театре оперы и балета петербуржцем Борисом Эйфманом — вполне достойная веха в современной хореографии. Главное — избавиться от культмассовых штампов в сознании, которые ассоциируются с современностью и искусством. Откопать собственных чудовищ и вывести их на театральную сцену — еще не значит сказать современным языком о современности. Современность и авторство проявляются не в этом. Но пока нам остается гордиться жезтырнаками, а не талантливыми танцорами и хореографами.

*Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности