Первый ГПФИИР комом

Первая пятилетка индустриализации в Казахстане, к сожалению, не родила революционных прорывных проектов

Первый ГПФИИР комом

Как констатировал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, реализация первой пятилетки госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) не позволила существенно преобразовать структуру экономики. «Замедлился рост обрабатывающей промышленности. Ее удельный вес в структуре ВВП снизился с 11,3% в 2010 году до 10,9% в 2013 году. Эксперты отмечают снижение несырьевой доли экспорта страны с 30 до 20%. Это притом что добывающая промышленность значительно не росла»,— сказал Назарбаев в минувшую среду на совещании, посвященном ГПФИИР. По его словам, мы не смогли создать критическую массу успешных индустриальных проектов, основанных на инновациях, современных технологиях,— таких проектов, которые послужили бы стартовой площадкой для индустриальной революции.

«За исключением некоторых. Хорошо развивается машиностроительная отрасль, химическая промышленность есть, а по остальным нужно еще работать»,— отметил глава государства. Также он добавил, что в программу включались проекты, не имеющие отношения к индустриализации, а именно часть проектов, входящих в сферу сырьевых. Всего в рамках Карты индустриализации за последние четыре года был введен в эксплуатацию 21 проект и создано около двух тысяч постоянных рабочих мест.

«Наша задача — строить обрабатывающую промышленность. Мы сейчас наблюдаем замедление экономического роста. Вопросами индустриализации должны заниматься все. Не один Исекешев, а все правительство, до акимов районов, бизнес-структур. Всем нам этим надо заниматься. Все правительство должно отчитываться по своей работе»,— строго заметил Нурсултан Назарбаев.

Приглашаем МСБ

По информации министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, на контроле правительства 48 проектов, часть из которых переходит во вторую пятилетку. «По итогам первой пятилетки будет реализовано 15 республиканских проектов на сумму 514 млрд тенге (3 млрд долларов)»,— сообщил он, выступая с докладом на совещании по ГПФИИР. Таким образом, основная часть республиканских проектов перейдет во вторую пятилетку — 33 проекта на сумму 8 трлн тенге (42 млрд долларов).

Более 90% инвестиций на реализацию ГПФИИР-2, 6 трлн тенге из 6,6 трлн тенге, планируется привлечь за счет квазигосударственного и частного сектора. «Бюджетное финансирование составит порядка 650 млрд тенге, в том числе за счет выделенных в рамках нацфонда 1 трлн тенге»,— сообщил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, передает BNews.kz. По его словам, будет реализован подход «финансового рычага», предусматривающий привлечение на каждый тенге государственных инвестиций 4 тенге частных инвестиций. На реализацию ГПФИИР с 2010 по 2013 год было выделено порядка 3,7 трлн тенге, привлечено более 2,4 трлн тенге частных инвестиций.

В целом программу ФИИР-2 решено сфокусировать на шести приоритетных отраслях. Особое внимание обращено на опережающее развитие транспортной, индустриальной и энергетической инфраструктуры. Упор будет сделан не только на диверсификацию самих отраслей, но и на диверсификацию торговых партнеров и номенклатуры товаров и услуг при экспорте. «Для второй пятилетки разработан широкий инструментарий финансовой поддержки промышленных компаний и частного сектора в целом, включающий оздоровление банковского сектора, активное привлечение новых инвестиций и расширение механизмов государственно-частного партнерства. Законодательная база уже готова. Со второй половины текущего года будет начата активная работа с целевыми иностранными инвесторами и международными финансовыми организациями, которые готовы софинансировать объекты»,— пояснил Ерболат Досаев.

Запланировано широкое участие частного бизнеса, в том числе малого и среднего, в реализации второй пятилетки индустриализации. «В этих целях проводится работа по кардинальному совершенствованию механизмов поддержки МСБ, улучшению делового климата»,— отметил министр экономики и бюджетного планирования. С учетом высказанной главой государства ранее критики, в целях скоординированности деятельности госорганов и местных исполнительных органов, концентрации ресурсов на приоритетных секторах и рационального размещения производств с 2015 года схема рационального размещения производственных мощностей будет интегрирована в Генеральную схему организации территории до 2030 года. «В результате новая программа будет четко увязана с региональной спецификой, где для каждого региона будет определена своя экономическая специализация, что позволит избежать дублирования проектов, обеспечит эффективное размещение производств по территории страны, а также укрепит производственную кооперацию между регионами»,— резюмировал г-н Досаев.

Рост при падении

Предварительные экономические итоги реализации ГПФИИР, по информации министра экономики: с учетом среднегодовых темпов роста экономики в 6,4% обеспечен рост реального ВВП на 30% по итогам 2013 года к базе 2008 года. В номинальном же выражении за указанный период произошло удвоение ВВП до 34,1 трлн тенге в 2013 году. По итогам 2013 года производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,6 раза по сравнению с 2008 годом. «Такой рост производительности труда достигнут благодаря таким отраслям, как железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, фармацевтика и химия»,— отметил министр экономики.

За последние 5 лет, продолжил он, реальный прирост в обрабатывающей промышленности составил 24,5%, в горнодобывающей — 21,1%. Несмотря на то что обрабатывающая промышленность росла опережающими темпами в среднем ежегодно на 6,4%, а горнодобывающая на 3%, доля «обработки» в ВВП сократилась с 11,8% в 2008 году до 10,7% в 2013 году. На ее сокращение в первую очередь повлияли увеличение номинального объема ВВП, высокие темпы роста сферы услуг и увеличение цен на энергоносители. Так, за этот период мировые цены на нефть увеличились на 11,5%.

По данным Ерболата Досаева, доля сферы услуг в ВВП в 2013 году выросла до 53,2%. Данные факторы также негативно сказались и на снижении объемов несырьевого экспорта на 2,7%: с 20 млрд долларов в 2008 году до 19,5 млрд долларов в 2013 году, что привело также к снижению доли несырьевого экспорта.

Если бы да кабы

По мнению главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Вячеслава Додонова, причин того, что ГПФИИР не оправдала ожиданий, несколько. Во-первых, для того чтобы произошли существенные сдвиги в структуре ВВП и промышленного производства, выражающиеся в существенном росте доли обрабатывающей промышленности, необходимы очень масштабные проекты, которых в эти годы просто не было. Во-вторых, нужно, чтобы обрабатывающая промышленность развивалась опережающими темпами. То есть быстрее, чем другие отрасли, что и позволило бы увеличить ее долю в структуре ВВП. Этого тоже не произошло, другие сферы экономики росли быстрее в номинальном выражении. В-третьих, период действия ГПФИИР недостаточно продолжителен. Трудно ожидать, что за 4 года можно радикально изменить структуру экономики. «Чтобы поставленные цели были достигнуты, программа должна была быть более «концентрированной», направленной на реализацию четких и конкретных целей только и исключительно в передовых отраслях. А не «размазана тонким слоем» на множество проектов, большинство  которых не только не относятся к передовым отраслям, но даже не являются промышленными»,— сказал он «ЭК».

Кроме того, продолжает г-н Додонов, можно отметить, что даже если бы изначальные целевые ориентиры были достигнуты, в частности была бы увеличена та же доля обрабатывающей промышленности в ВВП до 12,5%, это не было бы существенным улучшением структуры казахстанской экономики. «Такая доля у обрабатывающей промышленности была совсем недавно — еще в 2004 году, но и тогда структуру нашей экономики трудно было назвать прогрессивной. Надо также понимать, что и доля обрабатывающей промышленности недостаточно показательна для целей реальной модернизации экономики и подвержена сильному влиянию внешних факторов. Поскольку порядка 45% ее объема приходится на металлургию — отрасль, производящую по сути то же сырье и сильно зависящую от цен на мировых рынках»,— признает г-н Додонов.

При существующей структуре казахстанской промышленности, отмечает эксперт, такие индикаторы, как доля обрабатывающей промышленности в ВВП, вообще не могут быть надежными показателями процессов модернизации. Дело в том, что стоимостные объемы промышленного производства в добывающей и обрабатывающей промышленности процентов на 75 определяются конъюнктурой мировых рынков нефти и металлов. «Если бы на рынках сегодня был другой расклад — нефть была бы подешевле, а промышленные металлы подороже, цели ГПФИИР в части достижения целевого индикатора по доле обрабатывающей промышленности могли бы быть достигнуты и даже перевыполнены при той же, по сути, структуре экономики. Если мы хотим реального изменения структуры экономики в пользу передовых отраслей, нужны другие подходы к разработке программ модернизации»,— считает главный научный сотрудник КИСИ.

Исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана и советник председателя Национального банка РК Олжас Худайбергенов называет три основные причины того, что первый ГПФИИР не дал революционных проектов. «Во-первых, это отсутствие длинных денег в экономике, без которых в принципе невозможны серьезная модернизация и рост обрабатывающей промышленности. Во-вторых, даже заявленная в бюджете сумма в 1,2 трлн тенге для финансирования индустриализации разошлась по другим статьям, оставив ГПФИИР лишь 35–50 млрд тенге ежегодно, что составляет около 5% от необходимой суммы. В-третьих, это неэффективная система госуправления. Тут достаточно проблем, которые не дают достигать поставленных целей»,— сказал он «Эксперту Казахстан». Будем надеяться, что вторая пятилетка ГПФИИР начнется без этих проблем.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?