Практика скольжения

Казахстанская компания Mega Ice, которая строит катки и управляет ими, расширяет свое присутствие в республике и активно осваивает зарубежные рынки

Практика скольжения

Катки в торгово-развлекательных центрах MEGA Алматы, Шымкента и Актобе, ТРЦ AKTAU, ледовая арена LUXOR (Алматы), каток в ТРК LETO (Санкт-Петербург) построены, обслуживаются и управляются компанией Mega Ice. А в прошлом году Mega Ice получила в управление еще и каток «Медео». Ситуация не самая стандартная: например, в соседней России катки в ТРЦ в основном находятся в ведении собственников торговых центров, поскольку профессиональных операторов практически нет. Поэтому не только для Mega Ice интересен рынок России, но и россиянам интересен опыт казахстанского оператора сети ледовых катков: так, сейчас обсуждается вариант передачи Mega Ice управления катками российской сети MEGA IKEA.

Впервые на льду

Генеральный директор Mega Ice Ерлан Умбетов признается: даже и предположить не мог, что его так затянет постройка бизнеса на льду. Имея опыт работы в зерновой индустрии и нефтянке, он получил предложение взять на себя работу с катком в только открывающемся ТРЦ MEGA Alma-Ata. «Я на тот момент работал в нефтяной компании и решил: возьму параллельно с основной деятельностью — посмотрим, пойдет дело или не пойдет. В 2006 году мы его запустили, мои первоначальные вложения составили около 20 тысяч долларов. Тогда это был самый большой торговый центр, и народ шел не останавливаясь»,— рассказывает генеральный директор Mega Ice. Уже на следующий год Ерлану Умбетову пришлось выбирать между основной работой и развитием своего бизнеса — в 2007 году Mega Ice открыла каток в Шымкенте. «Требовались уже ледово-заливочные машины, обслуживание этих машин, обслуживание холодильных агрегатов, нужно было набирать персонал, вникать в технические детали, организовывать сам сервис»,— вспоминает г-н Умбетов. Тогда же, в 2007–2008 годах, в деятельности компании появилось и такое направление, как непосредственно строительство ледовых арен: строители торговых центров не слишком разбираются в сооружении ледовых катков. Mega Ice вышла на производителей оборудования из Германии, Австрии, Италии, Голландии, ставших впоследствии партнерами компании, начала это оборудование завозить. В компании появились специалисты по монтажу, по покраске льда; около 20 человек в штате Mega Ice занимались непосредственно строительством. Число построенных катков росло с каждым годом: мобильная ледовая арена возле цирка (открытая в декабре 2007 года, простояла 4 года, хотя планировалось, что этот каток отработает только сезон), каток в MEGA Актобе, ледовый каток в Талгаре (был построен в очень сжатые сроки, за 3 месяца), ледовая арена LUXOR, каток в ТРЦ AKTAU. «Штат компании расширялся — на данный момент он составляет более 160 человек. Даже кризис 2007–2009 годов обошел нас стороной. Все-таки у нас нетипичный бизнес, плюс это развлечение не такое дорогое, как, например, ресторан. Развлечение интересно, когда оно доступное»,— объясняет Ерлан Умбетов активное развитие компании. В 2009 году в Mega Ice уже понимали, что дальнейшее развитие бизнеса связано не только с казахстанским рынком, и осенью 2009 года казахстанский оператор ледовых катков подписал договор с торгово-развлекательным центром LETO в Санкт-Петербурге. Проект затянулся: в Mega Ice, вложив 80 тысяч евро в качестве обеспечительного взноса, три года ждали, пока торговый центр откроется. Из-за проблем с финансированием LETO начал работать только в 2013 году. Тем не менее каток под брендом Mega Ice сейчас функционирует в комплексе на Пулковском шоссе, а вот сотрудничество с краснодарским ТЦ Oz mаll сложилось менее удачно. «В 2011 году мы зашли туда, почти год там работали. Когда бизнес был поставлен, нам сказали: «Ребята, вы все хорошо сделали, но пора уходить — потому что так собственник хочет». Не прямым текстом, конечно, завуалированно. И мы ушли»,— вспоминает Ерлан Умбетов.

В Mega Ice уверены: рынок катков в ближайшие годы в РК, а особенно в Алматы, будет только расширяться. Чем больше катков откроется — тем больше людей придет туда кататься

Работы у Mega Ice хватало: в начале 2012 года на запасном поле Центрального стадиона Алматы за 25 дней был уложен ледовый каток размером 100 на 70 метров для чемпионата мира по бенди (хоккею с мячом), а в конце 2012-го был открыт мобильный ледовый каток на 1000 кв. метров возле Дворца Республики. В следующем году Mega Ice поставила мобильный каток и в Питере. Тогда же, в 2013 году, казахстанцы подписали соглашение о сотрудничестве с украинским ТРЦ Respublika — там должна была быть построена ледовая арена площадью 1200 кв. метров с 35-метровой горкой, однако пока что из-за известных событий на Украине реализация этого проекта откладывается. Сейчас Mega Ice на стадии подписания договора с ТЦ «Авиапарк» в Москве, открывать ледовый каток там казахстанская компания планирует в середине декабря.

Стоит каток построить

Если большой мобильный каток, сделанный для чемпионата мира по бенди, по завершении соревнований был разобран — часть его отправилась обратно в Голландию, а часть осталась в распоряжении Mega Ice,— то с ледовыми площадками в торгово-развлекательных комплексах так же просто разобраться не получится. Поэтому вопрос, кто будет инвестировать в строительство катка — арендодатель, то есть торговый центр, или оператор-арендатор, для Mega Ice — один из самых актуальных. Например, в украинском проекте предполагались казахстанские инвестиции: ТРЦ Respublika только выделял территорию, а строительством, монтажом, установкой холодильных агрегатов и прочим должна была заниматься компания из РК. «Каток — это не стул, который сегодня поставил, а завтра убрал. Если мы что-то ставим в огромный торговый центр, то понятно, что в случае чего это оборудование будет очень сложно вывезти. Поэтому мы все же стараемся выбирать вариант, когда большая часть инвестиций в оборудование — это средства заказчика, арендодателя. Все-таки наши риски больше, особенно если мы работаем с компаниями за рубежом. Вот наглядный пример Краснодара, но там мы, к счастью, не вкладывались в оборудование», — объясняет Ерлан Умбетов.

Инвестиции в украинский проект катка с горкой оценивались более чем в 1,2 млн евро. По мнению генерального директора Mega Ice, в среднем стоимость строительства катка «под ключ» на 1000 кв. метров в торговом центре обойдется в 1,1 млн евро — включая все оборудование, его подключение, коньки и дополнительные приспособления типа котиков и пингвинов. С учетом интенсивности эксплуатации последние выбирают больше по качеству, чем цене. «На каждый объект необходимо по 500 пар коньков. Каждая пара при оптовой закупке по 10 тыс. тенге — получается 5 млн тенге. Пингвины стоят около 70 тыс. тенге. Мы не берем те, что российского производства, берем австрийского, голландского — их надолго хватает. Купленные пять лет назад до сих пор используются. Хотя все равно планируем обновлять парк и в этом году закупим 100 новых котиков»,— делится планами Ерлан Умбетов.

Главная статья расходов уже работающего катка — электричество. Каток площадью 1000 кв. метров съедает примерно полмиллиона тенге в месяц. Месячный расход воды — около 20 кубометров. Если качество воды оставляет желать лучшего, то на катке приходится устанавливать очистные сооружения, стоимость которых около 80 тысяч евро. Если в Алматы и Шымкенте очистка воды не нужна, то в Актау, Актобе и Санкт-Петербурге необходима.

Окупаемость катка во многом зависит от местоположения торгового комплекса и его раскрученности. Если это ТРЦ уровня MEGA Alma-Ata, то вложения в каток отобьются за 5 лет, прикидывает Ерлан Умбетов, добавляя, что это совсем неплохой результат, если учесть, что срок окупаемости, который закладывают для самих торговых центров, — десятилетие. При этом генеральный директор Mega Ice отмечает, что поскольку именно их компания зачастую занимается и строительством, и дальнейшим обслуживанием, и развитием катка в ТЦ, то очень хотелось бы на этапе строительства сократить число посредников. Г-н Умбетов объясняет — посредником в этой ситуации оказывается генподрядчик: «Понятно, что за строительство перечисляют деньги генподрядчику. Генподрядчик заложил 1,5 млн евро на каток. Мы, допустим, построили его за 800 тысяч евро. 700 тыс. евро генподрядчик заработал. А на кого потом идет нагрузка в эти полтора миллиона евро? Правильно, на оператора катка. То есть на нас же. Получается, что я заплатил 700 тысяч евро генподрядчику и еще потом выплачиваю в течение 10 лет эти 1,5 млн евро. Мы бы, конечно, хотели напрямую в таком случае работать с арендодателем. Безусловно, все согласования по нормативам с генподрядчиком останутся, но суммы на строительство будут выделяться реальные. Ведь на рынке 10 компаний, которые поставляют чиллеры, 40 — поставляют насосы, 5 — поставляют ледовые машины. Давайте брать цену из реалий. А то закладываются баснословные суммы, а нагрузка потом ложится на того, кто берет операторство катка».

Дополнительные приспособления для катания повышают интерес со стороны родителей с маленькими детьми

Накатим

При строительстве катка маржа выше, чем при его обслуживании, признает Ерлан Умбетов, но с учетом того что новые катки редко строятся чаще раза в год, операторская деятельность компании необходима. Нередко каток в ТРЦ оказывается якорным развлечением, не приносящим существенной прибыли, а то и убыточным. Но в Mega Ice уверяют: все катки под их управлением — прибыльные предприятия за счет их активной востребованности и правильно организованной деятельности. «Здесь нужно прежде всего понимать, что это сервис, это услуга. Из чего состоит доходность катка? Первое — это качество льда, второе — работа с людьми на массовых катаниях, то есть возможность воспользоваться тем, что придает дополнительный интерес катанию — пингвинами и котиками, и третье — это тренерский и инструкторский состав»,— генеральный директор Mega Ice объясняет, что время на их катках четко расписано, лед не пустует. Для массовых катаний отведено время наплыва посетителей в ТЦ — то есть вечера и выходные дни, все остальное время заполнено тренировками фигуристов, хоккеистов, различными акциями и мероприятиями. И хотя соотношение прибыльности массового катания и секций составляет примерно 7 к 3 (это вполне объяснимо: массовое катание — это и большее количество людей, и аренда коньков и пингвинов), главное — что каток не простаивает без дела. Как показал опыт ледовой арены Luxor, где два года справлялись своими силами, а потом все же отдали каток под управление профессиональному оператору, эффективно использовать время работы такого сооружения удается не всем. Ерлан Умбетов приводит в пример и российскую сеть MEGA IKEA: «Там катки ставили для того, чтобы были, они все неприбыльные, это просто часть инфраструктуры ТЦ. У нас были переговоры о том, чтобы взять их под управление, поработать, но в связи с тем, что эти торговые центры работают уже более 5 лет, на катках уже есть часть оборудования, требующая серьезной реконструкции. Мы предложили: нам дают год бесплатной аренды, но все деньги, полученные с катания за это время, пойдут на развитие. Решение пока не принято». Услуги казахстанского оператора ледовых катков востребованы на российском рынке, поскольку, как говорит генеральный директор Mega Ice, сервиса как такового в России нет. «Если кто-то занимается катком, то только своим, они не занимаются развитием сети, им больше ничего не надо. В результате из Новосибирска, Кемерово, других российских городов с просьбами о выполнении каких-либо работ обращаются к нам, в Казахстан».

Поскольку ледовый каток — технически сложное и требующее постоянного внимания сооружение, в штате Mega Ice есть технические специалисты, которые могут обслуживать как холодильное оборудование, так и ледово-заливочные машины, специалисты по покраске льда. Как следствие, Mega Ice может выполнять специализированные работы не только на катках своей сети. Например, уже четвертый год специалисты компании красят арену ледового дворца «Алау» в Астане. А просьба отремонтировать холодильное оборудование на «Медео» привела к тому, что после успешного ремонта (1 октября при температуре +32 на арене был обещанный лед) высокогорный каток также перешел под управление сетевого оператора.

Сейчас в Mega Ice ведут проекты по строительству четырех катков: в Алматы появятся два ледовых дворца и в каждом из них будет по два катка. Можно с большой долей вероятности предположить, что Mega Ice будет не только строить, но и управлять этими катками. Планируют в компании развивать и направление мобильных катков. «Нас пока акиматы не всегда поддерживают в этом начинании, поэтому планируем этой зимой мобильный каток ставить в районе Шаляпина — Правды, хотя в Москве каток зимой ставят на Красной площади»,— смеется Ерлан Умбетов. В Mega Ice уверены: рынок катков в ближайшие годы в РК, а особенно в Алматы, будет только расширяться. Чем больше катков откроется — тем больше людей придет туда кататься.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?