Родительская книга

Книга для современных родителей, воспитывающих своих любимых отпрысков в реалиях нашего времени. Много советов, много вопросов, есть и любопытные ответы

Некрасова Н.Н., Некрасова З.В. Ты учись, а мы поможем! Дошколенок — младшеклассник. Для родителей и детей от 5 до 10 лет
Некрасова Н.Н., Некрасова З.В. Ты учись, а мы поможем! Дошколенок — младшеклассник. Для родителей и детей от 5 до 10 лет

Мать и дочь (Нина и Заряна Некрасовы) известны всем, кто так или иначе связан с воспитанием детей. Вышла их новая (пятая или шестая по счету) книга по детской педагогике и психологии. Книги Некрасовых, кстати говоря, никогда не повторяются ни тематически, ни в тех идеях, ради которых они пишутся. Совсем не важно, специалисты ли по педагогике или просто талантливые родители подготовили это пособие. Авторы «Дошколенка — младшеклассника» являются и первыми, и вторыми. Книг по педагогике и воспитанию у нас было предостаточно. Советская педагогика была на недосягаемом пьедестале. Еще больше было людей, называющих себя специалистами по детскому воспитанию. В недавние советские годы только в местечковом алма-атинском пединституте одних докторов наук по дошкольной педагогике выпустили штук двадцать. Другой вопрос, где сейчас эти специалисты с их сумбурно-неряшливыми работами, а на каком уровне находится воспитание и обучение в детских садах, начальной школе и частных центрах, мы все хорошо знаем. Где эти остепенные специалисты были и есть, если уже в начальной школе процветает культ начетничества, идеально воплощенный в казахстанской системе тестирования школьных знаний. Но не будем валить все на этих псевдоученых от педагогики. Однако промолчать о переполненных группах бюджетных детских садов, о разбавленной сиропной улыбкой исключительно коммерческой установке владельцев развивающих центров и беби-академий, об обманчивой словесной трескотне школьных педагогов о монтессори-педагогике, вальдорфской методике, тоже было бы грешно. Обозначим очевидное: в ситуации, когда государство повернулось к подрастающему поколению иным местом, остаются родители, могущие и способные преломить ситуацию. Пожалуй, именно для такой категории думающих родителей эта книга. Она весьма реалистична, практична и полностью соответствует всем современным реалиям и умонастроениям детей и взрослых, воспитывающих и воспитуемых.

Действительно, получилась книга о том:

— как настроить ребенка на обучение;
— как полноценно его подготовить;
— как научить ребенка учиться, дружить, самому решать свои проблемы;
— как сделать так, чтобы ребенок не тяготился, а гордился новым статусом ученика;
— как помочь ему понять свои возможности и определиться со своими желаниями.

Предложено это все не раздражающим родителей тоном педагогических «знаек», а современным прагматичным языком.

Если всерьез отнестись к советам Некрасовых, то родители в состоянии сами изобрести педагогический «велосипед», в том числе и дополнить систему заданий, упражнений, задач и игровых ситуаций, сказочных ситуаций, которые работают на «некрасовские» настрои. Тем более что опора на казахстанские книги для дошколят в этом случае занятие весьма сомнительное. В чем обнаруживаются просчеты уже наших книг? В форме преподнесения, по сути близкой к мировосприятию 50-х годов прошлого века. В любом случае их невысокий «потолок» всегда очевиден. Принцип построения заданий в них же столь же незатейлив и отражает характер наших школьных тестовых заданий: где находится нечто; когда родился некто; как называется нечто. Брюзжать по поводу казахстанских профессоров от дошкольной педагогики и авторов детских книг (на казахском и русском языках) можно и нужно. Но среди алматинских специалистов по дошкольной педагогике можно обнаружить единомышленников авторов представленной книги, это те реальные профи, которые умеют талантливо и корректно «вести» ребенка. Причем разного, в том числе и с большими проблемами, делают это они (опять-таки в соответствии с пожеланиями Некрасовых) в конкретном и гармоничном тандеме с родителями ребенка. Обнаружить их можно не столько в рекламируемых дорогостоящих центрах (как правило, там больше посредственных специалистов, но обязательно с распальцовкой), сколько в частном секторе услуг. При этом они не дают объявлений на остановках и интернет-форумах (что сейчас одно и то же), одновременно не задирают высокие цены, но очереди к ним годами. Бесценный для родителей опыт и умения они в большинстве случаев получали, работая еще в бюджетных организациях, но в силу известных всем причин постепенно из них ретировались. Причем финансовая сторона была для них в этом случае не самым главным. Бумажное засилие, коррупционные «устремления» школьного руководства, привлечение педагогов к абсолютно чуждой для них деятельности (из стандартного набора — подготовка к выборам и пр.) «вымыли» из системы образования последних добротных специалистов.

Вернемся от грустных реалий к содержанию книги. Есть книга, которая  «пробуждает» и приносит пользу своим читателям. С педагогическими книгами такое случается крайне редко. Возможно и нехотя, авторы попутно отразили новомодные педагогические концепции. При этом сама книга не озадачивает своего читателя изобилием гуманитарных знаний, она заставляет думать и соотносить чужие примеры с поведением собственного чада. Правда, иногда не в пользу последнего. Тогда начинается рефлексия родителя над проблемами своего ребенка, а это значит, удалась еще одна педагогическая установка Нины и Заряны Некрасовых.

Некрасова Н.Н., Некрасова З.В. Ты учись, а мы поможем! Дошколенок — младшеклассник. Для родителей и детей от 5 до 10 лет. Санкт-Петербург: «Питер», 2010. — 352 c. Тираж — 4500 экз.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее