Родительская книга

Книга для современных родителей, воспитывающих своих любимых отпрысков в реалиях нашего времени. Много советов, много вопросов, есть и любопытные ответы

Некрасова Н.Н., Некрасова З.В. Ты учись, а мы поможем! Дошколенок — младшеклассник. Для родителей и детей от 5 до 10 лет
Некрасова Н.Н., Некрасова З.В. Ты учись, а мы поможем! Дошколенок — младшеклассник. Для родителей и детей от 5 до 10 лет

Мать и дочь (Нина и Заряна Некрасовы) известны всем, кто так или иначе связан с воспитанием детей. Вышла их новая (пятая или шестая по счету) книга по детской педагогике и психологии. Книги Некрасовых, кстати говоря, никогда не повторяются ни тематически, ни в тех идеях, ради которых они пишутся. Совсем не важно, специалисты ли по педагогике или просто талантливые родители подготовили это пособие. Авторы «Дошколенка — младшеклассника» являются и первыми, и вторыми. Книг по педагогике и воспитанию у нас было предостаточно. Советская педагогика была на недосягаемом пьедестале. Еще больше было людей, называющих себя специалистами по детскому воспитанию. В недавние советские годы только в местечковом алма-атинском пединституте одних докторов наук по дошкольной педагогике выпустили штук двадцать. Другой вопрос, где сейчас эти специалисты с их сумбурно-неряшливыми работами, а на каком уровне находится воспитание и обучение в детских садах, начальной школе и частных центрах, мы все хорошо знаем. Где эти остепенные специалисты были и есть, если уже в начальной школе процветает культ начетничества, идеально воплощенный в казахстанской системе тестирования школьных знаний. Но не будем валить все на этих псевдоученых от педагогики. Однако промолчать о переполненных группах бюджетных детских садов, о разбавленной сиропной улыбкой исключительно коммерческой установке владельцев развивающих центров и беби-академий, об обманчивой словесной трескотне школьных педагогов о монтессори-педагогике, вальдорфской методике, тоже было бы грешно. Обозначим очевидное: в ситуации, когда государство повернулось к подрастающему поколению иным местом, остаются родители, могущие и способные преломить ситуацию. Пожалуй, именно для такой категории думающих родителей эта книга. Она весьма реалистична, практична и полностью соответствует всем современным реалиям и умонастроениям детей и взрослых, воспитывающих и воспитуемых.

Действительно, получилась книга о том:

— как настроить ребенка на обучение;
— как полноценно его подготовить;
— как научить ребенка учиться, дружить, самому решать свои проблемы;
— как сделать так, чтобы ребенок не тяготился, а гордился новым статусом ученика;
— как помочь ему понять свои возможности и определиться со своими желаниями.

Предложено это все не раздражающим родителей тоном педагогических «знаек», а современным прагматичным языком.

Если всерьез отнестись к советам Некрасовых, то родители в состоянии сами изобрести педагогический «велосипед», в том числе и дополнить систему заданий, упражнений, задач и игровых ситуаций, сказочных ситуаций, которые работают на «некрасовские» настрои. Тем более что опора на казахстанские книги для дошколят в этом случае занятие весьма сомнительное. В чем обнаруживаются просчеты уже наших книг? В форме преподнесения, по сути близкой к мировосприятию 50-х годов прошлого века. В любом случае их невысокий «потолок» всегда очевиден. Принцип построения заданий в них же столь же незатейлив и отражает характер наших школьных тестовых заданий: где находится нечто; когда родился некто; как называется нечто. Брюзжать по поводу казахстанских профессоров от дошкольной педагогики и авторов детских книг (на казахском и русском языках) можно и нужно. Но среди алматинских специалистов по дошкольной педагогике можно обнаружить единомышленников авторов представленной книги, это те реальные профи, которые умеют талантливо и корректно «вести» ребенка. Причем разного, в том числе и с большими проблемами, делают это они (опять-таки в соответствии с пожеланиями Некрасовых) в конкретном и гармоничном тандеме с родителями ребенка. Обнаружить их можно не столько в рекламируемых дорогостоящих центрах (как правило, там больше посредственных специалистов, но обязательно с распальцовкой), сколько в частном секторе услуг. При этом они не дают объявлений на остановках и интернет-форумах (что сейчас одно и то же), одновременно не задирают высокие цены, но очереди к ним годами. Бесценный для родителей опыт и умения они в большинстве случаев получали, работая еще в бюджетных организациях, но в силу известных всем причин постепенно из них ретировались. Причем финансовая сторона была для них в этом случае не самым главным. Бумажное засилие, коррупционные «устремления» школьного руководства, привлечение педагогов к абсолютно чуждой для них деятельности (из стандартного набора — подготовка к выборам и пр.) «вымыли» из системы образования последних добротных специалистов.

Вернемся от грустных реалий к содержанию книги. Есть книга, которая  «пробуждает» и приносит пользу своим читателям. С педагогическими книгами такое случается крайне редко. Возможно и нехотя, авторы попутно отразили новомодные педагогические концепции. При этом сама книга не озадачивает своего читателя изобилием гуманитарных знаний, она заставляет думать и соотносить чужие примеры с поведением собственного чада. Правда, иногда не в пользу последнего. Тогда начинается рефлексия родителя над проблемами своего ребенка, а это значит, удалась еще одна педагогическая установка Нины и Заряны Некрасовых.

Некрасова Н.Н., Некрасова З.В. Ты учись, а мы поможем! Дошколенок — младшеклассник. Для родителей и детей от 5 до 10 лет. Санкт-Петербург: «Питер», 2010. — 352 c. Тираж — 4500 экз.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики