Приключения одной сказки

Еще одна феминистская картина. Голливуд продолжает перекраивать старые сказки на новый лад. На этот раз досталось «Спящей красавице».

Приключения одной сказки

В «Малефисенте» хорошо знакомая сказка превращается в феминистический манифест. Злодеи и положительные герои меняются местами. Ведьма оборачивается феей, а фея — ведьмой в силу предательства и жизненных обстоятельств. Ее с энтузиазмом играет Анджелина Джоли. И правда, кому, как не ей, играть самую мужественную роль в картине. Как верно отметила российский критик Лидия Маслова, Анджелина Джоли последние лет десять своей карьеры целенаправленно движется к тому, чтобы как можно меньше походить на человеческую женщину, независимо от того, кого она играет — богинь, спецагентов или авантюристок, и в «Малефисенте» достигает в этом смысле некоего совершенства, после которого не очень понятно, куда двигаться дальше, разве что пойти по новому кругу.

Мужчины же предстают в картине предателями или балластом со смазливой физиономией. Таков прекрасный, на вид добрый, принц, от поцелуев которого ни холодно ни горячо. Можно было бы аплодировать реабилитации несправедливо обиженного в патриархальной культуре, репрессированного женского начала. Но мы-то знаем: мир так устроен, что в нем плохие (как, впрочем, и хорошие) роли достаются либо мужчинам, либо женщинам. И есть немало сказок (в том числе старых), в которых зло носит мужское лицо. К тому же чистота женской харизмы героини Анджелины вызывает сомнения. Актриса всегда добивалась справедливости на экране исключительно маскулинными методами. А не следует ли из этого, что мы имеем дело с подлогом, сменой вывесок, а не сути? В самом деле: фильм, снятый по типичным зрелищным шаблонам, напоминает революционную агитку за новый порядок. Массовому зрителю разных стран и культур, но с единой системой кинопроката, предлагают понять новые истины в довольно прямой и отнюдь не притчевой, характерной для сказок и мифов, форме: людям разного пола не понять друг друга, поэтому любви между мужчиной и женщиной не существует, а существует лишь война полов. Проблема в том, что напичканному разнородной информацией массовому потребителю все сложнее выстраивать ценностные иерархии. Как должны располагаться в культурном пространстве старые и новые переписанные сказки? Какое лицо у зла? И как выглядит добро? В конце концов, что такое хорошо, а что такое плохо? На эти вопросы все труднее ответить. И задают их сегодня все реже. Тем временем фея с дьявольскими рогами гипнотизирует нас с расклеенных всюду постеров, зазывая на самое массовое из искусств.

Статьи по теме:
Казахстан

“Четверка” с плюсом

Минэк отчитался о росте ВВП на 4% по итогам 2017 года. Это значит, что Казахстан возвращается к докризисным темпам роста

Казахстан

Гни свою линию

На отечественные киноэкраны вышел казахский вестерн «Неделимое». И дело не только в том, что действие происходит на фоне родных прерий

Спецвыпуск

Четыре фронта модернизации

АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» (ЦАЭК) с 2009 года реализует инвестиционную программу модернизации основных производственных активов с общим объемом финансирования более 192 млрд тенге. Параллельно с проектами, направленными на увеличение генерации, ЦАЭК внедряет передовые технологии энергосбережения, проводит автоматизацию процессов и реализует проекты в рамках корпоративной социальной ответственности

Спецвыпуск

Восстанавливая энергию

Уходящий год в электроэнергетике РК запомнится ростом генерации, небольшим количеством инвестпроектов и высокой активностью сделок купли/продажи