Приключения одной сказки

Еще одна феминистская картина. Голливуд продолжает перекраивать старые сказки на новый лад. На этот раз досталось «Спящей красавице».

Приключения одной сказки

В «Малефисенте» хорошо знакомая сказка превращается в феминистический манифест. Злодеи и положительные герои меняются местами. Ведьма оборачивается феей, а фея — ведьмой в силу предательства и жизненных обстоятельств. Ее с энтузиазмом играет Анджелина Джоли. И правда, кому, как не ей, играть самую мужественную роль в картине. Как верно отметила российский критик Лидия Маслова, Анджелина Джоли последние лет десять своей карьеры целенаправленно движется к тому, чтобы как можно меньше походить на человеческую женщину, независимо от того, кого она играет — богинь, спецагентов или авантюристок, и в «Малефисенте» достигает в этом смысле некоего совершенства, после которого не очень понятно, куда двигаться дальше, разве что пойти по новому кругу.

Мужчины же предстают в картине предателями или балластом со смазливой физиономией. Таков прекрасный, на вид добрый, принц, от поцелуев которого ни холодно ни горячо. Можно было бы аплодировать реабилитации несправедливо обиженного в патриархальной культуре, репрессированного женского начала. Но мы-то знаем: мир так устроен, что в нем плохие (как, впрочем, и хорошие) роли достаются либо мужчинам, либо женщинам. И есть немало сказок (в том числе старых), в которых зло носит мужское лицо. К тому же чистота женской харизмы героини Анджелины вызывает сомнения. Актриса всегда добивалась справедливости на экране исключительно маскулинными методами. А не следует ли из этого, что мы имеем дело с подлогом, сменой вывесок, а не сути? В самом деле: фильм, снятый по типичным зрелищным шаблонам, напоминает революционную агитку за новый порядок. Массовому зрителю разных стран и культур, но с единой системой кинопроката, предлагают понять новые истины в довольно прямой и отнюдь не притчевой, характерной для сказок и мифов, форме: людям разного пола не понять друг друга, поэтому любви между мужчиной и женщиной не существует, а существует лишь война полов. Проблема в том, что напичканному разнородной информацией массовому потребителю все сложнее выстраивать ценностные иерархии. Как должны располагаться в культурном пространстве старые и новые переписанные сказки? Какое лицо у зла? И как выглядит добро? В конце концов, что такое хорошо, а что такое плохо? На эти вопросы все труднее ответить. И задают их сегодня все реже. Тем временем фея с дьявольскими рогами гипнотизирует нас с расклеенных всюду постеров, зазывая на самое массовое из искусств.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня