Серая масса

Легализация «параллельного импорта» развяжет руки представителям малого бизнеса…

Серая масса

Параллельный, или, как любят его называть официальные дистрибюторы, «серый» импорт в Казахстане присутствует наряду с официальными поставками товаров, и доля таких продаж напрямую зависит от категории самого товара. Наибольшую из них занимают некоторые марки автомобилей и мобильные телефоны, другие же товары поставляются «всерую» реже. Ситуацию кардинальным образом может изменить легализация параллельного импорта, которую планируют ввести в странах ЕАЭС к 2018–2020 годам. Она, по мнению экспертов, за счет развития конкуренции между независимыми поставщиками и официальными дилерами, окажет значительное влияние на снижение цен — от 20% до 80% на различные импортируемые товары.

Искаженное видение

Официальные поставщики ожидаемо выделяют много негативных факторов, характерных для товаров, поставляемых «параллельными» импортерами. По мнению генерального директора ТОО «Автомир Мотор Каз» (официального дистрибьютора Nissan в Казахстане) Андрея Исеева, у компании есть некоторая озабоченность в связи с тем, что многие автомобили, которые продаются на сером рынке, отличаются по качеству или реализуются не по тем правилам, которые оговариваются правообладателями торговых марок. «В любой компании есть свое видение того, каким образом должна продаваться продукция, и когда это видение сильно отличается от того, что мы наблюдаем у серых поставщиков, это вызывает опасение»,— говорит г-н Исеев.

Генеральный директор официального дистрибьютора продукции Apple iPoint Ержан Амирханов также относится весьма отрицательно к серым поставщикам. И не только из-за убытков, которые несет компания, а еще и ввиду того, что конечный пользователь продукции зачастую не получает должную поддержку и сервис в полном объеме. Г-н Амирханов отмечает, что гарантийная поддержка осуществляется по программе всемирной гарантии только для официально купленных товаров, при предъявлении гарантийного талона, выданного в той стране, для которой предназначался к продаже данный товар. При этом объем серого рынка продукции Apple довольно большой. Однако в ближайшие годы генеральный директор iPoint прогнозирует его уменьшение в связи с тем, что все больше покупателей переходит на покупку официальных товаров. Кроме того, iPoint расширяет каналы продаж официальной продукции, чем упрощает жизнь покупателям.

Государство, введя запрет на параллельный импорт, пошло на поводу у крупных компаний, удовлетворяя их интересы, в ущерб интересам представителей малого бизнеса, так как немногие могут выполнить после запрета прописанные требования 

По словам руководителя департамента корпоративного маркетинга Samsung Electronics Central Eurasia Дияра Досхожаева, серый рынок препятствует полноценному диалогу между компанией-производителем и клиентом. По его мнению, в пользу официальных импортеров говорит тот факт, что завозя свою продукцию на рынок, они платят налоги и пошлины, предусмотренные законодательством; следовательно, вносят свой вклад в поддержание экономики тех государств, в которые импортируется продукция. Хотя, строго говоря, осуществляя параллельный импорт любая компания точно так же платит пошлины и налоги. Если же она уклоняется от них, при росте бизнеса это неизменно привлекает внимание налоговиков и таможенников.

Как отмечает г-н Досхожаев, Samsung со своей стороны принимает меры по регулированию рынка и поддержке официальных продаж. К таким мерам он относит отличие упаковки телефонов, предназначенных для РК от упаковки телефонов, изготовленных для других рынков. Также официальный дистрибьютор встраивает в них адаптированное меню и возможность ввода SMS-сообщений на государственном языке. В целом, по данным Дияра Досхожаева, официальная продукция соответствует всем необходимым требованиям государственной сертификации. Соответственно, можно предположить, что те же модели телефонов, произведенные для других рынков, не проходят сертификацию.

Переплата за спокойствие

Немаловажным фактором, характерным для серого рынка, являются весьма различающиеся цены, которые для одной группы товаров могут быть ниже цен официальных дистрибьюторов, а для другой, наоборот, находиться на одном уровне или даже превышать их стоимость. По данным генерального директора iPoint, товары их категории, продающиеся на сером рынке, как правило, дешевле на 10–25%, чем у официальных дистрибьюторов. А на автомобильном рынке, по данным генерального директора «Автомир Мотор Каз», цены на товары у серых поставщиков варьируются исходя из дефицитности товара. В качестве примера он приводит марку автомобиля Nissan Almera, запуск продаж которого не так давно прошел в Казахстане, хотя в России эта модель продавалась уже год. Машина активно продавалась в Казахстане еще до официального старта продаж по ценам не ниже, чем у официальных поставщиков. Но на сегодня, по мнению Андрея Исеева, намного выгоднее его стало приобретать у официальных дилеров. Он видит, что в последнее время число покупателей в официальных центрах увеличивается, так как многие осознают, что приобретая авто в них, они получат еще и целый комплекс услуг для его обслуживания.

«Какое-то время назад у людей не было выбора и они покупали машины там, где их продавали: на авторынках или на крытых стоянках. Но сейчас клиенты более требовательны и хотят получить максимум услуг при покупке машины — вне зависимости от того, сколько они заплатили. Всем хочется, чтобы покупка была комфортной, прозрачной, имелась гарантия на приобретенные автомобили или запасные части»,— говорит г-н Исеев. По его ощущениям, доля неофициально провозимых автомобилей в Казахстане не слишком высока.

Хаос или развитие?

Не так давно владелец товарного знака Toyota и Lexus приостановил параллельный импорт запчастей, сохранив право продавать этот вид товара только за собой. Начав с небольших магазинчиков, которые стали штрафовать за реализацию без разрешения запчастей названных товарных знаков, компания дошла до крупных игроков авторынка. В конце ноября 2013 года их также попросили о прекращении торговли запчастями, снятии вывесок Toyota и Lexus и уплате штрафов. В итоге у введенного запрета появилось множество противников.

По словам партнера, руководителя группы ИС и куратора ТОО «БМФ Бизнес-Исследования и Консалтинг» (компании, занимающейся юридическими вопросами официального дилера — Toyota Motor Kazakhstan) Юрия Болотова, у владельцев товарных знаков должно быть право или разрешать или запрещать параллельный импорт. А воспользуются они этим правом или нет — это личное дело каждого правообладателя. «Чем больше существует инструментов для защиты интеллектуальной собственности, тем привлекательнее в инвестиционном плане страна или территория нескольких стран, членов ЕАЭС. Если такой инструмент защиты интеллектуальной собственности отнимут, то, на мой взгляд, ухудшится инвестиционная привлекательность нашей страны для иностранных инвестиций»,— делится ощущениями г-н Болотов. В качестве примера он приводит страны Евросоюза, в которые без разрешения правообладателя нельзя ввозить товар. Но если товар ввезен туда законно или там произведен — он может без проблем передвигаться в границах ЕС. Таким образом, по словам г-на Болотова, Евросоюз защищает свои интересы, и то, что у нас введены аналогичные меры, на его взгляд, правильно.

В противовес ему юрист Сергей Уткин отмечает, что данный запрет ограничивает свободу предпринимательства. То есть купившему абсолютно легально оригинальный товар предпринимателю ограничивают свободу его перемещения. «Данный запрет дает волю производителям решать, в какой части мира цена будет ниже, а в какой — выше. Получается, государство, введя запрет на параллельный импорт, пошло на поводу у крупных компаний, удовлетворяя их интересы, в ущерб интересам представителей малого бизнеса, так как немногие могут выполнить после запрета прописанные требования»,— подчеркивает г-н Уткин. Кроме того, он считает, что запрет параллельного импорта был сделан в ущерб потребителям, которые вынуждены покупать автозапчасти по более высоким ценам.

Г-н Исеев полагает, что запрет на ограничение параллельного импорта не даст того эффекта, который все ожидают. Он считает, что цены не только не снизятся, а, наоборот, увеличатся у перекупщиков до уровня официальных дилеров. Генеральный директор «Автомир Мотор Каз» уверен, что люди, занимающиеся параллельным импортом, меньше кого бы то ни было заинтересованы в том, чтобы сделать свою продукцию более дешевой. И они будут скорее заинтересованы поднять свою маржу, увеличив цены. Следовательно, легализация параллельного импорта не приведет к желаемому и озвученному эффекту, а будет способствовать беспорядку, потому как отсутствие централизованного контроля со стороны правообладателей над параллельными импортерами снизит общее качество работы. Кроме того, отмена запрета параллельного импорта, по словам Андрея Исеева, снизит привлекательность инвестирования в экономику Казахстана, потому что возникнет вопрос: зачем нужно строить дилерские центры и вкладывать деньги в развитие? «Тем самым компании, которые размышляют, инвестировать ли средства в экономику Казахстана, задумаются нужно ли это делать?»

Такая точка зрения, по мнению Сергея Уткина, не имеет логического обоснования, поскольку в любом бизнесе чем больше на рынке конкурентов, тем цены ниже. Так что он уверен, цены у серых поставщиков не вырастут. «Допустим, после отмены запрета на ввоз товаров без разрешения правообладателя вся орава предпринимателей будет возить запчасти Nissan и продавать их дороже, чем официальный дилер. Но ведь наш народ не совсем безмозглый, разве он пойдет покупать в этом случае запчасти у серых импортеров? Люди при одном и том же качестве выберут там, где дешевле, а если цены будут на одном уровне, тогда станут брать у официальных дилеров»,— рассуждает он.

По его наблюдениям, зачастую представители товарного знака, говоря о пользе запрета на параллельный импорт, связывают его с распространенностью контрафактной продукции. Но, по мнению г-на Уткина, такой запрет не имеет никакого к этому отношения. Безусловно, подделки надо пресекать, для этого нужно усилить контроль, а не закрывать серых поставщиков, тем самым обрубая руки представителям малого бизнеса, заявляет он.

Фото: ИТАР-ТАСС

Ни холодно, ни жарко

Представители некоторых компаний не придают грядущей легализации параллельного импорта какого-либо значения. Генеральный директор компании Dell Казахстан и Централ Азия Нурлан Садыков уверен, что отмена параллельного импорта никак не скажется на продажах его компании. В первую очередь это обусловлено тем, что компания Dell регулирует ценовые предложения по единым правилам. Кроме того, при поставках сложного оборудования вопрос относительно параллельного импорта обычно не стоит, поскольку, подсказывает опыт г-на Садыкова, продукция покупается только по официальным каналам производителя, а не у сомнительных посредников.

Генеральный директор Philips Казахстан Ярослав Виноградов также не считает легализацию серого рынка какой-то проблемой для его компании. Ведь даже сегодня доля серого рынка товаров марки Philips находится на мизерном уровне. После отмены ограничения на ввоз вряд ли кто-то захочет привозить в Казахстан технику Philips, так как она поставляется только через официальный склад, расположенный в России и вряд ли появится еще какой-то дополнительный канал.

У генерального директора компании iPoint весьма положительные ожидания от легализации «параллельного импорта». «Главное чтобы запрет был хорошо продуман»,— отмечает он. Он уверен, что цены на официальные товары Apple не поднимутся, так как у его компании-вендора есть несколько официальных поставщиков в РК и конкуренция между ними не позволяет ценам расти.

В сухом остатке можно сделать следующий вывод: после запрета ограничения параллельного импорта каждый будет выбирать сам: покупать у «официала» с серьезной гарантией или обращаться к «серому» поставщику и выигрывать в цене. Это склонит официальных дилеров к добросовестному исполнению обязательств, они будут реже отказывать в гарантии, что часто происходит сегодня. Таким образом, продажи у официальных дилеров, скорее всего, не упадут, но качество сервиса повысится.

«Параллельный импорт» — это импорт товаров с нанесенным на них товарным знаком без получения обязательного согласия правообладателя данного товарного знака, который осуществляется «параллельно» и независимо от импорта данного товара правообладателем. Иными словами, любая независимая организация сможет осуществлять ввоз любых товаров различных марок без получения на то специального разрешения от казахстанских официальных представителей этих компаний и перепродавать их на казахстанском рынке.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности