Рожденный в Казахстане

Собирать машины в Казахстане решился еще один автопроизводитель — на этот раз Toyota

Рожденный в Казахстане

Уникальность нового проекта в том, что костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» (САП) стал первой производственной площадкой Toyota в Центральной Азии. Речь идет о Completely Knocked Down (CKD), то есть мелкоузловой сборке. Считается, что она гораздо сложнее, чем крупноузловая сборка, по сути — полноценное производство со сваркой и окраской кузовов. До этого в Казахстане на этом же заводе по CKD собирали только корейский автомобиль SsangYong модели Nomad. Проект был запущен на исходе прошлого года. Остальные автомобили в стране в основном собираются по технологии Semi Knocked Down (SKD), это крупноузловая сборка, в народе ее называют «отверточной». По сути, это сборка «частично разобранных» машин: готовый автомобиль разбирают на крупные (двигатель, коробка передач, подвеска) и на мелкие узлы (зеркала, фары, бамперы), таким образом комплектуется машинокомплект.

Меморандум о взаимопонимании между казахстанским правительством в лице вице-министра, министра индустрии и новых технологий РК Асета Исекешева и Toyota Motor Corporation (TMC) в лице старшего управляющего директора, СЕО Toyota Motor Europe Дидье Леруа был подписан в феврале прошлого года.

Без импровизации

Знакомство с производством началось с цеха сварки. Для этого группу журналистов провели через длинный коридор, увешанный мотивационными табличками: «Наше должно быть отличным», «Гордись созданным в Казахстане», «Ты — один из первых автомобилестроителей». Почти агитплакаты из советского прошлого.

Первый цех встретил производственным шумом и запахом сварки. Цех поделен на две части: в одной сваривают Fortuner, в другой — Nomad. Схема линии сварки Fortuner — лепестковая: в центре сваривается днище автомобиля, а на «лепестках» — компоненты авто. Линия условно разбита на четыре части: сварка подузлов, главный кондуктор, установка навесных деталей и рихтовка. После соединения днища и боковин раму направляют в центральный кондуктор, где компоненты превращаются в кузов. Затем прикрепляют навесные детали: двери, капот, крышку багажника, заднюю дверь. Процесс сварки выполняется вручную, у каждого оператора есть свой участок. В общей сложности сваривается около 2 000 точек. После окончания работы сваренный кузов отправляется в световой туннель, где тщательно, освещенный десятками люминесцентных ламп, кузов проверяется на отсутствие дефектов.

Эта линия была произведена и протестирована в Японии; кроме того, сварка, как и весь процесс производства, осуществляется под бдительным контролем двух десятков японских специалистов, которые на костанайском заводе обучают местных работников. Они приехали почти год назад. Постепенно японцев будет меньше, однако пять представителей ТМК, один из которых гражданин Страны восходящего солнца, будут постоянно присутствовать на производстве, чтобы контролировать качество выпускаемых автомобилей.

«Мы производим автомобиль именно по технологии Toyota. Не имеем права на импровизацию,— увлеченно рассказывает директор мелкоузловой сборки Антон Талпа, зараженный японской дотошностью. — Строго по прописанной процедуре: как нужно варить, каким способом, даже какой рукой взять и какой рукой отпустить — правой или левой. Сколько это должно длиться секунд».

«Свадьба» по-японски

Чтобы следить за профессиональным ростом и процессом обучения местных специалистов, на заводе существует матрица квалификации. Работники ранжируются по степени обученности. Если кружок напротив фамилии производственника полностью закрашен, то он может работать самостоятельно и даже обучать других. Если закрашен на 75%, то специалист может работать сам без надзора. 25% заполнения означает, что наш местный работник не может обойтись без помощи.

Для того чтобы пройти в следующий цех покраски, попросили надеть халаты, потому что процесс прокраски требует абсолютной чистоты: 90% дефектов во время окраски связаны именно с пылью и сором. В цехе ощущается довольно терпимый, нерезкий запах краски; кроме того, после непродолжительного пребывания здесь становится немного душно, поскольку для обеспечения стерильной обстановки создается избыточное давление, чтобы пыль, если открывается какаянибудь дверь, выдувалась. Сама линия покраски сконструирована зигзагообразно. Перед покраской кузов проходит очистку в 13 ваннах. Процесс покраски состоит из несколько этапов: катафорез, нанесение мастики, вторичного грунта, шлифовка грунта, нанесение базового цвета и лакового покрытия. После каждого цикла кузов сушится. Для этого в цехе установлены четыре печи и три шлифовально-подготовительные камеры.

Из всех трех цехов только здесь установлены роботы. Вообще автоматизация и роботизация выгодна только тогда, когда производится свыше 10 тыс. единиц. Например, для выпуска SsangYong Nomad с заявленным объемом 25 тыс. САП приобрел автоматизированную линию сварки.

Если проверка, полировка и нанесение мастики делаются ручным способом, то самые основные и трудоемкие операции выполняются шестью роботами: нанесение грунта, базового цвета и лакового покрытия. Окраска длится 7 минут. Затем труднодоступные места докрашивают операторы. Линия рассчитана на 12 цветов, однако представители ТМК заказали только пять самых популярных. Максимальная мощность покрасочного цеха — 8 кузовов в час.

В сборочном цехе звучит спокойная умиротворяющая музыка. Предупреждают, что работает «краб», перемещающий кузов на определенные участки сборки. Цех состоит из трех частей: линия trim, линия шасси, линия финиша. На линии trim собираются все части интерьера: сидения, обшивка, проводка, панель и даже стелятся коврики. С другой стороны на шасси навешиваются мосты, колеса, двигатель и прочее. Затем кузов и шасси соединяются, на сленге машиностроителей это называется «свадьба» или «женитьба». Наконец, после торжественной «свадьбы» модель приобретает знакомый для обывателя вид. После этого осуществляется окончательная проверка машины возле каждого тестового стенда. Во время сборки соединяются порядка 1,6 тыс. комплектующих.

Когда несколько журналистов сели в еще необкатанные машины, японские специалисты подошли к главному по группе и, возмущенно разрезая руками воздух, принялись тому что-то высказывать.

Под конец экскурсии Антон Талпа воодушевленно, пытаясь зарядить журналистов своим энтузиазмом, не без пафоса сказал: «Мы с вами стоим у истоков отечественного автопрома. Вы увидели первые автомобили, которые сходят с линии. Это будет историей. Я очень хочу, чтобы вы этот энтузиазм моих коллег, желание производить эти автомобили и радовать наших людей несли дальше всем казахстанцам». После такого спича собравшиеся невольно задались вопросом: а не он ли автор мотивационных табличек, развешанных по всему заводу?

К концу года САП предполагает выйти на ту производственную мощность, которая в будущем обеспечит выпуск 3 тыс. автомобилей в год. Впрочем, САП сможет выпускать в две смены и 25 тыс. автомобилей в год, если будут заказы. На казахстанском рынке Toyota Fortuner предлагается в трех комплектациях: «Комфорт» (с механической коробкой передач), «Элеганс» и «Престиж» (с автоматической коробкой передач). Двигатель новинки работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач или четырехступенчатым «автоматом». Стоимость Toyota Fortuner будет варьироваться во вполне привычном диапазоне для машин такого класса — от 39,2 тыс. до 44,5 тыс. долларов в зависимости от комплектации.

Линия старта

В официальной презентации производственной линии приняли участие министр регионального развития РК Болат Жамишев, замминистра индустрии и новых технологий Альберт Рау, аким Костанайской области Нуралы Садуакасов, председатель правления TMC Такеши Учиямада и Дидье Леруа. Председатель правления «Агромашхолдинга» Алексей Сидоренко, улучив свободное время перед началом официальной части, рассказал казахстанской делегации, что планируется постепенное увеличение доли локализации автомобилей, производимых САП. «Нам ставили задачу: мелкий узел к 2018 году; сегодня на дворе 2014-й, а он у нас есть. Значит, мы идем семимильными шагами»,— не скрывал гордости за проделанную работу г-н Сидоренко. «Весь мир идет по такому принципу: вначале школа, потом институт. Научились на «отвертке», нарастили «мышечную массу» и начали работать более профессионально»,— заключил он.

Официальную часть на правах хозяина открыл Нуралы Садуакасов. Он и другие выступающие, поприветствовав гостей, поздравили с открытием новой линии. Впрочем, Альберт Рау в своем спиче воспринял запуск линии лишь как повод. Он напомнил, что мы сегодня находимся в новых условиях, когда рынок Казахстана увеличился в 11 раз благодаря созданию ТС.

«29 мая главы государств России, Казахстана, Беларуси подписали решение, которое определяет режим промышленной автосборки на предстоящий период. Речь идет о том, что на общий рынок может идти модель, которая имеет сварку и окраску, и 30 процентов локализации. С 1 июля 2018 года — модель, которая имеет 50 процентов локализации. Поэтому сегодня я обращаюсь к руководству корпорации Toyota: все-таки рассмотреть возможность экспортных поставок в Россию. Возможно, не сразу, но рынок Казахстана достаточно узок. Все-таки призываю к сотрудничеству, вместе с правительством Казахстана рассмотреть вопрос экспорта в страны — члены ТС»,— заглянул в будущее г-н Рау.

Под занавес мероприятия из дымовой завесы под аккомпанемент домбры вынырнул белый «рожденный в Казахстане» Toyota Fortuner.

САП расположен на территории «Агромашхолдинга» и неформально входит в группу автомобильных компаний Allur Auto. После того как последняя в начале 2012 года выкупила долю в 51% у российской автомобилестроительной компании «Соллерс», оставшиеся 49% тогда же перешли от СПК «Сары-Арка» в управление СПК «Тобол». «Агромашхолдинг» раскинулся на внушительных 44,2 гектара в промышленной зоне Костаная. Для производства выделено 83 тыс. квадратных метров, для зданий вспомогательных служб — 8 тыс. квадратных метров.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом