Два источника промышленной революции

Известный специалист по экономической истории считает: промышленная революция в Великобритании началась из-за того, что зарплаты там были чрезмерно высокими, а энергия — крайне дешевой

Аллен Роберт. Британская промышленная революция в глобальной картине мира
Аллен Роберт. Британская промышленная революция в глобальной картине мира

В истории человечества было не много событий, сравнимых по значимости с британской промышленной революцией. Мало того что она дала инструменты и машины, позволившие буквально за два столетия коренным образом изменить облик человечества, сами условия его существования, люди получили сам источник непрерывных изменений — инновационную экономику, неразрывно связанную с буржуазией и капитализмом. Как было написано в «Манифесте коммунистической партии», «пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа. Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это, в свою очередь, оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья». И это все случилось в Британии в начале XVIII века. Именно здесь создали первую паровую машину, первый паровоз, первый пароход, преобразовали металлургию, текстильное и ткацкое производство, создали первую фабрику и много чего другого. Именно отсюда эти изобретения двинулись в остальной мир. Почему же это произошло именно в Британии, ведь стран с экономикой, значительно более развитой, и в Европе, и в Азии было достаточно много? Это и Франция, и Нидерланды, и Северная Италия, и, конечно, родина значительной части научных и промышленных открытий — Китай. Роберт Аллен выдвигает и обосновывает свою теорию.

Главной причиной промышленной революции было, по мнению Аллена, то, что «в Великобритании XVIII века сложилась уникальная структура зарплат и цен: зарплаты были крайне высокими, а энергия — крайне дешевой… Коротко говоря, ключевые изобретения промышленной революции появились в Великобритании в XVIII веке, потому что изобретение их именно там, именно тогда окупалось, а в другое время и в других местах не окупалось… так что промышленную революцию можно рассматривать как продолжение первой фазы глобализации». Промышленная революция смогла распространиться по всей Европе и далее по всему миру только тогда, когда британские инженеры довели свои изобретения до такого уровня совершенства, что их использование стало выгодным и там, где энергия была дороже, а зарплаты — ниже. То есть когда потребление энергии этими устройствами, в первую очередь паровой машиной, было существенно уменьшено, а механизация текстильного и ткацкого производств достигла такого уровня, что машины стало выгодно использовать даже в Индии, где зарплаты были особенно низки. Это произошло во второй половине XIX века.

Дешевая энергия обеспечивалась в Великобритании большими запасами легкодоступного каменного угля. Благодаря этому добыча угля в стране выросла с 1560 по 1800 год в 64 раза. И в 1800 году Великобритания производила основную часть мирового каменного угля. Дешевый уголь, во-первых, упростив отопление домов, обеспечил возможности для массового жилищного строительства в Лондоне, во-вторых, стимулировал развитие металлургической промышленности, перешедшей с древесного угля на кокс, и, в-третьих, стимулировал развитие поровой машины.

Высокие зарплаты были следствием многих причин — в частности, «путь к промышленной революции начался с эпидемии чумы». Население уменьшилось, возросла мобильность рабочей силы, было подорвано крепостное право. Высокие заплаты, с одной стороны, стимулировали потребительский спрос, с другой — заставляли бизнес искать альтернативы ручному труду.

Роберт Аллен анализирует и другие теории происхождения промышленной революции и приходит к выводу, что все они носят универсальный характер, но не объясняют, почему революция началась именно в Англии. Так, обращаясь к либеральной, как он ее характеризует, теории о роли конституции (или, говоря современным языком, институтов) и прав собственности, Аллен показывает, что права собственности, например, во Франции были защищены лучше, чем в Британии. И напоминает об огораживании, которое, собственно, и стало массовым нарушением прав собственности, но дало сильный толчок городскому развитию, вытесняя в города массу населения. Во Франции было невыгодно изобретать паровую машину не потому, что там были плохие институты, а потому, что там были плохие цены. То же самое можно сказать о роли научных достижений, которые в той же Франции, как и в Англии, были весьма выдающимися.

Книга Роберта Аллена интересна еще и тем, что автор рассматривает не только экономические факторы (например, подробно анализирует цены на уголь и древесину в разных странах мира, так же как зарплаты и уровень жизни и потребительских расходов), но и процесс совершенствования машин и технических процессов: скажем, книга рассказывает о том, как менялся паровой двигатель — от машины Ньюкомена до новаций Уатта. Одновременно Аллен делает весьма важное дополнение, показывая, что те же факторы — дешевая энергия и высокие зарплаты — сыграли важнейшую роль в выдвижении США на первые позиции в мировой экономике конца XIX века, заставляя нас задаться вопросом: не является ли такое стечение факторов экономическим законом, определяющим лидеров мировой экономики?

Аллен Роберт. Британская промышленная революция в глобальной картине мира. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. — 448 с. Тираж 1000 экз.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее