Хозяева Лазурного берега

С 14 по 25 мая 2014 года во Франции прошел 67‑й международный Каннский кинофестиваль

Хозяева Лазурного берега

В дни Каннского кинофестиваля бывшая рыбацкая деревушка, а ныне город Канн, или Канны в русской транскрипции, превращается в настоящий кинематографический рай: город оккупирован тысячами киноманов со всего мира; везде на всех языках мира говорят о кинематографе, с утра до ночи стоят очереди в кинозалы — фильмы здесь крутят с половины девятого утра до поздней ночи. С пришвартованных яхт всю ночь раздаются салюты, а по городу весь день разгуливают мужчины в смокингах и женщины в роскошных платьях — на фестивале строго соблюдается дресс-код. Интересно наблюдать, как собравшиеся персонажи, будто сошедшие со страниц глянцевых журналов, сосуществуют с повседневной жизнью Канн. Тут можно встретить красавца в дорогущем смокинге, который, как и все вокруг, уплетает сэндвич с тунцом или перебирает в сувенирной лавке магнитики для родных. Утром, когда журналисты спешат на ранний пресс-показ и на улице еще никого нет, кроме продавцов круассанов и мойщиков асфальта, у входа во Дворец фестивалей уже можно увидеть фанатов кино, которые надеются найти на мостовой лишний билет. Говорят, работает.

Больше всего поражает кинопублика. Понятное дело, что здесь не шелестят пакетиками от чипсов, не разговаривают по телефону и не ведут переписку во время сеанса. При этом зрители ведут себя на показах почти как на концертах: если не нравится фильм — демонстративно уходят или в финале свистят и кричат «бу». Если нравится — устраивают долгие овации. То есть любой режиссер может здесь получить незамедлительный ответ на вопрос о судьбе своей новой работы. К примеру, фильм, который показали на открытии фестиваля, «Принцесса Монако», был безжалостно освистан. И поделом: Грейс Келли из Николь Кидман не получилась, хотя она очень старалась.

Фотоколл Каннского кинофестиваля — то еще шоу. Фотографы, а это около трехсот человек, громко кричат, привлекая к себе внимание и выкрикивая имена актеров и режиссеров. Пока фотографы горланят — от такого крика становится даже страшновато — звездам предписано счастливо улыбаться.

Кейт Бланшетт прошлась по красной дорожке с «драконом»
Фото: ИТАР-ТАСС

Благодаря участию казахстанского фильма в программе флаг Казахстана на набережной висел на самом видном месте. Еще одно приятное открытие на фестивале — то, что все, кто спрашивал «Where are you from?», не только знали, где находится Казахстан, но и считали, что это богатая страна с потрясающей природой и глубокими культурными традициями. «Это же с вашей земли человек полетел в космос?» — спрашивал один. «Это же за вас выступает Винокуров?» — интересовался другой. Впрочем, один журналист все же вспомнил про Бората. Интересно, что единственные, кто с первого раза не понял, где же находится Казахстан, были журналисты из Китая, с которыми мы пошли на новый фильм Чжана Имоу «Возвращение домой». Кстати, красивая картина о большой любви. Женщина, которую партийные власти разлучили с любимым, посадив его в тюрьму на 20 лет, ждала его всю жизнь. А когда он вернулся через годы, она его не признала и они уже вместе ходили на вокзал ждать того молодого парня, которым он когда-то был.

Как организаторам удается поддерживать атмосферу праздника сутками, остается загадкой. Первая "звезда" ступает на дорожку примерно в три часа дня, а последняя сходит с нее в районе 10 часов вечера

Красная дорожка Каннского кинофестиваля — это представление, прямую трансляцию которого смотрят миллионы людей по всему миру. Как организаторам удается поддерживать атмосферу праздника сутками, остается загадкой. Первая «звезда» ступает на дорожку примерно в три часа дня, а последняя сходит с нее в районе 10 часов вечера. «Для дорожки» звезды надевают лучшие наряды, а промоутеры готовят свои «фишки». К примеру, Кейт Бланшетт, представляя мультфильм «Как приручить дракона 2», прошлась по красной дорожке с «драконом». Аниматор, облачившийся в костюм, тоже вжился в роль, в итоге получился мини-спектакль. Бывают здесь и казусы, но они настолько органичны, что выглядят как заранее продуманные PR-ходы. К примеру, в этом году на одной из «дорожек» скандальный украинский журналист Виталий Седюк залез головой под юбку актрисе Америке Ферерре. Хулигана еле утащили и сдали полиции. А в день открытия звездное шествие попытались сорвать члены какой-то молодежной организации, перепрыгнув через ограждение и начав кричать что-то про крах человечества. Секьюрити быстро обезвредили хулиганов, и краха не случилось.

Фотосессия съемочной группы фильма «Неудержимые 3», вызвавшая большой ажиотаж
Фото: ИТАР-ТАСС

Тарантино и компания

Как известно, Каннский кинофестиваль самый звездный в мире: пройтись по красной дорожке знаменитого Дворца фестивалей приезжают абсолютно все — и те, кто участвует в конкурсных фильмах, и те, кто рекламирует свои картины, и те, кто просто приехал прогулять наряды и бриллианты и напомнить глянцевым журналам о себе. Среди звезд этого года лучшие актрисы современности: Николь Кидман, Кейт Бланшетт, Моника Белуччи, Жюльетт Бинош, Ума Турман, Джулианна Мур, Хилари Суонк, Ева Мендес, Дженнифер Лоуренс. Известных киномужчин в этом году было не так много — Роберт Паттинсон, Джеймс Макэвой, Томми Ли Джонс, Райан Гослинг. Интересно, что последние два были представлены как режиссеры. Зато режиссеры Педро Альмодавар и Люк Бессон выступили на этот раз как продюсеры. Под занавес фестиваля прибыли кумиры миллионов — Леонардо Ди Каприо и Квентин Тарантино. У последнего было сразу два знаменательных повода: 20-летие «Криминального чтива» и 50-летие его любимого жанра — спагетти-вестерна. Он самолично представил любимый фильм из этой категории — картину Серджио Леоне «За пригоршню долларов», а также вручил главную награду победителю — Джейлайну.

Квентин Тарантино, Ума Турман, турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан (второй слева), получивший «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Зимняя спячка», и британский актер Тимоти Сполл (справа), награжденный призом за лучшую мужскую роль
Фото: ИТАР-ТАСС

Несмотря на любовь к европейскому кинематографу и арт-хаусным картинам, самый большой ажиотаж у простой публики вызвали герои боевиков. Когда в один из дней на горизонте появилась старая гвардия — актеры фильма «Неудержимые 3» , поклонники ревели от восторга. В команде возмутителей спокойствия — Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Мел Гибсон (который, к слову, обзавелся эффектной бородой), Антонио Бандерас, Харрисон Форд, Джейсон Стэтхэм и Дольф Лунгренд. Рекламируя фильм, они полдня позировали на танке, каким-то образом загнанном на Круазет.

Увидеть звезд на расстоянии вытянутой руки удается, конечно, не всем, иногда даже журналистам — все зависит от статусности бейджа. Самые лучшие — белый и розовый бейджи заслуживаются годами.

Победила красота!

За главный приз фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» боролись 18 картин из 11 стран мира. Среди режиссеров, чьи работы были отобраны для основного конкурса, оказались и живые классики: чего стоит участие в фестивале режиссера, повлиявшего на мировое киноискусство и целое поколение кинематографистов — знаменитого Жана-Люка Годара! Были в конкурсе и те, кто только начинает свое звездное шествие в мир высокого кинематографа — речь о 25-летнем канадце Ксавье Долане. Кажется, самый дерзкий поступок в своей жизни — камин-аут, то есть публичное объявление о своей нетрадиционной ориентации, он уже совершил. В Каннах он далеко не новичок: за дебютную гей-ленту «Я убил свою маму» Долана уже называли сенсацией и в 2009 году вручили в Каннах целых три приза, а годом позже здесь же наградили спецпризом его «Воображаемую любовь». Забавно, что именно они — классик Годар и юный Долан — в итоге и поделили между собой Приз жюри. То есть, с одной стороны — престарелый идейный марксист, бунтарь, снявший авангардное кино, Годар, с другой — симпатичный хипстер Долан, презентовавший фильм для высоколобой аудитории в стилистике Instagram.

Главный герой фильма-лауреата премии «Особый взгляд» облизывает своего режиссера
Фото: ИТАР-ТАСС

Несмотря на несколько отличных лент в основном конкурсе, для себя я определила только два фаворита. Это картина турецкого гения Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» и фильм бельгийских режиссеров братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» с Марион Котийяр в главной роли. Последняя — это картина о матери семейства, которая теряет работу, и у нее только два дня и одна ночь, чтобы убедить коллег отказаться от их бонуса в пользу сохранения ее рабочего места. Она содержит в себе мощный социальный призыв. «Люди, оставайтесь людьми, вне зависимости от экономической ситуации!» — кричит лента. У впечатлительных фильм вызвал слезы, у других этот правильный, оттого и местами скучный фильм — лишь тревожные мысли о собственном рабочем месте.

Обычно Дарденны не уезжают без главных призов, но на этот раз лидером оказался турецкий Тарковский-Антониони в одном лице Нури Бильге Джейлан — именно он увез «Золотую пальмовую ветвь». Его магический почерк, удивительные пейзажи Турции и навеянные Чеховым и Достоевским задушевные разговоры, которых хватило на трехчасовой фильм под названием «Зимняя спячка», покорили публику. Зрители, среди которых и я, устраивали 10-минутные овации, а знатоки его творчества в один голос твердили, что это далеко не лучший фильм турецкого режиссера. «Новая лента сильно уступает его же картине «Однажды в Анатолии»,— говорили они. Большинству фильм представился по-настоящему красивым, медитативным, в котором нашлось место не только долгим разговорам, но и душещипательному элементу всех турецких сериалов — конфликту бедных с богатыми. Главный герой Айдин — бывший актер, а ныне управляющий отеля, расположенного в потрясающей красоты месте — в свободное время пишет о высоком: то об истоках турецкого театра, то о морали и религии. При этом сам далек от идеалов, о которых пишет,— позволяет себе простые человеческие слабости: любит, когда бедные соседи лебезят перед ним и лобызают ему руки. Когда снег заметает отель и природа подвигает жителей этого забытого богом места к новой точке отсчета, он понимает, что его жизнь — совсем не та, к которой он стремился, о которой мечтал. Знатоки русской литературы тут же нашли сходство этого героя с чеховским профессором Серебряковым из «Дяди Вани», а роль турецкого «дяди Вани» торжественно вручили разведенной сестре главного героя. Картина полна наших культурных кодов: чего только стоит кадр, когда необъезженная лошадь, попавшая в водоем, не может выбраться на сушу.

Адильхан Ержанов (в центре в футболке GAP) на фотоколле в Каннах
Фото: ИТАР-ТАСС

В целом решение жюри этого года не вызывает недоумения, все справедливо. Приз за лучший сценарий достался «Левиафану» Андрея Звягинцева, награды за актерские работы заслуженно ушли англоязычным актерам. Гран-при Каннского кинофестиваля получил итальянский фильм «Чудеса» с Моникой Белуччи в одной из эпизодических ролей — она играет ведущую сельскохозяйственного телеконкурса. Симпатичный фильм о проблемах итальянской деревни. У сурового работяги-пчеловода в помощницах только дочери и, как назло, ни одного сына. Трудятся девчонки как пчелки, а максимум, на что способен расщедриться отец — это верблюд для самой старшей, Джельсомины. Дочки уговаривают отца принять участие в телевизионном семейном шоу для фермеров, в котором они, честные производители меда, дружно проигрывают.

Приз «Золотая камера» за лучший дебют ушел трем авторам французского фильма «Тусовщица». Довольно заурядная картина о том, как нелегко стареть танцовщице кабаре, особенно когда в душе еще молода и красива.

И снова защитники животных

Одну из самых престижных наград Каннского кинофестиваля, премию «Особый взгляд», заслужила картина венгерского режиссера Корнеля Мундруцо, включенная в конкурс организаторами в последний момент. Фильм, главным героем которого стала собака, выброшенная жестокими людьми на улицу и начавшая свою борьбу против злых людей, по крайней мере, симпатичен. Одни зрители посчитали его спекулятивным, другие, напротив, прослезились от того, какие же незащищенные животные. На премьеру авторы пригласили пса и сообщили, что в фильме снялось около трехсот собак из приюта. Как управлять такой стаей на съемочной площадке — а они исполняли роли злых бродячих псов, напавших на город,— одному режиссеру известно. Самых больших комплиментов заслужила картина «Турист» шведского режиссера Рубена Эстлунда, исследующего человека в экстремальной ситуации. У него семья попадает под лавину на горнолыжном курорте. Специальным призом «Особого взгляда» был отмечен документальный фильм  «Соль земли» еще одного классика, Вима Вендерса, про легендарного бразильского фотографа Себастьяно Сальгадо. Фильм снят совместно с его сыном, Хулиано Рибейро Сальгадо.

«Хозяев» Адильхана Ержанова собравшиеся в Каннах критики оценили высоко

Конкурсная программа Каннского кинофестиваля этого года пестрит именами тех, кого считают классиками. Если британец Кен Лоуч в своей, наверное, последней картине в карьере обращается к ретро и экранизирует историю коммуниста Джимми Гралтона, который в начале 1930-х годов возвращается из Нью-Йорка в родную Ирландию и открывает в глухой деревне танцевальный клуб, то вечно живой Годар использует последние технологии и снимает замечательный 3D-фильм «Слова, прощайте!» — историю взаимоотношений семейной пары «рассказывает» зрителям их собака. Картинку мы видим ее глазами — цветную и трехмерную. Избавиться от слов великому режиссеру все же не удалось; наоборот, картина полна забавных высказываний: к примеру, в первые же минуты фильма зрителям сообщают, что Гитлер и телевидение — это порождения одного года. Затем острые, порой неполиткорректные высказывания сыплются как из рога изобилия. Годар, к примеру, сообщает, что русские никогда не станут европейцами, они — азиаты.

Председателем жюри в этом году стала женщина-режиссер Джейн Кэмпион, обладательница «Оскара», единственная женщина — обладательница «Золотой пальмовой ветви». Наверное, поэтому в конкурсе было непривычно много женщин-режиссеров — около 10 человек. Самые известные из них — японка Наоми Кавасе, итальянки Алис Рорвахер и Азия Ардженто. К сожалению, особых открытий среди «режиссерш» кинопублика не сделала. Картины Кавасе и Рорвахер впечатлили только тех, кто их работ не видел раньше. Обе используют ту же тему и те же приемы, что и раньше; к примеру, обладательница гран-при Рорвахер опять сняла фильм о девочке. В этом году также было непривычно много байопиков, среди экранизированных героев — знаменитый дизайнер Ив Сен-Лоран, красавица, принцесса Монако — Грейс Келли, ирландский коммунист Джимми Гралтон, британский живописец Уильям Тернер. Художественная ценность этих картин разная и располагается здесь по принципу возрастания качества — от скучнейшей истории про Ив Сен-Лорана до крепкой картины о Тернере. Запомнился фестиваль и актерами, пробующими силами в режиссуре. Томми Ли Джонс представил вестерн «Местный» — о том, как нелегко было перевозить трех сумасшедших женщин в Америке 19 века. Отличный актерский состав — в фильме снялись Хилари Суонк и Мэрил Стрип — и сценарий, выстроенный как бенефис самого Джонса, не впечатлили публику, как тот ни старался. С Райаном Гослингом и его «Затерянной рекой», рассказывающей о матери-одиночке, которая устроилась в клуб, где проводят кровавые ритуалы, вышло еще хуже. Видны его амбиции: он определенно хотел снять фильм в стиле Линча, но экранизировал свой детский кошмар. Пресса его освистала, а вот на премьере были овации. Зато очень порадовал внеконкурсный фильм «Бродяга» с Робертом Паттинсоном. Роуд-муви, напоминающий русские криминальные боевики «Бумер» и «Брат».

Наши Канны

67-й Каннский кинофестиваль запомнился всем казахстанцам прежде всего участием в официальной программе ленты «Хозяева» Адильхана Ержанова. Это третья картина молодого режиссера, снятая на этот раз в основном на частные деньги. Почему наши чиновники от кино побоялись разделить успех картины, понятно — стоит только узнать сюжет. У семьи из трех детей-сирот — двух братьев (один из них несовершеннолетний, другой — чуть постарше, но уже освободился из мест не столь отдаленных) и их маленькой сестры, больной раком, пытаются отобрать дом, который они сами построили, и никто не хочет им помогать в их борьбе. Правоохранительные органы бездушны, представители медицины циничны, кредиторы безжалостны. Что-то это напоминает, не правда ли? Единственное, что остается героям, это встретить смерть достойно, танцуя под рок-н-ролл и старый добрый джаз. Ведь танец — это единственное доказательство жизни.

Краски мрачнее некуда, но картина не выглядит спекуляцией. Позиция режиссера безжалостна, но справедлива. Благодаря работе молодого и талантливого оператора Еркинбека Птыралиева и выбранному режиссером стилю — желто-зеленой гамме, напоминающей полотна Ван Гога, фильм Адильхана выглядит не многообещающей лентой будущей звезды кинематографа, не экспериментальной картиной с большим потенциалом, а действительно полноценной киноработой, которую можно показать на самом престижном кинофестивале мира.

В новом фильме Ержанова много ссылок на живопись — и вышеупомянутый Ван Гог, и намеки на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Правда, на «вечере» собираются далеко не святоши. Выглядит сцена дня рождения одного из героев как пир во время чумы. Черный юмор нашего соотечественника и его бескомпромиссность в отношении изображения действительности, в которую попадают его героимаргиналы, критики оценили высоко.

После показа подошедший знаменитый российский продюсер Сергей Сельянов похлопал ребят из съемочной команды по плечу со словами: «Молодцы!» Директор Каннского кинофестиваля сказал, что ждет следующую картину Ержанова в Каннах. В рецензиях на «Хозяев» вспоминали Кафку и говорили о философии абсурда, за любовь к симметрии в кадре сравнили с Уэсом Андерсоном. Критик из знаменитого «Hollywood Reporter» назвал картину «поразительно оригинальной». А британский критик из авторитетного киножурнала «Variety» Джефф Эндрю не только включил фильм в десятку лучших картин кинофестиваля и назвал Адильхана Ержанова открытием кинофестиваля, но и завершил свою рецензию словами «Канны ваши!» Интересно, что именно тема частной собственности, своей земли, поиска своего жизненного пространства для молодого режиссера стала главной в творчестве. Первая картина «Риэлтор» рассказывала о том, как один бездельник, пьяница и должник решил отдать за долги землю, где находится его родовое кладбище, за что и попадает во времена праотцов и на своей шкуре понимает, какую цену платили наши предки за эту землю. Вторым его фильмом были «Строители», снятые всего за 10 тысяч долларов. В нем рассказывается о злоключениях сирот — двух братьев и их младшей сестры. Борясь с произволом властей, которые хотят отобрать участок, так как на нем нет построек, они строят свой дом из ворованных стройматериалов, за что старший попадает в тюрьму. Фильм «Хозяева», собственно, является продолжением той картины.

В конце фильма после трагической развязки камера показывает безмятежно растущие подсолнухи и чистое небо, давая надежду на то, что когда-нибудь все будет хорошо. Однако после всего увиденного надежда выходит слабой и неутешительной. В заключение остается добавить, что, помимо прочего, Адильхан Ержанов был приглашен для участия в серии питчингов, организованных «Ателье Синефондасьон» в рамках Каннского кинофестиваля. Проект, который он презентовал, называется «Алиюшка». Он — о бездомной девочке, живущей на заводе вместе с остальными беспризорниками. В отличие от других, она единственная, кто умеет читать и не употребляет наркотики. Девочка собирает вокруг себя детей, которые так же, как и она, хотят сделать общество лучше, отказаться от наркотиков и криминала. Словом, надежда будет в следующем фильме.

Истории одичания

Исследованием, посвященным современным монстрам, уничтожающим людей в мирное время, стала картина Андрея Звягинцева «Левиафан». У Звягинцева библейским чудовищем Левиафаном становится государство, точнее — чиновник, его олицетворяющий. Поначалу история о том, как у местного жителя представитель власти отбирает дом, а потом и нормальную жизнь, выглядит чуть ли не комедией. Русские, живущие на берегу Баренцева моря, ежедневно наблюдающие удивительные морские пейзажи (чего стоит один вид гигантского китового скелета), виртуозно матерящиеся и весело проводящие выходные (с водкой и стрельбой по портретам бывших вождей), вызывают симпатию, зал хохочет. И лишь к финалу оказывается, что это — драма, и опять безо всякой надежды на будущее. Эта картина Звягинцева не похожа на его остальные работы, изменилось все — от визуального ряда до содержания. Теперь русского режиссера интересуют не интимные семейные истории («Елена», «Изгнание»), а общественное устройство. Неожиданно Звягинцев дает понять свое мнение, касающееся церкви: у него служители культа ничуть не лучше, чем чиновники. «Неплохой фильм, но не «Пальма»,— заявляли те, кто привык к шедеврам от Звягинцева. В любом случае фильм отметили за сценарий, который Звягинцев написал вместе с постоянным соавтором Олегом Негиным.

Отдельно хочется упомянуть проект, спродюсированный Люком Бессоном, это аргентинский фильм «Дикие истории» Дамиана Шифрона. Очаровательные, смешные и драматичные киноновеллы, собранные в один фильм, особенно приглянулись журналистам. Одна из историй, кстати говоря, напоминает наши скандалы с участием золотой молодежи в ДТП со смертельным исходом. Сын богатого чиновника сбивает насмерть пешехода и скрывается с места преступления, что вызывает широкий общественный резонанс; пресса негодует, папаша находит «виноватого», который отсидит за его сына. В итоге беднягу, согласившегося на эту роль, убивает отец жертвы. Мораль: нет маленьких преступлений против совести.

«От тайги до британских морей»

В целом осталось ощущение, что фестиваль впервые пристально вгляделся в кинематограф стран бывшего СССР. Судя по количеству работ из СНГ, интерес к нашим странам серьезный. Помимо казахстанского («Хозяева» Ержанова), российского («Левиафан» Звягинцева) и двух украинских фильмов («Майдан» Лозницы и «Племя» Слабошпицкого) нашлось еще кое-что. К примеру, американец Гейб Польски снял документальную ленту о советском хоккее «The Red Army». Забавно было слышать, как на красной дорожке в честь премьеры фильма звучала песня, в которой «от тайги до британских морей Красная армия всех сильней».

Другой автор — малийский режиссер, звезда африканского кино Абдеррахман Сиссако, представивший в Каннах одну из самых обсуждаемых картин под названием «Тимбукту» — тоже, оказывается, косвенно связан с русскоязычным кино, ведь он выпускник ВГИКа. Его картина о захвате одноименного города джихадистами и противодействии местных жителей исламским террористам стал одним из самых смелых на фестивале.

Впрочем, самое большое внимание современной России уделил французский режиссер Мишель Хазанавичус, снявший фильм «Поиск» о войне в Чечне с Беренис Бежо в главной роли. Картина не преследует цели быть правдивой лентой о войне в Чечне и сделана с точки зрения чеченцев. Это больной удар по самолюбию русских, после просмотра российские журналисты Хазанавичуса в своих материалах просто растерзали. Самая вежливая оценка — «кино топорное и деревянное». Фильм снимался в Грузии в секретной обстановке. Действительно, русские здесь выглядят в фильме непривлекательно, ведь показаны только солдаты, которые пришли туда, чтобы воевать. Видно, что ничего дурного против России режиссер не замышлял, просто в картине сквозит страх перед «рассерженным медведем». Если отвлечься от политики и фактов, а относиться к фильму как некому фильму о некой войне, то это просто трогательная картина о мальчике, потерявшем из-за войны семью и нашедшем новую благодаря представительнице гуманитарной организации. Впрочем, многое в фильме похоже на правду: бессилие международных организаций в разрешении военных конфликтов, их полное равнодушие ко всему происходящему. Исполнитель главной роли, 10-летний мальчик, просто гениален. В прошлом году Хазанавичус получил «Оскара» за своего «Артиста» и, возможно, получит еще одну номинацию за новую картину. Так или иначе фильм остался без призов, хоть он и французский. Как бы то ни было, в Каннах победила не политика, а хорошее кино.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом