Растем по-мелкому

Более высокий экономический рост 2013 года не оказал существенного влияния на рынок консалтинга

Растем по-мелкому

По итогам 2013 года объем реализации компаний-участниц ренкинга «Казахстанский консалтинг», подготовленного рейтинговым агентством «Эксперт РА Казахстан», составил 2,4 млрд тенге и вырос на значительные 49%. По общей оценке участников исследования, наибольший спрос на консалтинг по-прежнему исходит от корпоративного сектора. Однако именно малый и средний бизнес является «якорным» клиентом, стабильно заинтересованным в получении юридических, налоговых, финансовых и IT-консалтинговых услуг.

По мнению участников ренкинга, более высокий рост казахстанской экономики в 2013 году (6% против 5% в 2012 году) оказал влияние на результаты деятельности, что отразилось в больших объемах реализации. «Услуги консалтинга значительно выросли за прошедший год, и консалтинг стал более востребованным в Казахстане,— отмечает Асия Буркутова, юрист в компании «МинТакс». — Главным заказчиком казахстанского консалтинга на сегодняшний день являются частные компании, и мы не ожидаем изменений».

Запрос брутального бизнеса

В 2013 году наибольший объем совокупной выручки участников ренкинга — 35%, или 834,1 млн тенге в абсолютном выражении,— обеспечил государственный сектор за счет нескольких крупных контрактов. Максимальной статьей государственного «расхода» стал юридический консалтинг, который обошелся заказчикам в 517,7 млн тенге. Это предельная сумма дохода, которую единовременно заработала консалтинговая компания в 2013 году.

Другие крупные консалтинговые расходы госсектора связаны с не снижающим скорость проникновения в казахстанский бизнес IТ- и управленческим консалтингом, собравшим 126,3 млн тенге. Популярность IТ-консалтинга объясняется тем, что в последние несколько лет все больше компаний — как государственных, так и частных — понимают важность организации эффективной структуры управления информационными технологиями. С каждым годом бизнес тратит все больше средств на развитие IТ-систем с учетом текущих и перспективных бизнес-задач, на оценку эффективности использования корпоративных IТ-систем.

Сравнительно небольшие суммы госсектор потратил на консалтинг в области финансового управления (бухгалтерские услуги, аутсорсинг функций учета, планирование издержек и контроль рисков, разработка бизнес-планов и т.д.) — 17 млн тенге и на налоговый консалтинг — 3,1 млн тенге.

В перечне консалтинговых услуг, оплаченных госсектором, присутствует не столь привычная, к сожалению, для местного рынка услуга, как консалтинг в области организации производства товаров и услуг. Здесь имеется в виду комплекс вопросов, связанных с разработкой и внедрением технологий, консультированием по вопросам управления производством, организацией логистики и контроля качества, а также формированием НИОКР. На эти нужды израсходовано 12,2 млрд тенге. Инициативы правительства по реформированию структуры экономики с уклоном в современные инновационные производства стали важным посылом для получения подобных консультаций.

Второй крупнейший потребитель консалтинговых услуг — металлургический комплекс. На него пришлось почти 15% заказов стоимостью 350,4 млн тенге. Сфера консалтинговых интересов металлургического сектора расположилась следующим образом. Наибольший бюджет у налогового консалтинга — 137,8 млн тенге, затем идут IТ и управленческий консалтинг — 67,4 млн тенге.

На третьем месте среди потребителей консалтинговых услуг — нефтяной и нефтегазовый сектор. Его доля в совокупной выручке консалтинговых компаний-­участниц ренкинга составляет 12,5%, или 294,8 млн тенге в денежном выражении. В 2013 году нефтяники более всего интересовались финансовым консалтингом, на него они потратили половину направленных на оплату консалтинга средств — 125,2 млн тенге. За консалтинг в области стратегического планирования и организационного развития нефтянка заплатила 105,2 млн тенге. Здесь надо отметить, что спрос на этот вид консалтинга со стороны казахстанских компаний довольно редкий и связан с тем, что, как правило, собственники бизнеса и менеджмент предпочитают полагаться на собственные силы и компетенции, когда речь заходит о стратегическом планировании. В этом случае нефтяной бизнес — счастливое исключение для консалтеров. Многие казахстанские нефтяные компании нацелены разрабатывать корпоративную стратегию на основе комплексного подхода к решению производственных задач по освоению месторождений. Специфика стратегического планирования в нефтяных компаниях заключается в том, что внешняя среда довольно некомфортна: на рынке присутствует множество игроков, существует риск изменения налогового законодательства и законодательства по недропользованию не в пользу добывающих компаний, не говоря уже о валютных и ценовых рисках.

Кроме того, специфика нефтяного бизнеса требует наращивания добычи, расширения каналов сбыта и применения гибкого ценообразования, поскольку борьба между компаниями разворачивается еще и за сырьевые ресурсы. С этих позиций всегда востребована внешняя квалифицированная экспертиза комплекса производственных и финансовых вопросов, направленная на усиление конкурентных преимуществ добывающей компании.

Четверку лидеров с «чеком» свыше 100 млн тенге замыкает электроэнергетика. На ее долю приходится 5%, или 134,9 млн тенге, совокупной выручки консалтингового рынка. Показательно, что в 2013 году энергетики проявили максимальный интерес к IT-консалтингу, отдав на эти услуги почти весь бюджет: 124,8 млн тенге. Это связано с тем, что современные генерирующие, передающие и сбытовые энергетические компании сложно представить без информационных технологий, которые автоматизируют работу на многих участках производственного процесса, обеспечивают контроль и бесперебойность производственного цикла. С большей долей вероятности можно утверждать, что IT-консалтинг будет востребован энергетиками и в будущем году.

Анализ деятельности консалтинговых компаний в 2013 году еще раз показал стабильность спроса на отдельные виды консультаций со стороны бизнеса. В структуре выручки консалтинговых компаний 23%, или 549,4 млн тенге, приходится на юридический консалтинг, 20% — на налоговый консалтинг; 19% — на финансовый консалтинг; 14% — на IT-консалтинг. Далее следуют стратегическое планирование и организация производства и оказания услуг.

Лидеры рынка

По итогам 2013 года лидером ренкинга «Казахстанский консалтинг» стала компания «БЕЙКЕР ТИЛЛИ ЕЛТАЛ КАЗАХСТАН» с объемом реализации 523,6 млн тенге. Годовой прирост выручки составил 46,5%. Наиболее активно компания работает в IT-консалтинге (64% выручки), также она представлена в налоговом и финансовом консалтинге.

Компания показывала стабильные результаты в 2013 году, занимая лидирующие позиции в налоговом, юридическом и IT-консалтинге.

Вторая позиция в общем списке — у «Консалтинговой группы Болашак», ее годовая выручка составила 517,7 млн тенге, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 419,3%. Деятельность консалтинговой группы заключается в проведении научных и практических экспертиз, консультаций по вопросам международного и национального права. Максимальный объем выручки, что понятно, пришелся на юридический консалтинг.

Консалтеры считают, что основной вызов для консалтинговых компаний - необходимость постоянного повышения системы контроля качества оказания услуг именеджмента

Третье место по объему выручки у компании «МинТакс». Компания привлекла от клиентов 325,3 млн тенге, с ростом объема средств по сравнению с 2012 годом на 51,2%. Сфера деятельности «МинТакс» — налогообложение, бухгалтерский учет, аудит и юриспруденция. Компания успешно провела 2013 год, став первой среди участников ренкинга по объему услуг в области налогового консалтинга и второй — по объему дохода в области юридического консалтинга.

Независимый партнер группы «МинТакс» Ерлан Галиев отмечает, что драйверами роста консалтинга в 2013 году стали металлургический комплекс, нефтяная и нефтегазовая, а также пищевая промышленность. Сейчас перед компанией стоит задача развития имеющихся видов услуг и оказание новых в соответствии с потребностями рынка. В компании считают, что основной вызов для консалтинговых компаний — необходимость постоянного повышения системы контроля качества оказания услуг и менеджмента.

«Существенных изменений на рынке в 2014 году не предвидится. Ожидаем стабильного роста нашего бизнеса на фоне общих относительно стабильных и благоприятных экономических условий»,— резюмирует Ерлан Галиев.

На четвертом месте — компания «Интелев Технологии» с годовой выручкой в 267,3 млн тенге. Компания предлагает услуги по внедрению современных систем управления и является одним из ведущих поставщиков консалтинга и автоматизации в области стратегического, процессного, финансового управления. За 2013 год рост выручки составил 4,9%. Компания — лидер ренкинга в области стратегического планирования и организационного развития и в области финансового консалтинга.

Пятерку крупнейших консалтинговых компаний в ренкинге «Казахстанский консалтинг» замыкает компания Grant Thornton с объемом реализации 164,8 млн тенге. За 2013 год выручка компании выросла на 18,6%. У Grant Thornton — диверсифицированный консалтинговый бизнес, компания предлагает услуги в области аудита, бухгалтерского учета, налогового консультирования, корпоративных финансов, оценки, сопровождения сделок и управления рисками.

В ожидании перспектив

Итоги 2013 года оказались весьма позитивными для казахстанских консалтеров. В столичной компании «Консалтинг Капитал НС» (услуги юридическим лицам и ИП: аутсорсинг, по ведению, восстановлению, сопровождению бухгалтерского и налогового учета) отмечают увеличение спроса на консалтинг со стороны новых клиентов, так как все больше клиентов понимают значимость консалтинговых услуг. В 2013 году в «Консалтинг Капитал НС» основными потребителями услуг стали строительные и торговые компании. «Мы ожидаем увеличения сферы нашей деятельности и освоения новых видов консалтинговых услуг. Притом что услуги в области бухгалтерского учета и налогообложения востребованы всегда»,— отмечает директор компании Светлана Ляшинская.

В компании Active Account (оказывает услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по ведению бухгалтерского учета

и финансовому консалтингу, основные клиенты — сфера торговли и услуг) не увидели явного оживления казахстанской экономики в проекции на свой бизнес. «Основной спрос на наши услуги проявляется со стороны малого и среднего бизнеса. Но поскольку этот сегмент рынка сейчас начал получать активное содействие со стороны государства, мы ожидаем прямого положительного влияния,— говорит генеральный директор TOO «Active Account» Фархад Кизатов. — Основным фактором отсутствия спроса на бухгалтерские услуги считаем неразвитость рынка, незаинтересованность бизнеса в открытости, тяготение к полулегальному формату ведения бухгалтерского учета, наличие стереотипов мышления у собственников МСБ в вопросах подходов к ведению бизнеса. Также немаловажным аспектом является недоверие собственников к организациям-аутсорсерам ввиду отсутствия правовой защищенности бизнеса. Не секрет, что у нас нет нормативной базы, прямо регулирующей отношения аутсорсинга».

В Active Account полагают, что в аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета локомотивом спроса остается частный бизнес. «Государственные структуры по различным причинам (зарегулированность в организации учета, требования государственных закупок и т.д.) не проявляют заинтересованности в наших услугах. Большие инициативы мы ожидаем от частного бизнеса. Это связано с потребностями собственников в переложении учетных и отчетных функций на аутсорсера ввиду ограниченности личных компетенций в этом вопросе и необходимости сосредоточения усилий на развитии бизнеса»,— отмечает Фархад Кизатов.

В компании уверены, что в 2014 году произойдет оживление бизнес-среды и это положительно скажется на росте спроса консалтинговых услуг в сфере аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета. Это ожидание основано на предпринимаемых правительством мерах, направленных на интенсивное развитие малого и среднего бизнеса, в том числе объявленные моратории на проверки субъектов МСБ со стороны государственных органов.

Важно не остаться в стороне от развития информационных технологий: следует продвигать бизнес «в ногу со временем», осваивать новые возможности IT, облачных технологий, систем коммуникаций и т.д. Также для консалтеров важны государственные инициативы по развитию МСБ. Для сохранения конкурентоспособности требуется обеспечить оперативное реагирование на запросы МСБ, изучение их насущных потребностей.

«С целью повышения конкурентного преимущества мы ориентированы на максимальное использование новых знаний и технологий, разработку и усовершенствование методологии, повышение квалификации персонала,— отмечает г-н Кизатов. — Немаловажным считаем расширение сотрудничества со специализированными компаниями в области развития продаж, продвижения сайта компании, IT-услуг. Помимо этого, планируем поэтапное внедрение страхования ответственности компании».

Обобщая комментарии и мнения участников ренкинга, резюмируем несколько важных моментов. Первое: несмотря на то что основным потребителем консалтинговых услуг является корпоративный сектор, огромное влияние на его приоритеты и предпочтения оказывает бизнес-среда, в формировании которой принимает самое прямое участие государство. Своевременные инициативы государства по развитию среднего и малого бизнеса могут стать катализатором спроса со стороны МСБ не только на традиционный налоговый и финансовый консалтинг, но также на другие виды консалтинговых услуг.

Второе: консалтинговый рынок, как сфера интеллектуальных услуг, очень чувствителен к изменению казахстанской бизнес-среды, поэтому может рассматриваться в качестве индикатора экономического здоровья казахстанских компаний. Спрос на консалтинг остается посредственным. В большинстве своем казахстанский бизнес не склонен повышать качество управления бизнес-процессами, используя компетенции специализированных компаний, демонстрировать транспарентность и открытость финансовой отчетности.

Третье: консалтинговый бизнес предполагает взаимное влияние клиента и консультанта. Отсутствие у большинства субъектов казахстанского бизнеса желания взаимодействовать с консультантом негативно сказывается на рынке консалтинга, который не получает стимула для собственного развития. Тем не менее опыт многих консалтинговых компаний показывает, что казахстанский консалтинг совершенствуется и старается переломить отношение бизнеса в свою пользу.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?