Прибыли меньше. Что дальше?

Растущие затраты «Рахата» придавили его прибыль
Растущие затраты «Рахата» придавили его прибыль

Чистая прибыль кондитерской фабрики «Рахат» по итогам 2013 года снизилась на 32,5%, составив 1,3 млрд тенге. Судя по всему, компания не смогла справиться с ростом затрат, которые оказались выше полученных доходов.

Не будем скрывать: финансовых итогов 2013 компании «Рахат» — безусловного лидера отечественного рынка кондитерских изделий — многие аналитики ждали с особым нетерпением. Внезапная продажа контрольного пакета акций (76%) «Рахата», значительной долей которых владело руководство (25,5% акций принадлежало главе компании Анатолию Попелюшко, еще 11,5% — главному технологу Наталье Хильчук), южнокорейской компании Lotte Confectionery Co вызвала огромный интерес и массу вопросов, в числе которых — насколько эффективно новый инвестор сможет управлять успешной шоколадной империей «Рахат».

К сожалению, холдинг Lotte, зайдя на казахстанский рынок, не организовал традиционную и естественную для иностранного инвестора коммуникацию с местными СМИ и аналитиками. Единственная публичная информация о планах Lotte в Казахстане содержалась в пресс-релизе, объявлявшем о заключении сделки между Lotte и «Рахат».

В нем говорилось, что для Lotte покупка казахстанской компании — важный шаг в экспансии на новые перспективные рынки СНГ. До настоящего времени основной объем продукции «Рахат» (85%) оставался на внутреннем рынке, но свыше 50% экспорта занимают поставки в Россию, 30% в Киргизию, в меньших объемах продукция «Рахат» отправляется в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Монголию, Германию и Азербайджан.

Намерена ли Lotte переориентировать внутри этих стран экспортные потоки? Скорее всего нет: российский рынок более емкий и продукцию «Рахат» там знают хорошо. Однако у Lotte уже есть собственные производства в России. Но ассортимент продукции на российских фабриках Lotte довольно скромен: лидер российских продаж — печенье ChocoPie.

Информации о самой Lotte довольно мало. Сведения из открытых источников говорят, что южнокорейский инвестор — многопрофильный холдинг, управляющий различными видами бизнесов, в том числе шоколадным. Производственные активы Lotte в шоколадном бизнесе можно назвать многочисленными, они расположены в нескольких странах, но, как правило, продуктовая линейка в них ограничена несколькими наименованиями.

Вопрос о том, сможет ли иностранный инвестор, обладающий подобной компетенцией, удержать на традиционно высоком уровне качество рахатовских конфет или же примет стратегию сокращения издержек для снижения стоимости продукции и наращивания объема продаж (основные затраты «Рахата» — качественное сырье), до сих пор остается открытым.

Поскольку сделку заключили в июне, а закрыли в ноябре 2013 года, говорить о первых результатах южнокорейского менеджмента все же можно.

В 2013‑м впервые за четыре года был прерван тренд роста валовой прибыли. В 2010 году она составила 4,3 млрд тенге, в 2011 — 5,3 млрд тенге, в 2012 — 6,2 млрд тенге, а по итогам 2013 года — лишь 5,8 млрд тенге. Сокращение объема валовой прибыли объясняется ростом себестоимости продукции. В 2010 году она составила 19,2 млрд тенге. Затем затраты на производство стабилизировались и оставались на уровне 23 млрд тенге, но в 2013 году они выросли до 25,3 млрд тенге. Основной рост в графе таких затрат зафиксирован по стоимости материалов — до 20,1 млрд тенге с 18,4 млрд тенге годом ранее, а также расходам на ремонт и техническое обслуживание — до 277 млн тенге, с 152,7 млн тенге в 2012 году.

Одновременно доход от реализации «Рахат» в 2013 году вырос на 6% — до 31,2 млрд тенге.

Статистика операционной прибыли, которая включает в себя дополнительные доходы и расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, красноречиво свидетельствует о росте общих и административных расходов с 2,1 млрд тенге в 2012 году до 2,5 млрд в 2013 году. При этом удорожание таких затрат связано прежде всего с более высокими расходами по заработной плате и соответствующим налогам, расходом на аудит и консалтинг, что вполне понятно в ситуации смены собственника, а также в графе налогов и таможенных сборов. Здесь рост расходов почти удвоился, с 60,2 млн тенге до 116 млн, на фоне того, что в предыдущие годы оставался практически на одинаковом уровне.

Иными словами, по итогам 2013 года «Рахат» продолжал оставаться в рамках маркетинговой стратегии, полученной от прежнего менеджмента. Тем не менее рост затрат, связанный прежде всего с приобретением материалов, вполне может подстегнуть новое руководство к изменению ценовой и маркетинговой политики «Рахата».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее