Прибыли меньше. Что дальше?

Растущие затраты «Рахата» придавили его прибыль
Растущие затраты «Рахата» придавили его прибыль

Чистая прибыль кондитерской фабрики «Рахат» по итогам 2013 года снизилась на 32,5%, составив 1,3 млрд тенге. Судя по всему, компания не смогла справиться с ростом затрат, которые оказались выше полученных доходов.

Не будем скрывать: финансовых итогов 2013 компании «Рахат» — безусловного лидера отечественного рынка кондитерских изделий — многие аналитики ждали с особым нетерпением. Внезапная продажа контрольного пакета акций (76%) «Рахата», значительной долей которых владело руководство (25,5% акций принадлежало главе компании Анатолию Попелюшко, еще 11,5% — главному технологу Наталье Хильчук), южнокорейской компании Lotte Confectionery Co вызвала огромный интерес и массу вопросов, в числе которых — насколько эффективно новый инвестор сможет управлять успешной шоколадной империей «Рахат».

К сожалению, холдинг Lotte, зайдя на казахстанский рынок, не организовал традиционную и естественную для иностранного инвестора коммуникацию с местными СМИ и аналитиками. Единственная публичная информация о планах Lotte в Казахстане содержалась в пресс-релизе, объявлявшем о заключении сделки между Lotte и «Рахат».

В нем говорилось, что для Lotte покупка казахстанской компании — важный шаг в экспансии на новые перспективные рынки СНГ. До настоящего времени основной объем продукции «Рахат» (85%) оставался на внутреннем рынке, но свыше 50% экспорта занимают поставки в Россию, 30% в Киргизию, в меньших объемах продукция «Рахат» отправляется в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Монголию, Германию и Азербайджан.

Намерена ли Lotte переориентировать внутри этих стран экспортные потоки? Скорее всего нет: российский рынок более емкий и продукцию «Рахат» там знают хорошо. Однако у Lotte уже есть собственные производства в России. Но ассортимент продукции на российских фабриках Lotte довольно скромен: лидер российских продаж — печенье ChocoPie.

Информации о самой Lotte довольно мало. Сведения из открытых источников говорят, что южнокорейский инвестор — многопрофильный холдинг, управляющий различными видами бизнесов, в том числе шоколадным. Производственные активы Lotte в шоколадном бизнесе можно назвать многочисленными, они расположены в нескольких странах, но, как правило, продуктовая линейка в них ограничена несколькими наименованиями.

Вопрос о том, сможет ли иностранный инвестор, обладающий подобной компетенцией, удержать на традиционно высоком уровне качество рахатовских конфет или же примет стратегию сокращения издержек для снижения стоимости продукции и наращивания объема продаж (основные затраты «Рахата» — качественное сырье), до сих пор остается открытым.

Поскольку сделку заключили в июне, а закрыли в ноябре 2013 года, говорить о первых результатах южнокорейского менеджмента все же можно.

В 2013‑м впервые за четыре года был прерван тренд роста валовой прибыли. В 2010 году она составила 4,3 млрд тенге, в 2011 — 5,3 млрд тенге, в 2012 — 6,2 млрд тенге, а по итогам 2013 года — лишь 5,8 млрд тенге. Сокращение объема валовой прибыли объясняется ростом себестоимости продукции. В 2010 году она составила 19,2 млрд тенге. Затем затраты на производство стабилизировались и оставались на уровне 23 млрд тенге, но в 2013 году они выросли до 25,3 млрд тенге. Основной рост в графе таких затрат зафиксирован по стоимости материалов — до 20,1 млрд тенге с 18,4 млрд тенге годом ранее, а также расходам на ремонт и техническое обслуживание — до 277 млн тенге, с 152,7 млн тенге в 2012 году.

Одновременно доход от реализации «Рахат» в 2013 году вырос на 6% — до 31,2 млрд тенге.

Статистика операционной прибыли, которая включает в себя дополнительные доходы и расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, красноречиво свидетельствует о росте общих и административных расходов с 2,1 млрд тенге в 2012 году до 2,5 млрд в 2013 году. При этом удорожание таких затрат связано прежде всего с более высокими расходами по заработной плате и соответствующим налогам, расходом на аудит и консалтинг, что вполне понятно в ситуации смены собственника, а также в графе налогов и таможенных сборов. Здесь рост расходов почти удвоился, с 60,2 млн тенге до 116 млн, на фоне того, что в предыдущие годы оставался практически на одинаковом уровне.

Иными словами, по итогам 2013 года «Рахат» продолжал оставаться в рамках маркетинговой стратегии, полученной от прежнего менеджмента. Тем не менее рост затрат, связанный прежде всего с приобретением материалов, вполне может подстегнуть новое руководство к изменению ценовой и маркетинговой политики «Рахата».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики