«Немой» Хичкок

На прошлой неделе Британский совет представил проект Британского института кино «Хичкок 9»

«Немой» Хичкок

«Хичкок 9» — самый крупный и сложный проект по реставрации на сегодня. Фильмы, отснятые с 1925 по 1929 год, являются фундаментом, на котором основаны последующие работы мастера. Немые фильмы Хичкока имеют большое значение для понимания более поздних произведений великого режиссера, и названный проект дает возможность зрителям по всему миру увидеть их по-новому.

Алматинцы смогли увидеть шесть ранних лент будущего гения хоррора, в которых дебютант Хичкок предстает безупречным рассказчиком и мастером саспенса. Показ картин сопровождала живая музыка. «Неделю» открыл «Сад наслаждений» в сопровождении Государственного оркестра «Камерата Казахстана» под управлением британского дирижера Кристофера Остина. Оркестр исполнил музыку, написанную специально для этого фильма британским композитором Дэниэлом Патриком Коэном. Специально приехавший в Алматы 26-летний композитор рассказал, что писать музыку для немых картин проще, поскольку не приходится подстраиваться под звукоряд, как в обычном кино. «Например, когда в фильме со звуком происходит взрыв, он перекрывает музыку, поэтому приходится подстраиваться под звуки, разбивать музыку и переносить ее в другие кадры. В немом кино вы полностью контролируете ситуацию и не зависите от других звуков»,— пояснил он. Когда Дэниэлу было 17 лет, работы Хичкока сыграли большую роль в его жизни, именно они подтолкнули юношу к композиторской деятельности. «Для меня как для композитора проект “Хичкок 9” особенно интересен тем, что я получил возможность работать с фильмами гениального режиссера и при этом имел полную свободу в выборе художественного направления при написании музыки. Когда я писал композицию для “Сада наслаждений”, я черпал вдохновение из многих источников: произведений Стравинского и Мессиана, джаза Майлза Дэвиса и соула Куртиса Мэйфилда, рэпа Beastie Boys и ди-джея Shadow. Я очень благодарен BFI за эту работу и отдельно British Council за возможность представить проект “Хичкок 9” в разных странах, включая Казахстан»,— сказал на открытии Дэниэл Патрик Коэн. На протяжении десятилетий режиссерский дебют Альфреда Хичкока «Сад наслаждений» (1926) существовал только в урезанном виде. В результате, в ходе проекта реставрации кинофильмов, были изучены архивы в разных странах мира, 20 вырезанных из ленты минут восстановлены, и зрителю предоставлена возможность стать свидетелем зарождения гения Хичкока.

«Шампанское» сопровождала музыкальная импровизация казахстанского диджея Aero. Показы фильмов «Человек с острова Мэн», «Жена фермера» и «Шантаж» прошли под живой аккомпанемент британского пианиста Джона Суини. В последнем фильме проекта, «Человек с острова Мэн» (1929 год), мы видим режиссера, который знает, что такое визуальная сила кино. Для Хичкока диалог (или интертитры в немых картинах) играет второстепенную роль. Этого принципа — показывать, а не рассказывать — он придерживается на протяжении всей своей творческой жизни. Кроме того, ранние фильмы Хичкока — это пример нарратива, который привлекает его и позднее: отрицательный герой (или героиня, как в фильме 1927 года «Легкое поведение» по пьесе Ноэла Кауарда). Хичкок однажды сказал: «Не так страшен взрыв, как ожидание взрыва». Саспенс — умение подвести зрителя к обрыву и оставить балансировать над бездной со смешанным чувством ужаса и восторга — это излюбленный прием Хичкока, которым он пользуется как в ранних немых лентах, так и в поздних шедеврах — таких, как «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959), «Психо» (1960) и «Птицы» (1963). Человека, не знакомого глубоко с немым кино, может поразить: как удавалось молодому Хичкоку так нагнетать напряжение. В ранних работах Хичкока мы видим необыкновенное разнообразие жанров: здесь и легкомысленная комедия «Шампанское» (1928), и накал страстей в «Человеке с острова Мэн». И вместо того чтобы пытаться втиснуть каждую картину в рамки какой-то категории, которая определяла бы Хичкока как режиссера, логичнее видеть в них процесс поиска своего киноязыка. Сегодня величайшим постановщиком сцен в стиле экшн считается Стивен Спилберг. На протяжении более чем 50 лет мастером сложных  и мастерски снятых динамичных сцен был Хичкок. Например, полет «кукурузника» в ленте «На север через северо-запад», погоня в начале «Головокружения» или кульминация «Диверсанта» (1942) на статуе Свободы. Подобные моменты есть и в ранних фильмах режиссера: например, погоня в финалах «Жильца» (1926) и «Шантажа» (1929). Нельзя забыть и о блестящих сценах поединков в «Ринге» (1927).

Фильмы демонстрировались с субтитрами на казахском, английском и русском языках. Этот проект был реализован при содействии акимата Алматы, компаний «Шелл» и «Эйр Астана», а также кинотеатра «Арман». Мероприятие организовано в рамках празднования 20-летия установления культурных связей между Великобританией и ­Казахстаном.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности