«Немой» Хичкок

На прошлой неделе Британский совет представил проект Британского института кино «Хичкок 9»

«Немой» Хичкок

«Хичкок 9» — самый крупный и сложный проект по реставрации на сегодня. Фильмы, отснятые с 1925 по 1929 год, являются фундаментом, на котором основаны последующие работы мастера. Немые фильмы Хичкока имеют большое значение для понимания более поздних произведений великого режиссера, и названный проект дает возможность зрителям по всему миру увидеть их по-новому.

Алматинцы смогли увидеть шесть ранних лент будущего гения хоррора, в которых дебютант Хичкок предстает безупречным рассказчиком и мастером саспенса. Показ картин сопровождала живая музыка. «Неделю» открыл «Сад наслаждений» в сопровождении Государственного оркестра «Камерата Казахстана» под управлением британского дирижера Кристофера Остина. Оркестр исполнил музыку, написанную специально для этого фильма британским композитором Дэниэлом Патриком Коэном. Специально приехавший в Алматы 26-летний композитор рассказал, что писать музыку для немых картин проще, поскольку не приходится подстраиваться под звукоряд, как в обычном кино. «Например, когда в фильме со звуком происходит взрыв, он перекрывает музыку, поэтому приходится подстраиваться под звуки, разбивать музыку и переносить ее в другие кадры. В немом кино вы полностью контролируете ситуацию и не зависите от других звуков»,— пояснил он. Когда Дэниэлу было 17 лет, работы Хичкока сыграли большую роль в его жизни, именно они подтолкнули юношу к композиторской деятельности. «Для меня как для композитора проект “Хичкок 9” особенно интересен тем, что я получил возможность работать с фильмами гениального режиссера и при этом имел полную свободу в выборе художественного направления при написании музыки. Когда я писал композицию для “Сада наслаждений”, я черпал вдохновение из многих источников: произведений Стравинского и Мессиана, джаза Майлза Дэвиса и соула Куртиса Мэйфилда, рэпа Beastie Boys и ди-джея Shadow. Я очень благодарен BFI за эту работу и отдельно British Council за возможность представить проект “Хичкок 9” в разных странах, включая Казахстан»,— сказал на открытии Дэниэл Патрик Коэн. На протяжении десятилетий режиссерский дебют Альфреда Хичкока «Сад наслаждений» (1926) существовал только в урезанном виде. В результате, в ходе проекта реставрации кинофильмов, были изучены архивы в разных странах мира, 20 вырезанных из ленты минут восстановлены, и зрителю предоставлена возможность стать свидетелем зарождения гения Хичкока.

«Шампанское» сопровождала музыкальная импровизация казахстанского диджея Aero. Показы фильмов «Человек с острова Мэн», «Жена фермера» и «Шантаж» прошли под живой аккомпанемент британского пианиста Джона Суини. В последнем фильме проекта, «Человек с острова Мэн» (1929 год), мы видим режиссера, который знает, что такое визуальная сила кино. Для Хичкока диалог (или интертитры в немых картинах) играет второстепенную роль. Этого принципа — показывать, а не рассказывать — он придерживается на протяжении всей своей творческой жизни. Кроме того, ранние фильмы Хичкока — это пример нарратива, который привлекает его и позднее: отрицательный герой (или героиня, как в фильме 1927 года «Легкое поведение» по пьесе Ноэла Кауарда). Хичкок однажды сказал: «Не так страшен взрыв, как ожидание взрыва». Саспенс — умение подвести зрителя к обрыву и оставить балансировать над бездной со смешанным чувством ужаса и восторга — это излюбленный прием Хичкока, которым он пользуется как в ранних немых лентах, так и в поздних шедеврах — таких, как «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959), «Психо» (1960) и «Птицы» (1963). Человека, не знакомого глубоко с немым кино, может поразить: как удавалось молодому Хичкоку так нагнетать напряжение. В ранних работах Хичкока мы видим необыкновенное разнообразие жанров: здесь и легкомысленная комедия «Шампанское» (1928), и накал страстей в «Человеке с острова Мэн». И вместо того чтобы пытаться втиснуть каждую картину в рамки какой-то категории, которая определяла бы Хичкока как режиссера, логичнее видеть в них процесс поиска своего киноязыка. Сегодня величайшим постановщиком сцен в стиле экшн считается Стивен Спилберг. На протяжении более чем 50 лет мастером сложных  и мастерски снятых динамичных сцен был Хичкок. Например, полет «кукурузника» в ленте «На север через северо-запад», погоня в начале «Головокружения» или кульминация «Диверсанта» (1942) на статуе Свободы. Подобные моменты есть и в ранних фильмах режиссера: например, погоня в финалах «Жильца» (1926) и «Шантажа» (1929). Нельзя забыть и о блестящих сценах поединков в «Ринге» (1927).

Фильмы демонстрировались с субтитрами на казахском, английском и русском языках. Этот проект был реализован при содействии акимата Алматы, компаний «Шелл» и «Эйр Астана», а также кинотеатра «Арман». Мероприятие организовано в рамках празднования 20-летия установления культурных связей между Великобританией и ­Казахстаном.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее