Степь — есть, сетей — не хватает

Рынок РК открыт для развития торговых сетей, но казахстанским компаниям стоит поторопиться, иначе инициативу в местном сетевом ретейле перехватят россияне

Степь — есть, сетей — не хватает

Вытеснение традиционных структур розницы активно развивающимся сетевым ретейлом — эта тенденция в соседней России наблюдается уже несколько лет, однако в Казахстане пока не приобрела ощутимого масштаба. В РК по-прежнему много населенных пунктов, где сетевой ретейл практически не представлен. Если снова взглянуть на соседей, то там освоением небольших городов занимаются преимущественно дискаунтеры и магазины формата возле дома. В Казахстане такой формат сетевой торговли, как дискаунтеры, отсутствует. При этом стоит отметить, что крупнейшие сети России, «Магнит» и «Пятерочка», как дискаунтеры создали лидеров ретейла СНГ — группы «Магнит» и Х5. Андрей Калмыков, управляющий директор консалтинговой компании Trade Help, уверен: Казахстан очень ощутимо отстал от России в развитии сетевого ретейла. Однако этот рынок остается привлекательным для инвестиций, а неудачи первопроходцев из России в освоении, например, казахстанского food-ретейла дают хорошие шансы для развития местных сетей. Правда, успех их ждет, если они поспешат: россияне снова начинают активно исследовать вопрос вхождения на наш рынок.

Управление и невезение

— Андрей Сергеевич, на какой стадии сейчас находится развитие розничного ретейла в Казахстане? Если сравнить, например, с Россией — насколько отстаем?

— Казахстан отстает, можно сказать, на 7–10 лет в развитии. В чем это выражается? Первое — в республике отсутствует ряд форматов сетевой торговли. У нас нет сильного сетевого формата «гипермаркет», за исключением двух магазинов Green и одного гипермаркета «Рамстор» в Алматы. В Казахстане нет формата дискаунтеров — таких, как российские «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «Монетка», а это лидирующая группа российского ретейла. А сетей формата «кеш энд кэрри» в России пять. Это, например, «Лента» — более шестидесяти пяти магазинов в этой сети, «Карусель» — около восьмидесяти магазинов, «Эссен» — 27 магазинов и т.д. Не говоря уже о развитии макрогипермаркетов «Ашан», Selgross С&С, Real (группа Metro С&C). Вторая причина отставания: Казахстан — слишком большая страна для развития сетевого ретейла. Возникают трудности с управлением. Открыть здесь сеть из 40 магазинов тяжело (хотя в России сеть в сорок магазинов является региональной сетью, а магазинов «Магнит», к примеру, шесть с половиной тысяч). Управлять из Алматы магазином в Уральске или Актау трудно. Нужно делать ставку только на местного директора и местный персонал.

— То есть вопрос эффективного управления для казахстанского ретейла более актуален, чем какие-то остальные вопросы?

— Да, это правда. Эффективное управление торговой сетью более актуально, чем все остальные вопросы. У Magnum Сash & Сarry была большая проблема, когда они открыли первый торговый комплекс в Караганде: в течение года не могли выйти на нормальные показатели окупаемости, и топ-менеджмент по две-три недели из четырех сидел в Караганде. Если вы посмотрите на общее развитие ретейла в Казахстане на сегодняшний день, то поймете, что сети по отношению к российским — небольшие. Сети магазинов в, допустим, fashion-ретейле в России доходят до 800 точек, а в РК эта же сеть российская будет присутствовать в количестве трех-пяти магазинов. Казахстанские сети, вне зависимости от товарного направления (за исключением электроники), меньше в 10 раз по отношению к аналогичным российским сетям.

— Но это же логично: население у нас меньше, поэтому и сеть будет меньше?

— Нет, городов-то у нас достаточно — можно открывать магазин в каждом городе, управлять тяжело на расстоянии.

— Андрей Сергеевич, вот вы говорите, что самый трудный вопрос — это вопрос управления торговой сетью на удаленном расстоянии. Но Россия — тоже большая страна. Как там решают сети вопрос с управлением, местным персоналом?

— Во-первых — жесткая формализация стандартов и бизнес-процессов сети. Во-вторых — проактивное и четкое обучение на местах. В-третьих — систематическая реальная аттестация персонала. В-четвертых — подготовка управленцев с использованием опыта топ-менеджмента из Европы.

— В чем специфика казахстанского ретейла? Есть какие-то отличия от ретейла российского или, допустим, украинского?

— У нас слабый региональный ретейл. В России и на Украине присутствуют два уровня торговых сетей. Первый уровень — это сети национального масштаба, и в Казахстане их на сегодняшний день очень мало, и второй — это сети регионального масштаба. Практически в каждом городе России и Украины есть мощная региональная сеть. К примеру Томск. Там мощная сеть «Лама». Новосибирск — мощная сеть «Мария-Ра». При этом российский региональный ретейл — это от двадцати до двухсот магазинов. В нашем региональном ретейле — это от двух до пяти магазинов.

Ожидание наступления

— Что с точки зрения развития ожидает казахстанский ретейл в ближайшее время? Возможно развитие сетевого регионального ретейла?

— Региональный сетевой ретейл? Вряд ли. Слишком сильно повлиял на Казахстан крах четырех сетей — «Арзан», «Gross», «SM-маркет», «Аймар». Плюс были неуспешные заходы российского ретейла: «Вестер» заходил — провалился, «Пятерочка» заходила — провалилась… Они заходили через франчайзи, а оказалось, что через франчайзи нет сильной управленческой составляющей. В этом, возможно, и была проблема. Это первый фактор, который повлиял на то, что тяжело создавать региональный ретейл. Второй фактор — это присутствие большой доли продаж на открытых рынках. В Казахстане есть длинный период в году, когда покупателю комфортно в смысле погоды ходить на рынки. И в результате эти рынки занимают большую долю ретейла — не менее 60%, и победить их пока нет возможности. Этот фактор еще и объясняет тот момент, почему у нас нет формата дискаунтеров. А доля оптовых и контейнерных рынков велика потому, что у нас в стране поддерживается индивидуальное предпринимательство. По сравнению с юрлицом обороты ИП больше на величину НДС — это значительная величина. И это индивидуальное предпринимательство в массе своей сосредоточено в торговле.

— Какие проблемы придется решать розничному ретейлу в этом году? Может быть, какие-то глобальные тенденции, которые заденут и нас?

— Смотрите, ретейл электроники и бытовой техники стабильно занял свою нишу, там нас ждет только развитие hi-end форматов, форматов для премиума. Если говорить о продуктовом ретейле, то на сегодняшний день проблем нет. Почему? Я объясню. Региональные сети не способны создать сильный ретейл в регионах — это факт. Второе: крупных национальных игроков — два (Magnum и «Рамстор»), а остальные только начинают свою игру. Поэтому на сегодняшний день, честно могу сказать, рынок Казахстана открыт для российского ретейла. Вот, к примеру, из города Бийска может зайти сеть «Аникс» — в Уральск и Усть-Каменогорск. «Мария-Ра» из Новосибирска может прийти в Алматы. Казахстанские города открыты для российского ретейла, потому что мы на самом деле от них отстаем. Отечественный ретейл, может быть, в смысле связей с местной властью сильнее, чем россияне, которые к нам придут, но в уровне профессионализма отстает.

— То есть нам уже пора начинать опасаться агрессивной экспансии россиян?

— Сейчас россияне к нам еще не идут. Это говорит о том, что Россия — страна настолько огромная, что им хватает места и в России. Пока не идут, и, я думаю, в 2014–2015 годах рынок еще будет свободен от российского ретейла.

— То есть до 2015-го можем развиваться самостоятельно?

— Да, это такие счастливые годы для развития казахстанского сетевого ретейла.

— Но получается, что уже через пару лет россияне свой рынок освоят настолько, что и Казахстан для них станет интересен?

— Если рассмотреть уровень доходов стран бывшего Советского Союза, то у нас на первом месте стоят прибалтийские страны, на втором месте — Россия, и на третьем месте стоит Казахстан. Казахстан по доходам начинает подтягиваться к России, и вот эта подтяжка — она приведет к тому, что россияне захотят зайти сюда с food-ретейлом. У них первый заход не получился, они раньше времени зашли в очень большую страну с низкой плотностью населения. А вот российский fashion mass-market отлично себя чувствует в казахстанских торговых центрах и увеличивает количество торговых площадок. Это такие бренды, как «Детский мир», «Спортмастер», Incity, «Твое», «Эконика» и т.д. Они вошли на рынок вовремя — и вошли уже в другую страну. Продуктовый ретейл в Казахстан вошел раньше лет на пять, и поэтому он проиграл. Поторопились. Поэтому теперь представители food-ретейла выжидают более стабильной ситуации.

— Но вторую попытку входа сделают все равно?

— Вторую попытку сделают обязательно. Они уже присматриваются. Сюда уже приезжала сеть «Дикси», Х5, исследования проводит бийская сеть «Аникс» и не только они. В Казахстан могут зайти дополнительно еще и международные сети, исследования проводит группа компаний Carrefour. MAF Group из Эмиратов уже была здесь, в Казахстане, и тоже проводила исследования, проявляя намерения по вхождению.

— Насколько выгодны сейчас инвестиции в ретейл и как долго окупаются, если сравнить, например, Казахстан, Россию и Украину?

— Первый сетевой ретейл в России, Казахстане и на Украине окупался за два года. Сейчас инвестиционное плечо удлинилось и построение сети окупается за 4–5 лет минимум. Инвестиции выгодны, food-ретейл всегда пользуется спросом, проигравших сетей в food-ретейле немного. Почти всегда это перепродажа с каким-то доходом, перепродажа собственником созданной им торговой сети всегда выгодна.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики