Степь — есть, сетей — не хватает

Рынок РК открыт для развития торговых сетей, но казахстанским компаниям стоит поторопиться, иначе инициативу в местном сетевом ретейле перехватят россияне

Степь — есть, сетей — не хватает

Вытеснение традиционных структур розницы активно развивающимся сетевым ретейлом — эта тенденция в соседней России наблюдается уже несколько лет, однако в Казахстане пока не приобрела ощутимого масштаба. В РК по-прежнему много населенных пунктов, где сетевой ретейл практически не представлен. Если снова взглянуть на соседей, то там освоением небольших городов занимаются преимущественно дискаунтеры и магазины формата возле дома. В Казахстане такой формат сетевой торговли, как дискаунтеры, отсутствует. При этом стоит отметить, что крупнейшие сети России, «Магнит» и «Пятерочка», как дискаунтеры создали лидеров ретейла СНГ — группы «Магнит» и Х5. Андрей Калмыков, управляющий директор консалтинговой компании Trade Help, уверен: Казахстан очень ощутимо отстал от России в развитии сетевого ретейла. Однако этот рынок остается привлекательным для инвестиций, а неудачи первопроходцев из России в освоении, например, казахстанского food-ретейла дают хорошие шансы для развития местных сетей. Правда, успех их ждет, если они поспешат: россияне снова начинают активно исследовать вопрос вхождения на наш рынок.

Управление и невезение

— Андрей Сергеевич, на какой стадии сейчас находится развитие розничного ретейла в Казахстане? Если сравнить, например, с Россией — насколько отстаем?

— Казахстан отстает, можно сказать, на 7–10 лет в развитии. В чем это выражается? Первое — в республике отсутствует ряд форматов сетевой торговли. У нас нет сильного сетевого формата «гипермаркет», за исключением двух магазинов Green и одного гипермаркета «Рамстор» в Алматы. В Казахстане нет формата дискаунтеров — таких, как российские «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «Монетка», а это лидирующая группа российского ретейла. А сетей формата «кеш энд кэрри» в России пять. Это, например, «Лента» — более шестидесяти пяти магазинов в этой сети, «Карусель» — около восьмидесяти магазинов, «Эссен» — 27 магазинов и т.д. Не говоря уже о развитии макрогипермаркетов «Ашан», Selgross С&С, Real (группа Metro С&C). Вторая причина отставания: Казахстан — слишком большая страна для развития сетевого ретейла. Возникают трудности с управлением. Открыть здесь сеть из 40 магазинов тяжело (хотя в России сеть в сорок магазинов является региональной сетью, а магазинов «Магнит», к примеру, шесть с половиной тысяч). Управлять из Алматы магазином в Уральске или Актау трудно. Нужно делать ставку только на местного директора и местный персонал.

— То есть вопрос эффективного управления для казахстанского ретейла более актуален, чем какие-то остальные вопросы?

— Да, это правда. Эффективное управление торговой сетью более актуально, чем все остальные вопросы. У Magnum Сash & Сarry была большая проблема, когда они открыли первый торговый комплекс в Караганде: в течение года не могли выйти на нормальные показатели окупаемости, и топ-менеджмент по две-три недели из четырех сидел в Караганде. Если вы посмотрите на общее развитие ретейла в Казахстане на сегодняшний день, то поймете, что сети по отношению к российским — небольшие. Сети магазинов в, допустим, fashion-ретейле в России доходят до 800 точек, а в РК эта же сеть российская будет присутствовать в количестве трех-пяти магазинов. Казахстанские сети, вне зависимости от товарного направления (за исключением электроники), меньше в 10 раз по отношению к аналогичным российским сетям.

— Но это же логично: население у нас меньше, поэтому и сеть будет меньше?

— Нет, городов-то у нас достаточно — можно открывать магазин в каждом городе, управлять тяжело на расстоянии.

— Андрей Сергеевич, вот вы говорите, что самый трудный вопрос — это вопрос управления торговой сетью на удаленном расстоянии. Но Россия — тоже большая страна. Как там решают сети вопрос с управлением, местным персоналом?

— Во-первых — жесткая формализация стандартов и бизнес-процессов сети. Во-вторых — проактивное и четкое обучение на местах. В-третьих — систематическая реальная аттестация персонала. В-четвертых — подготовка управленцев с использованием опыта топ-менеджмента из Европы.

— В чем специфика казахстанского ретейла? Есть какие-то отличия от ретейла российского или, допустим, украинского?

— У нас слабый региональный ретейл. В России и на Украине присутствуют два уровня торговых сетей. Первый уровень — это сети национального масштаба, и в Казахстане их на сегодняшний день очень мало, и второй — это сети регионального масштаба. Практически в каждом городе России и Украины есть мощная региональная сеть. К примеру Томск. Там мощная сеть «Лама». Новосибирск — мощная сеть «Мария-Ра». При этом российский региональный ретейл — это от двадцати до двухсот магазинов. В нашем региональном ретейле — это от двух до пяти магазинов.

Ожидание наступления

— Что с точки зрения развития ожидает казахстанский ретейл в ближайшее время? Возможно развитие сетевого регионального ретейла?

— Региональный сетевой ретейл? Вряд ли. Слишком сильно повлиял на Казахстан крах четырех сетей — «Арзан», «Gross», «SM-маркет», «Аймар». Плюс были неуспешные заходы российского ретейла: «Вестер» заходил — провалился, «Пятерочка» заходила — провалилась… Они заходили через франчайзи, а оказалось, что через франчайзи нет сильной управленческой составляющей. В этом, возможно, и была проблема. Это первый фактор, который повлиял на то, что тяжело создавать региональный ретейл. Второй фактор — это присутствие большой доли продаж на открытых рынках. В Казахстане есть длинный период в году, когда покупателю комфортно в смысле погоды ходить на рынки. И в результате эти рынки занимают большую долю ретейла — не менее 60%, и победить их пока нет возможности. Этот фактор еще и объясняет тот момент, почему у нас нет формата дискаунтеров. А доля оптовых и контейнерных рынков велика потому, что у нас в стране поддерживается индивидуальное предпринимательство. По сравнению с юрлицом обороты ИП больше на величину НДС — это значительная величина. И это индивидуальное предпринимательство в массе своей сосредоточено в торговле.

— Какие проблемы придется решать розничному ретейлу в этом году? Может быть, какие-то глобальные тенденции, которые заденут и нас?

— Смотрите, ретейл электроники и бытовой техники стабильно занял свою нишу, там нас ждет только развитие hi-end форматов, форматов для премиума. Если говорить о продуктовом ретейле, то на сегодняшний день проблем нет. Почему? Я объясню. Региональные сети не способны создать сильный ретейл в регионах — это факт. Второе: крупных национальных игроков — два (Magnum и «Рамстор»), а остальные только начинают свою игру. Поэтому на сегодняшний день, честно могу сказать, рынок Казахстана открыт для российского ретейла. Вот, к примеру, из города Бийска может зайти сеть «Аникс» — в Уральск и Усть-Каменогорск. «Мария-Ра» из Новосибирска может прийти в Алматы. Казахстанские города открыты для российского ретейла, потому что мы на самом деле от них отстаем. Отечественный ретейл, может быть, в смысле связей с местной властью сильнее, чем россияне, которые к нам придут, но в уровне профессионализма отстает.

— То есть нам уже пора начинать опасаться агрессивной экспансии россиян?

— Сейчас россияне к нам еще не идут. Это говорит о том, что Россия — страна настолько огромная, что им хватает места и в России. Пока не идут, и, я думаю, в 2014–2015 годах рынок еще будет свободен от российского ретейла.

— То есть до 2015-го можем развиваться самостоятельно?

— Да, это такие счастливые годы для развития казахстанского сетевого ретейла.

— Но получается, что уже через пару лет россияне свой рынок освоят настолько, что и Казахстан для них станет интересен?

— Если рассмотреть уровень доходов стран бывшего Советского Союза, то у нас на первом месте стоят прибалтийские страны, на втором месте — Россия, и на третьем месте стоит Казахстан. Казахстан по доходам начинает подтягиваться к России, и вот эта подтяжка — она приведет к тому, что россияне захотят зайти сюда с food-ретейлом. У них первый заход не получился, они раньше времени зашли в очень большую страну с низкой плотностью населения. А вот российский fashion mass-market отлично себя чувствует в казахстанских торговых центрах и увеличивает количество торговых площадок. Это такие бренды, как «Детский мир», «Спортмастер», Incity, «Твое», «Эконика» и т.д. Они вошли на рынок вовремя — и вошли уже в другую страну. Продуктовый ретейл в Казахстан вошел раньше лет на пять, и поэтому он проиграл. Поторопились. Поэтому теперь представители food-ретейла выжидают более стабильной ситуации.

— Но вторую попытку входа сделают все равно?

— Вторую попытку сделают обязательно. Они уже присматриваются. Сюда уже приезжала сеть «Дикси», Х5, исследования проводит бийская сеть «Аникс» и не только они. В Казахстан могут зайти дополнительно еще и международные сети, исследования проводит группа компаний Carrefour. MAF Group из Эмиратов уже была здесь, в Казахстане, и тоже проводила исследования, проявляя намерения по вхождению.

— Насколько выгодны сейчас инвестиции в ретейл и как долго окупаются, если сравнить, например, Казахстан, Россию и Украину?

— Первый сетевой ретейл в России, Казахстане и на Украине окупался за два года. Сейчас инвестиционное плечо удлинилось и построение сети окупается за 4–5 лет минимум. Инвестиции выгодны, food-ретейл всегда пользуется спросом, проигравших сетей в food-ретейле немного. Почти всегда это перепродажа с каким-то доходом, перепродажа собственником созданной им торговой сети всегда выгодна.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года